Практически каждый обладатель автомобиля задумывался над таким вопросом: как сделать звук внутри салона наиболее приятным для своего слуха? Какие именно компоненты предпочесть и делать ли установку собственными силами или обратиться к профессионалам? Корреспондент 116.ru попытался разобраться в этом вопросе.
Для начала рассмотрим вариант самостоятельного выбора автозвука, которым поделился с читателями «профессиональный автолюбитель» и администратор сайта www.autotyumen.ru Егор Коновалов: «Необходимо определиться в ваших музыкальных предпочтениях, а также на бюджете самой покупки. На практике существует мало систем, способных отыграть материал любого жанра, и стоят они немало. Будем ориентироваться на среднебюджетные системы стоимостью до 1500 $. Идеальным считается прослушивание в безэховой камере, лишенной призвуков и резонанса. В реальности такое встретить маловероятно, поэтому слушатель должен быть готов к тому, что звучание одних и тех же компонентов будет разительно отличаться, например, при прослушивании на стенде и в машине. Последняя (если это не ржавая насквозь «копейка») является подобием акустически замкнутого пространства, поэтому ей присущи определенные нюансы передачи звукового тракта.
Стоит упомянуть также, что наиболее ушлые продавцы частенько набивают стенды акустическим синтепоном, при этом даже дешевый динамик начинает играть более красочно. Еще одна уловка – подключение магнитолы к динамикам через высоковольтные входы усилителя. Но реальная мощность встроенного усилителя магнитолы редко превышает 20 Вт, а этого недостаточно для создания качественного звучания. Поэтому главным в выборе компонентов остается так называемая «сыгранность». Т.е. головное устройство одной фирмы может великолепно сочетаться с акустикой и усилителями других фирм. Есть так называемые наработанные «связки», заранее обеспечивающие хороший результат звучания. Я рекомендую прослушивание и выбор компонентов проводить как на стенде, так уже и в готовых инсталляциях, с учетом собственных музыкальных предпочтений. Только так можно услышать различные нюансы звучания компонентов. К их выбору надо подходить не менее основательно, чем к прослушиванию. Кроме фирменных черт звучания того или иного бренда, существует масса других критериев, по которым следует отбирать ту или иную аппаратуру.
Помимо банальных габаритных размеров, желательно обратить внимание на наличие как минимум двух пар линейных выходов, наличия диммера, а также на внешний вид самого аппарата, его сочетание с общим дизайном салона и приборной панели. Я осознанно не перечисляю особенности звучания тех или иных головных устройств, акустики и усилителей, так как восприятие звукового тракта у каждого человека индивидуально, и, следовательно, моё мнение не может претендовать на объективность. Следующий вопрос – наличие декодеров MP3 и WMA. Основным преимуществом этих форматов является сжатость музыкальных композиций, исходя из этого, на обычный диск удается записать в 8-10 раз больше композиций. Главный недостаток прослушивания музыки в данном формате – при сжатии с любым, пусть даже самым высоким битрейтом, композиции теряют в качестве. Полоса частот при этом сильно урезается, и на выходе слушатель получает сильно измененную композицию. Чтобы услышать разницу, достаточно просто сравнить качество звучания музыкального произведения с компакт-диска и воспроизводимого на радио – все радиостанции FM-диапазона, кроме частоты 100.9, осуществляют вещание в формате MP3.
Выбору акустики надо уделять не меньшее, если не большее, внимание. Кроме музыкальных предпочтений, при её выборе надо определиться как с размером покупаемой акустики, так и с местом её установки. В настоящее время наиболее популярной является установка акустики в подиумы на двери, все большую популярность набирает установка в напольные ящики под сидения. При установке в двери главным плюсом является относительная простота инсталляции. При установке в ящики – слушатель получает более сильный фронтальный бас, однако расчет и изготовление ящика – довольно-таки трудоемкое дело. Не меньшую роль при покупке играют типоразмер и установочная глубина акустики – нередко бывает, что дверь, её внутреннюю начинку и обшивку приходится долго и мучительно подгонять под купленные компоненты. Мои рекомендации при выборе акустики – хорошие двухкомпонентные динамики известного бренда. Выбор сабвуфера осуществляется по тем же критериям, наиболее значимые из которых – особенность звучания, диаметр и установочная глубина».
Похоже, что самостоятельно поставить сложную систему рядовому автолюбителю не по силам. Может лучше поехать в сервис?
Звук – дело профи
«Наша фирма работает в области установки автозвука HI-END класса уже 13 лет, – рассказывает менеджер салона «Блюз Мобиль» Михаил Коваленко. – В принципе качественный звук можно установить в любой машине. Другое дело – во сколько это обойдется владельцу, и для чего ему это нужно. Некоторые делают «на показ», как говорится, «прокачивают тачилу». В таких случаях на решение всех вопросов можно потратить и двести и триста тысяч. Но работаем мы быстро, за два дня – вся установка. Конечно, зависит все от человека. Кто заказывает комплекс, получает тонировку, проклейку и качественный звук. Вообще к каждому клиенту у нас подход индивидуальный. А работают у нас профессионалы. В качестве подтверждения вот смотрите – дипломы, кубки, благодарности и сертификаты за первые места по организации автозвука. Буквально недавно, 13 октября, мы заняли первое место на всероссийских соревнованиях по автотюнингу «SPL-давление», которые проводились в Чебоксарах. Я вообще считаю, что такими тонкими материями, как звук, должен заниматься звуковик. Практически звукорежиссер. Иначе что-то можно пропустить, не учесть или не услышать».
Советы от 116.ru
Музыкальная система играет настолько хорошо, насколько звучит самый худший ее компонент. Стремление купить что-то одно очень дорогое не улучшит в целом звучания, но существенно повлияет на конечную цену всей системы.
Любые компоненты можно «угробить» плохой установкой. Шикарные мидбасовые динамики в дверях, установленные без надлежащей подготовки оснований или подиумов, без организации правильных волноводов, будут «бубнить», обшивка будет дребезжать в такт, «глубины» баса не будет из-за колебаний незадемпфированных панелей двери. Дорогие высокочастотные динамики («пищалки»), установленные низко и неправильно направленные, не смогут создать сцену перед слушателем. Специалист при построении аудиосистемы оценит расположение всех компонентов, их направленность и спроектирует под них места.
Даже самая продвинутая шумоизоляция не сделает машину классом выше. Обещания, что будет, как в «Мерседесе», некорректны. Высокая цена, существенный вес большого количества материалов и создание многослойного «пирога» далеко не всегда оправдывают ожидания и вложенные деньги. В первую очередь стоит говорить о шумовиброизоляции, так как основную проблему в первую очередь представляют вибрации металлических панелей кузова, дверей, крыши и боковин. Основной же шумовой дискомфорт вносят задние арки автомобиля и пол багажника. Установщики уделяют этим местам особое внимание, что опять же гарантирует получение хорошего результата.