В среду истекает срок действия жилищного сертификата Равиля Юнусова, официально проживающего в поселке Киндери, который входит в состав Казани. Однако до сих пор не найдено окончательное решение для военнослужащих, чернобыльцев и беженцев, имеющих право на военные сертификаты.
К сожалению, с Равилем Мухамматовичем связаться не удалось. В АТП СП им. Горбунова, где он работает начальником бюро безопасности движения и технического контроля, сказали, что он взял на некоторое время отпуск.
По условиям программы «Государственные жилищные сертификаты» срок их действия – девять месяцев. Если за это время сертификаты не были реализованы, то они превращаются в простую бумажку. Однако купить квартиру на жилищном рынке, исходя из положенных нормативов площади, на сертификат невозможно: расчетная стоимость квадратного метра намного ниже реальной. Этим объясняется, что берут их крайне неохотно.
Но, как заверяют в минстрое РТ, для тех, кто не воспользовался сертификатом, остается возможность получить причитающие средства. «Если срок действия сертификата истек, воспользоваться средствами невозможно. Для этого нужно снова подать документы на получение жилищного сертификата, – объяснила начальник отдела жилищной политики и регулирования процессов на рынке жилья министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Анастасия Пятова. – На 2008 год формирование списков было закончено к первому октября, однако остается возможность войти в число получателей в 2009 году».
«На сегодня по Казани выдано 10 жилищных сертификатов военнослужащим по спискам этого года и четыре – оставшимся с прошлого. Чернобыльцы получили один сертификат, вынужденные переселенцы – четыре, – отметила ведущий специалист «Управления жилищной политики» Гузалия Яппарова. – Эти категории граждан могут участвовать в городской программе «Жилье – горожанам» как имеющие право на государственную финансовую поддержку. После покрытия части стоимости квартиры за счет сертификата на оставшуюся часть оформляется кредит под 11 процентов годовых».
Еще в сентябре вовсю осуждалась возможность, что владельцы сертификатов смогут участвовать и в социальной ипотеке, внеся положенные им средства в качестве первоначального взноса. Однако, несмотря на уверения, что механизм будет разработан в ближайший месяц, воз и ныне там.
«Сертификат можно реализовать только по договору купли-продажи, – говорит офицер запаса Юрий Авксентьев. – По программе «Жилье – горожанам» квартира сразу оформляется в собственность. А по условиям социальной ипотеки – только после полной оплаты ее стоимости».
Поскольку сумма жилищных сертификатов практически покрывает стоимость квартир по соципотеке, ожидается, что льготники смогут сразу приобретать их в собственность без рассрочки платежа.
Но пока участие в городской ипотеке Юрий Авксентьев посчитал единственной возможностью купить то жилье, которое полагается государством его семье.
«С 1998 года стою на очереди. Последним местом службы была Башкирия. До этого с женой и дочкой – сейчас она уже в мединституте учится – где только не бывал. Начинал служить в Монголии, потом – Венгрия, Украина, Саратовская область... Никогда своего дома не было, всю жизнь, можно сказать, по углам скитались. Сейчас снимаем двухкомнатную квартиру, правда недорого, у знакомых, но свое жилье должно же быть в конце-концов! Жилищный сертификат мы получили на двухкомнатную квартиру, но его суммы – миллион двести тысяч – хватит разве что на «однешку». На очередь по программе «Жилье – горожанам» нашу семью поставили. Довелось, правда, побегать, чтобы собрать все документы, особенно с регистрационной палатой сложно было. Но это не то что пришлось – нужно было делать! В жилуправлении, куда мы подавали документы, нам сказали, что сообщат, как только появятся квартиры. Пока неизвестно, что за квартира, нельзя рассчитать, какая часть будет в кредит, сколько придется платить. Надеюсь, подходящий вариант для нас найдется. Сертификат внесу на оплату квартиры, оставшуюся часть – в кредит. Теперь остается только ждать, когда подойдет наша очередь. Как в пословице: жду ответа, как соловей лета».