Авто Олег Шатов, директор казанской школы высшего водительского мастерства: «Я считаю, что следует искоренять психологию вахтера!»

Олег Шатов, директор казанской школы высшего водительского мастерства: «Я считаю, что следует искоренять психологию вахтера!»

" src=

Этого человека знает больше половины казанских водителей. Его мнение в области поведения на дороге и приемов вождения автомобиля является экспертным. Он провел тест-драйвы такого количества машин, что они не поместились бы ни на одну стоянку. Это руководитель казанской Школы водительского мастерства.

Мы встретились с Олегом Шатовым на площадке, где как раз и проходил процесс обучения начинающих водителей.

– Расскажите, пожалуйста, Олег Игоревич, с чего начиналась ваша школа?

– Школу организовали в 98-м году после знакомства с заслуженным тренером России по ралли профессором Российской государственной академии физкультуры Эрнестом Цыганковым. Я заинтересовался контраварийной подготовкой, посетил его занятия. Увидев мой интерес к своей методике, профессор предложил мне начать работать по этой теме в Казани. Уже потом я узнал, что в России мы стали первыми.

– Желающие появились сразу?

– Когда мы начинали, людям было вообще непонятно, что мы делаем. Ведь есть автошколы, где готовят водителей. Считалось, что задача обучения вождению – сдать экзамены и получить права. А там хоть трава не расти. Кстати, многие и сейчас считают, что путем каждодневной езды по городу можно научиться водить без проблем. Но чудес не бывает. Для того чтобы научиться выходить из критической ситуации нужно в нее попасть и не один раз. Многие водители говорят: «У меня стаж 20 лет и ни одной аварии, чему меня еще можно научить»? Но на самом то деле такие водители умеют, дай Бог, 5-10 процентов того, что можно знать и уметь. Чуть побольше знают автогонщики, особенно раллисты. Дело в том, что ралли проходят по дорогам общественного пользования, в отличие от кроссменов или трековиков. У всех них есть свои фирменные приемчики, которые они и используют.

– Что за методики вы применяете?

– В основу положена изученная физика движения автомобиля. Кроме того, сюда вошла и педагогическая работа. На вооружение взята методика подготовки раллистов. Но это не значит, что мы готовим гонщиков. В подготовке грамотного водителя важна последовательность упражнений. Если она сбивается, то ухудшается результат. Вносить новое можно, но все изменения должны быть обоснованы. Человека надо плавно подводить к выполнению следующего приема вождения, постепенно наращивая сложность и попутно объясняя и исправляя ошибки. Не хотел говорить про автошколы, но... Вот как, например, учат заезжать в «гараж»? Поставили фишки, и ученик начинает туда-сюда дергаться, пытаясь попасть между ними. А ведь начинающий водитель должен сначала почувствовать автомобиль, его возможности, габариты, научиться работать с зеркалами. А у нас никакой ученик не остается один. Инструктор всегда внимательно следит и указывает на ошибки, подсказывает пути решения.

– Я заметил, что на площадке у вас тренируются новички. Это два направления деятельности?

– Да, практически сразу мы начали применять нашу методику обучения к новичкам. И надо сказать, что эффект от обучения у нас выше, чем в автошколе. Здесь точно также работает технология построения занятий. Вообще, выпускники автошкол это очень благодарная публика. Их много, спасибо автошколам, хочу передать привет, пользуясь случаем. Пока есть у нас автошколы, мы без работы не останемся. Единственный негативный момент: к нам, бывает, приходят люди, которые владеют такими приемчиками, от которых волосы дыбом встают – боже мой! Кто же их этому научил? Например, в одной автошколе инструктор на полном серьезе говорил своим ученикам, что руль надо держать одной рукой, а вторая должна быть на рычаге переключения передач. Как будто надо высшее образование иметь, а то и два, чтобы понять, что руление двумя руками будет гораздо точнее и безопаснее. Если колесо лопнет или попадет в выбоину на дороге, одной рукой, будь ты хоть Арнольд Шварценеггер, автомобиль не удержишь. Этот факт доказан неоднократно многими водителями.

В другой школе инструктор учил перестраиваться следующим образом: «включаешь левый поворот, считаешь до трех и перестраиваешься. Мне как-то пришлось уворачиваться на дороге от «Окушки», которую, видимо, вел выпускник этой автошколы.

