В селе Новотроицком Тукаевского района в начале февраля бродячая собака напала на 3-летнего ребенка. Животное растерзало ему лицо, оставив глубокие шрамы на всю жизнь. Власти Челнов понимают: сейчас у животных начинается специфичный период и они начинают сбиваться в стаи. Что становится еще опаснее. Власти города решили строить новый приют для бездомных животных.
В это же время в столице Татарстана местные власти гордятся своим проектом «Казань — город без брошенных животных». Здесь собак отлавливают, стерилизуют, вакцинируют и выпускают обратно на улицу. За прошлый год волонтеры и зооцентры получили около 4,5 тысячи заявок на отлов животных. За то же время около 4 тысяч псов стерилизуют, чипируют и возвращают на улицы. Еще 1 тысячу собак самостоятельно обрабатывают волонтеры.
По данным Минздрава Татарстана, бездомные собаки стали нападать на местных жителей на 25% меньше, чем в начале 2021 года. Но какие проблемы есть в этой системе? Почему после вскрытия чипированного животного выясняется, что его не стерилизовали? И кому это может быть выгодно? И возможно ли вообще решить эту проблему?
«Он мог буквально через две минуты скончаться»
— У нас в районе бегает большая собака. Мне кажется, у нее есть хозяин или был когда-то. Может, кто-то выкинул или хозяева переехали, не знаю. Но она бегает и почти одичала, тощая стала, смотрит на людей. И мне самой страшно! Когда ходим мимо или на детскую площадку с дочкой, я всё время боюсь, что она может на нас броситься. Даже гулять меньше стали — стараюсь не выходить из дома, если во дворе никого больше нет. И пришлось носить при себе перцовый баллончик на случай, если что-то случится, — рассказывает журналисту 116.RU Анна, мама пятилетней Мелисы.
Девочка в силу своего возраста доверчиво просит у мамы погладить «сябаську», но мысль о том, что бездомное животное способно кинуться и причинить вред дочери, доводит Анну практически до истерики. Молодая женщина пыталась обратить внимание управляющей компании, но говорит, там лишь развели руками.
А вот в ЖК «Грин» без пострадавших, к сожалению, не обошлось. 9 января большая собака — метис кавказской овчарки — без хозяина набросилась на корги, которого выгуливала Татьяна. Пес схватил ее питомца за глотку в нескольких миллиметрах от сонной артерии, к счастью, на выручку вовремя подоспел сосед. Корги прооперировали, а затем Татьяна написала заявление в полицию. Она утверждает, что у кавказца-полукровки есть хозяева.
— У нас были изначально подозрения, что собака местная и, возможно, сорвалась с цепи, так как на ней был ошейник и карабин. Нам было важно выяснить, кто хозяин этой махины. Поэтому мой супруг начал расследование, так как полиция сказала, что не будет искать хозяина, предположительно, бездомной собаки. Он потратил два дня, чтобы всё выяснить. Как оказалось, вероятные хозяева этой собаки намеренно отпускают ее погулять с ночи до утра, а если не приходит, то гуляет дальше. Эта собака покусала других животных, вырвав из рук хозяйки другую собачку и потрепав за лапу, каким-то чудом им удалось спасти, нападала на женщину (был суд), нападала на соседа, а также на днях чуть не покусала ребенка. Мы были в ужасе, когда видели, какой у нашей собаки разрыв, он мог буквально через две минуты скончаться, это было так страшно! До какой степени надо было довести ту собаку, чтобы он вел себя так агрессивно по отношению к слабым, — рассказала Татьяна 116.RU.
Татьяне в полиции пообещали наказать хозяев этой собаки, выписав штраф, и информировать девушку о ходе работ. В мэрии Казани также знают о сложившейся в городе ситуации. В начале февраля глава города Ильсур Метшин во время прямого эфира с подписчиками в инстаграм-аккаунте мэрии рассказал, что делают власти для решения проблемы бродячих животных.
— Мы одни из тех муниципалитетов, которые активно занимаются нахождением цивилизованного, гуманного решения этого вопроса. У нас сейчас идет активная работа с нашими депутатами Государственной думы, чтобы были внесены изменения в закон для того, чтобы он работал. Вместе с вами мы этих изменений ждем, но пока не стоим на месте, много [делаем] вакцинаций, стерилизаций и увеличиваем сам приют, поэтому будем продолжать эту работу, — сказал мэр.
