Количество автомобилей с правым расположением руля в городе становится все больше. Отношение водителей к этим машинам неоднозначное: одни восхищаются прочностью и практичностью таких авто, другие сетуют на неудобное для наших дорог положение водителя. Спор подогревают и федеральные власти, которые то собираются полностью запретить эксплуатацию этих машин, то забывают о своей инициативе и не мешают «людям жить».
Для того чтобы прояснить вопрос с японскими машинами, мы обратились к старшему менеджеру Japcar-Kazan – фирмы, специализирующейся на продаже только японок и только «праворулек», Артему Кондратьеву.
– Артем, расскажите, чем занимается ваша компания?
– Началось все год назад с простого интереса – захотелось купить приличную машину за небольшие деньги. Рассматривались разные варианты, праворульные авто в том числе. После того как стало понятно, что изучение этого вопроса и опыт приобретения японского автомобиля может принести прибыль, была создана фирма. В то время в Казани такие машины были редкостью, и будущие владельцы покупали свои японки кто в Москве, кто в Новороссийске, а кто и во Владивостоке. Сегодня интерес к этим авто растет, и я считаю, что это эффективное направление бизнеса. Дело в том, что здесь наш город немного отстает не только от Москвы, но и от близлежащих регионов. И в Уфе, и в Нижнем Новгороде таких машин гораздо больше, чем у нас. А уж про азиатскую часть России и говорить нечего. Чем ближе к Владивостоку, тем процент праворульных выше.
– То, что Владивосток наводнен японскими машинами, ни для кого не секрет, и факт этот вполне объясним – близость поставщика, дешевизна и отсутствие какой-либо альтернативы. Но у нас-то что происходит? Почему в людях просыпается интерес именно к праворульным машинам?
– Скажем так – у этих машин есть все плюсы и только один маленький минус. Люди, которые углубляются в тему, однозначно хотят пересесть на такие машины. Дело в том, что все собранное в Японии отличается безупречным качеством сборки и точностью комплектующих. Японцы удивительно скрупулезны и щепетильны. Все, что идет на внутренний рынок, просто не ломается практически никогда. Это может показаться преувеличением, но по опыту эксплуатации праворульной машины могу сказать, что замены требует только масло, фильтры и тормозные колодки. Да спросите сами в автосервисе!
Ну, а те, что продаются в других салонах, из японского имеют только шильдик, так как собраны эти машины могут быть где угодно. В Малайзии, в Таиланде, в Индии, в странах бывшего соцлагеря или даже у нас в Калининграде или Питере. То есть, понимаете, сборка уже не та, комплектующие тоже. Оригинальные запчасти остаются на родине. Это примерно так же, как техника Sony, собранная в Китае.
– Есть у этих машин какие-то преимущества?
– Да, немалое значение имеет еще и тот факт, что на внешний рынок идут не самые новые автомобили. Те модели, что в Японии появились уже в 2004-2005 годах, здесь позиционируются как новинки. Например, двигатели с системой GDI (это система прямого впрыска, когда бензин подается в цилиндры под большим давлением, как на дизеле), позволяющие увеличить мощность и уменьшить при этом расход топлива, на здешнем рынке еще не ставятся. Но они есть на внутреннем. Вообще, увеличить количество «лошадей» при минимальном расходе могут только японцы, и если по качеству исполнения двигательных агрегатов и трансмиссии с ними могут поспорить немцы, то в соотношении мощность/расход у японцев нет конкурентов. Это как один из плюсов.