– Неужели все так плохо?

– Я не сомневаюсь, что есть хорошие инструктора, но все-таки в большинстве… увы. Когда мы первый раз получали лицензию, я сказал комиссии, что мы обучаем по методике профессора Цыганкова. На что один из членов комиссии хмыкнул и спросил: «А что, теперь шоферов профессора начали готовить»? Так вот, может быть, в этом и кроется проблема? Почему любой другой деятельности и профессии могут обучать и профессора в том числе, а водителей, получается, кто попало? Может быть, поэтому у нас на дорогах 35 тысяч погибших ежегодно?

– То есть первая группа ваших обучаемых, это выпускники автошкол. А вторая? Что это за люди?

– Это люди с достаточно высоким уровнем интеллекта, которые уже созрели для того, чтобы понять – им есть чему учиться, и хотят водить грамотно и безопасно.

У меня есть оппоненты, которые считают, что эффект от контраварийной подготовки отрицательный, и мы учим этаких «шумахеров», которые затем носятся по улицам, гоняют по ночам. Я вас заверяю – у нас таких ни одного не было. Они сами по себе, где-то учатся, тренируются. Те, кто приходит к нам, становятся на дороге более осторожными. Мы развиваем в людях чувство автомобиля, а зимой еще и чувство скольжения. Как говорят автогонщики раллисты, зимой и летом автомобиль себя ведет одинаково, разница только в скоростях. А нам зимой легче научить работать со скольжением – не надо сильно разгоняться.

– Ученики вашей школы тренируются на своих машинах?

– Да, на своих. Потому что автомобили сейчас разные, очень много иномарок. Разные габариты, разный привод. В частности, на занятиях с новичками мы учим правильно вести машину в потоке. Дистанция, боковые интервалы, в том числе по зеркалам. Зеркала тоже все разные. Вот и привыкают. Зачем учить человека вождению «девятки», когда у него «Субару»? Существует расхожее мнение, что «будешь учиться на плохой машине, на хорошей всегда сможешь». Но если учиться на авто без гидроусилителя – отрабатываются одни приемы и навыки. А с усилителем – другие. Да и мышцы разные работают. В результате водитель, пересаживаясь на иномарку, перекручивает руль.

" src=

Зачем изучать механическую коробку, если в гараже иномарка с автоматом?

– Я вижу, у вас основной контингент обучающихся - девушки.

– Да, женщин у нас больше. Бывает даже обидно за парней. Хотя зимой все-таки 50 на 50.

– С чем это связано?

– Самооценка, я считаю. У парней она несколько завышена. Они думают, что все знают и умеют, а женщины, если знают, что ничего не умеют, смело в этом сознаются. А потом, многим приходится возить ребенка. И они естественно хотят делать это максимально безопасно.

– Какой автомобиль, на ваш взгляд, наиболее удобен и устойчив на дороге?

– Наверное, тот, что не подстрекает на агрессивную езду. То есть он должен быть достаточно комфортный, с мягкой подвеской. Наверное, «Мерседес». Вот на нем лично мне хочется просто спокойно ехать. И не совершать никакие маневры.

– Получается, что есть марки, которые провоцируют агрессивную манеру езды?

– Да. Но здесь опять же срабатывает завышенная самооценка. Когда у тебя мощный автомобиль со спортивной подвеской, так и тянет надавить на газ, получить заряд адреналина. Но, я считаю, что хороший автомобиль, как хорошая скрипка, может играть только в руках профессионала. Поэтому, покупая новый мощный автомобиль, надо научиться им управлять.

– Как часто проводите тест-драйвы. И какие авто нравятся?

– Мне нравятся так называемые «драйверс-кар», то есть автомобиль для водителя. К сожалению, нравятся спортивные автомобили, но приходится тестировать автомобили либо массовые, либо слишком дорогие, которые не всем интересны. Хотя, хотелось бы протестировать «Ниссан 350 Z» или «Мазду RX8». Да, и желательно, чтоб над душой никто не стоял. Люблю полноприводные автомобили. «Субару» или «Ауди».

– Вы имеете в виду настоящие внедорожники или паркетные вседорожники?