Отметим, по данным портала госзакупок, на содержание и регулирование численности бездомных животных в 2022 году власти Казани планировали потратить как минимум 26 миллионов рублей. Именно на такую сумму 2 госконтракта выставили на аукцион чиновники. Сумма первого — 24 миллиона 578 тысяч 910 рублей, а второго — 1 миллион 754 тысячи 358 рублей. Но оба они были признаны несостоявшимися, так как заявку на участие подала только одна компания. Отметим, что в аукционной документации среди одного из первых пунктов заказчик прочит усыплять собак, которые неизлечимо больны или травмированы. Кроме того, судя по документам, 10 дней содержания бездомного животного в приюте стоит 1089 рублей. А усыпление — 773 рубля.
Почему чипированные собаки не стерилизованы?
Альберт Галиев, директор приюта «Кот и пес» в Зеленодольском районе, занимается решением проблемы бездомных животных каждый день. На практике. В его приюте сейчас около 600 четвероногих «сирот». По словам Галиева, ситуация далеко не безоблачная и трудностей хватает. А вот средств на их преодоление как раз нет. Да и бюрократия такая, что животные сами будут умирать на улицах, пока чиновники проведут тендеры и подумают, сколько денег стоит выделить на собачью жизнь.
— Я сегодня был в ЖКХ, они не знают, что делать: аукцион еще не подали, регламенты не позволяют. Сначала надо утвердить бюджет, подтвердить, протокол подписать, после этого могут аукционы подавать. Система не позволяет начать с начала года, плюс сумма контракта маленькая. Безвозвратный отлов не работает, и положительный опыт есть только в приютах Москвы, но там куча муниципальных приютов построены. А у нас нет материальной базы. Когда мы написали заявление об увеличении финансирования, то Рустам Минниханов нам отказал, хотя по условиям контракта можно до 10% увеличить сумму финансирования, — рассказал нам Альберт Галиев.
По его мнению, эффективное средство для решения проблемы агрессивных животных — отлов, стерилизация и выпуск на прежнее место обитания. Собаки попадают в знакомую среду, им не приходится сражаться за территорию. У самок не наступает течка, и она не привлекает кобелей, они не сбиваются в стаи, да и забота о потомстве тоже не вызывает агрессивное поведение у бродячих собак. Однако и тут не всё так просто.
— Встречаются собаки с бирками, которые рожают. Первая реакция — шок. Было вскрытие одной из таких собак в ветакадемии, под камерой, где была бирка, — шов, а половая система полностью на месте. Я не знаю, как объяснить. Тут, возможно, корыстный умысел, так как огромное финансирование идет для Казани и им надо поддерживать фактическую популяцию. Если они действительно начнут всех стерилизовать, не оставлять таких собак, которые биркованные и рожают, то популяция действительно закончится, — делится своими мыслями наш собеседник.
Директор приюта делится: управление ветеринарии вывело формулу, что в больших городах Татарстана на 1000 человек приходится 2 бродячие собаки. Речь про Казань, Челны и Нижнекамск. Как объясняет Галиев, именно исходя из этих расчетов и выделяется финансирование.
Казанский ветеринар с 17-летним стажем Александра Чернышёва тоже знает о «недостерилизованных» бродячих животных. Она видит корень проблемы не столько в корысти, сколько в недостаточной подготовке кадров и предлагает повышать квалификацию.
— Есть муниципальный приют, который стерилизует животных. Но, к сожалению, сама лично знаю очень о многих животных с бирками, которые после стерилизации рожали, которых я реоперировала, там оставляли яичники, и они также выходят в течку и устраивают эти свадьбы, — говорит ветеринар.
Другая сторона вопроса — самовыгульные охранные псы. У них есть хозяева, но, по сути, животные предоставлены сами себе и свободно гуляют по улицам. Особенно это заметно в сельской местности. Зоозащитник Альберт Галиев говорит, что именно они собирают вокруг себя стаи и нападают на людей. Так, как это произошло в селе Осиново в октябре прошлого года, когда огромная собака напала на мальчика — сына прокурора. Тогда эта история получила резонанс.
— Давайте взглянем на ситуацию не со стороны зубов, а со стороны денег. Куда деньги делись? Ведь там действительно выделялось финансирование, просто они не были освоены. Почему собаки-то виноваты? Приюты не могут построить. Я писал обращения, дошел до Кремля. Да, мы получили официальные ответы, но больше никаких реакций не последовало. И после этого был ответ нашего управления ветеринарии, что кроме нас больше никто не содержит агрессивных животных, — говорит Галиев.
