Зима катит во все глаза, на улицах снег и лед, на асфальте временами то каша, то голый лед, и немудрено, что количество мелких ДТП сразу возрастает. В уличной толчее поцарапать автомобиль – пара пустяков. Стоять и ждать сотрудников ГИБДД в таком случае многие считают ненужным и стараются решить все вопросы на месте, тем более, что при мелких повреждениях инспектора закрывают на это глаза. Разобрались сами, и ладненько. Но будет ли достаточно – получить компенсацию, не сходя с места происшествия?
«Разборки» на асфальте чреваты неприятностями для обеих сторон. Обставив все по-быстрому, соглашатели нарушают правила, добровольно покинув место происшествия. Поводов для запоздалого раскаяния может быть много. Скажем, недобросовестный «коллега» единолично сдастся властям, представив ДТП в выгодном для себя свете. Задним числом учинить иск может и фирма – владелец автомобиля. Не исключено, что по поводу свежей царапины придется объясняться на посту ДПС. Но, главное, отступные могут оказаться куда меньше реальной стоимости ремонта. Все наши попытки выяснить, каким образом можно оценить причиненный ущерб и определить стоимость ремонта небольшой царапины или вмятины на крыле или дверце машины, в среде казанских жестянщиков наталкивались на уклончивые ответы: «Ну, это смотреть надо, так сразу не определишь, всегда бывает по-разному, привозите машину к нам, посмотрим». Поэтому нам пришлось обратиться к опыту московских коллег.
Специалист в области кузовного ремонта Евгений Борисенков советует: «Полностью оценить ущерб способен только профессионал. Если вы не из их числа, сперва обязательно классифицируйте повреждение. Убедитесь, не изменились ли зазоры по периметру дверей, крышки багажника и капота. У наших машин они неравномерны с рождения, но свои каждый хозяин обычно знает «в лицо». Посмотрите, не возникли ли по крыше складки, не треснули ли стекла (особенно вклеенные). Прикиньте, уцелела ли геометрия силовых элементов или хотя бы видимых их частей. Это лонжероны, пороги, поперечины и стойки. Обязательно проверьте, не потекли ли радиаторы охлаждения двигателя, автоматической коробки или кондиционера, не расколот ли бачок омывателя или расширительный бачок (они часто стоят в травмоопасной зоне за передним бампером). Вообще, никаких луж под автомобилем образовываться не должно.
Гляньте, не сместились ли колеса относительно кузова, не пострадали ли элементы подвески. Напоследок необходимо проверить, не заедают ли двери и опускные стекла. Если что-то из перечисленного обнаружено – это косвенный признак тяжелой деформации кузова. В этом случае торг неуместен – без официального оформления аварии не обойтись. Следующий вид столкновения куда менее грозен, например, деформирован каркас детали, порван металл или замяты завальцованные участки. Но обманываться не стоит: здесь экспертная оценка требует знаний технологии ремонта.
Нелегко восстановить форму поверхности, если она деформирована на большой площади или расположена в труднодоступном месте. Порой замена целесообразнее ремонта, но решение опять-таки может принять только специалист. Значит, и здесь разойтись полюбовно не выйдет – цену вопроса на дороге не согласовать. Самый легкий вид соударения – касательный. В нем, как правило, страдают лишь наружные панели. Если размер «раны» невелик – это, пожалуй, единственный вариант, позволяющий разобраться на месте. Хотя тут тоже есть свои хитрости. Популярные ныне на иномарках алюминиевые и композитные материалы в официальных сервисах обычно не восстанавливают. Чудеса коварства проявляет пластиковый бампер. Фокус в том, что вещь эта, как правило, упругая и принимает первоначальную форму даже при сильном ударе. Снаружи все выглядит довольно безобидно. Так, содранная краска да небольшая трещина. Все это без труда поправят в любом сервисе по цене порой ниже «жестяночной».
Однако скрытые разрушения могут оказаться катастрофическими. Ведь сразу за бампером – жесткая поперечина, которую без сварки не вытянешь. А чуть дальше – гофры сминаемой зоны лонжеронов… Качественный кузовной ремонт – это цепь взаимосвязанных, обязательных к исполнению операций. Делать кое-как, «лишь бы не видно», настоящий мастер не будет! Поэтому имейте в виду следующее: доступ к поврежденным элементам чаще всего связан с разборкой. Работа довольно дорогая. Так, перебрать арматуру двери в «Ситроене-С5» стоит $75! А демонтаж фары с «Берлинго» связан со снятием переднего бампера, что, сами понимаете, недешево. Восстановленные детали обычно красят целиком. Когда на поверхности есть четкая граница (ребро жесткости, молдинг и так далее), можно обойтись и частичной окраской. Правда, если основа – металлик, лаком все равно покрывают весь элемент. (Кто не знает, металлик наносят в два приема – сперва основу, потом лак. Отсюда в прейскуранте возникает надбавка за двухслойность.)
Затем может понадобиться финишная полировка, восстановление антикора и так далее. В стоимость окраски обязательно входит время (около одного нормочаса) на подготовку инструмента. Очевидно, что учесть все нюансы неспециалисту сложно. Поэтому некоторые усредненные цифры мы свели в таблицу. Это – для российских машин, ибо тут есть хоть какая-то стабильность. Для иномарок, где разброс цен необъятно широк, приведенные цифры надо умножить минимум на два. Впрочем, расчеты весьма приблизительны. Разумнее все же добраться до сервиса и обратиться за помощью к специалистам. Они если и просчитаются, то ненамного».
«Цена жестяных работ зависит от повреждения. В любом случае машину должен посмотреть мастер и решить, каким способом повреждение будет исправлено. Это может быть замена детали, это может быть шлифовка и покраска, – рассказывают менеджеры сервисного центра «Апельсин». – Самостоятельно определять стоимость ремонта нежелательно – можно ошибиться, причем в меньшую сторону, так как можно не учесть какие-то нюансы и внутренние повреждения».
Вот примерная стоимость окраски на недорогую иномарку в казанском автосервисе:
1. Окраска
Крыло переднее – 2 тыс. 240 руб. + 0,3 кг (краска)
Бампер – 2 тыс. 240 руб. + 0,3 кг (краска)
Крыло заднее – 2 тыс. 240 руб. + 0,4 кг (краска)
Дверь – 2 тыс. 240 руб. + 0,4 кг (краска)
Капот – 2 тыс. 800 руб. + 0,5 кг (краска)
Крышка багажника – 2 тыс. 240 руб. + 0,4 кг (краска)
Крыша – 3 тыс. 360 руб. + 0,5 кг (краска)
Порог – 1 тыс. 120 руб.
2. Краска и расходные материалы
Акрил – 2 тыс. 900 руб./кг
Металлик – 4 тыс. 60 руб./кг
Перламутр – 4 тыс. 640 руб./кг
Стоимость шпаклевки составляет 50% от стоимости краски.
«Еще нужно учитывать стоимость часа работы самого мастера. Это нормочас, – констатирует менеджер автосалона «Барс Авто» Марина Воронцова. – Вот, например, стоимость часа ремонта жестянки на «Опель» – одна тыс. 100 рублей, а «Шевроле» – 900. Если кому-то захочется сэкономить и сделать ремонт в кустарных условиях, то это риск получить машину внешне исправленную, но «больную» внутри. Все-таки стапель еще никто не отменял, и качество работы да и расходных материалов в сервисных центрах, как ни крути, выше».