Второй – это, конечно, цена. Например, за 240 тысяч можно купить «Мицубиси Галант» с кожаным салоном, коробкой автомат, со всеми возможными опциями и «наворотами», или приобрести отечественный «ВАЗ 2114». Мне кажется, что выбор вполне очевиден. Как пример, могу привести тот факт, что в Москве на авторынках существуют площадки для отечественных машин и для иномарок. Причем на «тазики» смотрят три-четыре покупателя, а на иномарки – десятки и сотни. В Москве отечественные машины – уже вчерашний день, и там мало кто на них ездит. Это уже считается неприличным. Мнение казанских потребителей еще не столь категорично, но, как мы знаем, тенденции центра постепенно двигают ситуацию и в провинцию. То есть я хочу сказать, что цена – это огромный жирный плюс в пользу праворульных «японок». Тем более что все современные дополнительные опции, такие как кондиционер, полный электропакет, подушки безопасности и так далее, у этих машин стоят сразу. А у тех, что продаются в местных салонах, считаются дополнительным оборудованием и стоят отдельных денег. Ну, а если кому-то нужна механика, есть и она, и без дополнительной оплаты.
Кроме таких очевидных преимуществ есть и косвенные. Например, покупка японского авто происходит только через аукцион. А там состояние машины проверяют исключительно профессионалы. Они не упускают ни одной мелочи и указывают на любую царапину в аукционном листе. Это исследование является определяющим при установке цен и гарантирует, что вам не продадут авто со скрытым дефектом.
– Существует вполне обоснованное мнение, что на наших дорогах водитель сидящий справа повергается большему риску на дороге и чаще создает аварийную ситуацию. Особенно это заметно при обгоне и перестроении на другую полосу движения – чтобы увидеть «встречку», нужно выехать из-за впереди идущего автомобиля больше чем на полкорпуса. У нас даже хотели запретить эксплуатацию таких машин.
– Действительно, эксплуатация наших машин содержит некоторые нюансы. Однако это никоим образом не влияет на безопасность на дороге. Это подтверждается статистикой. Количество аварий праворульных значительно меньше, чем обычных.
– Да, но их и меньше на дорогах!
– Я имею в виду не прямой подсчет, а интегральный. То есть коэффициент соотношения обычных и тех, что предлагаем мы. Таким образом, получается, что машины с правым рулем попадают в аварии реже.
– С чем это связано?
– Ну, во-первых, срабатывает «человеческий фактор», когда водитель чувствует большую ответственность перед остальными участниками дорожного движения и действует более корректно. Например, при обгоне водитель леворульной машины может позволить себе более резкие действия для «выглядывания» из-за впередиидущей машины, чтобы оценить ситуацию. Наш водитель для такого же маневра сначала «отпустит» переднего, чтобы получить больший сектор обзора. Соответственно, он имеет больше времени для раздумий и маневра. Есть и камеры, которые устанавливают в зеркало. Вид из такой камеры гораздо лучше, чем даже у леворульных авто. Стоит она всего тысячу рублей.
– Говорят, что в Москве переделывают машины на левую сторону.
– Это дорого и неоправданно. Можно сказать – неоправданно дорого. Да и качество сборки и монтажа оставляет желать лучшего – переставлять приходится не только рулевую, но и практически весь двигательный отсек.
– Как вы думаете, нападки на авто с правым рулем будут продолжаться?
– Бывший премьер Михаил Фрадков, побывав во Владивостоке и ознакомившись с тамошней ситуацией, заявил, что никаких ограничений и запретов на ввоз не будет. Стало быть, слухи о неправомерности праворульных автомобилей на наших дорогах – надуманы и происходят от невежественности, как чиновников, так и участников дорожного движения. Большое количество поклонников таких машин в других городах России – тому подтверждение.
– В других городах существуют клубы водителей праворульных автомобилей. Есть ли такой клуб у нас?
– По нашим машинам Казань – пока самый отстающий регион. Такие клубы есть даже в небольших городах, а у нас только разговоры. Но все равно это произойдет – клуб позволит людям делиться своими радостями и проблемами, общаться и иногда вместе проводить свободное время.
Вообще, я думаю, что когда количество информации о настоящих японских автомобилях превысит некий критический предел, их количество в городе резко возрастет. Кстати, не хотите взглянуть в каталог и подобрать себе машину?
Фото: Фото автора