Убить нельзя дать право на существование?
Мнения казанцев, которые поучаствовали в опросе в нашей группе во «ВКонтакте», показали: большинство считают, что мы в ответе за тех, кого приручили. 48% проголосовавших поддерживают введение материальной или уголовной ответственности для людей, выбрасывающих животных на улицу. За стерилизацию высказались 19% казанцев. 11% респондентов считают нужным выделять деньги из бюджета частным приютам, которые будут заниматься содержанием собак. Примерно одинаковое количество опрошенных выбрали варианты создать госприюты или отстреливать — 10 и 9% соответственно. Удивительно, что меньше всего проголосовали за то, чтобы искать четвероногим «сиротам» новых хозяев, — 3%.
Но мы нашли человека, который забрал себе домой собаку с улицы. У Алены это уже второй питомец.
— Ей 7 лет. И приучила и к туалету, и к поводку. Всё реально, если заниматься животным. Собаки очень умные. Меня, странно, не трогают. Или я просто правила знаю. Или повезло просто. Вчера шла стая — прямо штук 10, лают. Я им гаркнула: «Притихни!» Другое дело, что их здесь ну очень много. Конечно, как и у людей, бывают разные характеры тоже. Но, к сожалению, всем хозяев не найти, — делится мыслями наша собеседница.
Как помочь животным?
— Если стерилизованным животным сколотить будку, построить загончик на этой территории, то они там будут жить и не будут пускать других — агрессивных бездомных животных, — видит один из вариантов решения проблемы Александра Чернышёва.
Ветеринар говорит, что нужно строить больше приютов, но всё упирается в недостаточное финансирование. Она часто видит, что простые люди — любители животных — пытаются что-то сделать своими силами и терпят фиаско, при этом формируя не самое благоприятное общественное мнение о зооволонтерах.
— Часто видим, что люди, даже бабушки, пытаются открыть их, но не справляются, и поэтому возникает отношение к зоозащитникам как к не совсем адекватным людям. Но они хоть как-то пытаются помочь бездомным животным, просто не могут сделать многое в одиночку! — говорит ветеринар.
— Давайте уберем животных. Что следующее? Уберем стариков, инвалидов, онкобольных? Человек зашел слишком далеко. Ведь мы забыли, что нужно научиться жить дружно, не разрушая наш окружающий мир, — говорит зоозащитник Альберт Галиев.
Ветеринары, зоозащитники и жители Казани предлагают быть добрее ко всем. Убийство и отстрел — не выход. По крайней мере, такой вариант решения проблемы гуманным вряд ли кто-то назовет.
— Меня больше всего волнуют комментаторы, которые пишут — отстрелять. Почему бы этим людям просто не поднять свою пятую точку и не помочь? Почему бы не сплотиться всем вместе и сделать элементарные действия в помощь этим бездомным животным, к чему мы их, сами люди, и приводим. Ведь в городе те животные, что были когда-то домашними. И почему только животные должны под нас приспосабливаться? Мы просто убиваем всё вокруг, лишь бы нам было хорошо, не задумываясь, что сами убиваем себя этим. Они живут по законам природы, а мы этот баланс просто стираем, искореняя неугодных, — эмоционально реагирует Александра Чернышёва на результаты нашего опроса.
Бродячая собака: техника безопасности
Если же вы столкнулись с бродячими собаками, которые выглядят угрожающе, важно вести себя правильно. Взрослые должны подавать пример и научить детей, как поступать в такой ситуации. Альберту Галиеву вторит и ветеринар, владелица клиники Александра Чернышёва.
— За всю свою жизнь на меня однажды на улице пошла большая собака, когда мы были с ребенком, и то потому, что у меня на руках был свой мелкий собакен. Бродячий пес пошел не на нас — на нашу собаку. Ни в коем случае нельзя поворачиваться спиной, бежать, размахивать руками, нежелательно смотреть в глаза такой собаке — это вызов. Мы медленно отошли спиной примерно метра на 3–5, потом развернулись и тихонько пошли. Надо понимать, что у собаки есть свои инстинкты. Вполне возможно, она не агрессирует, а просто бежит, — объясняют наши собеседники.
У нас остался вопрос: кто зарабатывает на бездомных животных, закрывая глаза на периодические нападения собак на людей? Кто вообще виноват в появлении на улицах городов такого количества бродячих псов? Мы будем продолжать и дальше разбираться в этом вопросе и выяснять, на что уходят бюджетные деньги.