– Вот эти плюшевые джипы не понимаю я вообще. Если на своем «Ниссан Террано» я еду в лес, то я и еду в лес. А на этих что? Правда, я считаю, что по хорошему асфальту лучше ездить на легковой машине. Потому что часто внедорожник на асфальте не смотрится.

А в Казани особенно хочется внедорожник к концу зимы, когда во дворах не чистят, и начинаешь виснуть на брюхе. Поэтому я просто вынужден был купить себе «Террано».

– А что кроссоверы, которые последнее время наполнили рынок?

– Не знаю, я к ним равнодушен. Наверное, они, как единственный автомобиль, годятся для того чтобы и по асфальту ездить, и с дороги при случае свернуть. Хотя кроссоверы тоже… вот «Фольцваген Туарег» – кроссовер? Да, кроссовер, но с расширенными возможностями. Проходимость у него хорошая. Вот это машина – и для дорог, и для бездорожья.

– Что лучше на бездорожье? Тяжелая машина типа «Лэнд Ровера», или что?

– Кто-то когда-то сказал, что лучший внедорожник это тот, который можно вытащить вдвоем. То есть – «Сузуки самурай». Вот, я считаю, самый лучший внедорожник. «Сузуки Витара» поставил бы на второе место. Причем не новую «Витару», а старую. А вот «Тойота Лэнд Крузер»... чем лучше джип, тем дальше идти за трактором. На хороших колесах да на лифтованом «крузаке» можно залезть в такие дебри, куда и трактор не доберется. Только кто вас будет вытаскивать?

– Последнее время машины стараются напичкать электроникой.

– Я считаю, что это способ содрать деньги с покупателей. Посмотрите форумы. Самые ломающиеся машины – дорогие и напичканные этими самыми прибамбасами. Самые надежные – те, что попроще. Например, «Хёндай» по рейтингу самый неломающийся автомобиль. В нем нет ни стабилизации и никакой другой лишней электроники.

Я вообще считаю, что в системе «дорога-автомобиль-водитель» самым слабым местом всегда является водитель, и вот, вместо того чтобы повышать уровень и улучшать это звено, автопроизводители только ухудшают ситуацию. Сейчас даже парковаться не надо уметь – парктроники помогут. На лицо деградация водителя. Он и раньше-то был бестолковым, а теперь и ни габаритов не надо чувствовать, ни устойчивости автомобиля, ни дистанцию учиться соблюдать. Скоро спать за рулем можно будет. Но все эти системы и датчики имеют способность ломаться. Я вот видел, как на новом 600-ом «Мерседесе» отказала система стабилизации, и водитель оказался совершенно беззащитным перед экстремальной ситуацией. Навыков-то нет.

А потом, все эти системы мешают нам во время занятий, мы ведь должны научить человека управлять автомобилем, если он теряет устойчивость. Зато на скорости, когда автомобиль начинает что-то вытворять, естественно из-за ошибки водителя, эти системы не помогают. То есть до того, как автомобиль выйдет из-под контроля, электронная начинка еще как-то способствует сохранению управляемости, но если пошло скольжение – все. Вывести автомобиль из заноса или бокового сноса способен только сам водитель. Более того, наличие автоматики в автомобиле успокаивает, расхолаживает водителя и создает ложное ощущение безопасности и уверенности. Единственно полезная система – это АБС. Даже водители со стажем, бывает, в экстремальной ситуации жмут на педали тормоза и не могут должным образом среагировать на блокирование колес. А вот активному водителю она мешает.

Вообще, водитель, который умеет управлять автомобилем, да еще и владеет комплексом знаний, который позволяет не попадать в критические ситуации, это, наверное, на сто процентов безопасный водитель. Понимание происходящих на дороге процессов очень влияет на безопасность. Вы посмотрите по статистике ДТП, совершенные по причине отсутствия водительского мастерства, – единицы. А в основном от расхлябанного отношения к процессу управления автомобилем и хамства. Особенно от «синдрома вахтера», когда срабатывает императив «умру, не пущу».

– Что вы можете посоветовать казанским водителям?

– Искоренять психологию «вахтера». Ну, и не торопиться. Исследования показывают, что как ни торопись, выигрыш в одну-две минуты совершенно не сопоставим с теми потерями, которые может принести ваше желание «проскочить». Да и вообще, уважайте друг друга.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем