
Неожиданно сегодня, 3 сентября, начался процесс по делу двух бывших участковых ОП «Дальний» Ильшата Гарифуллина и Рамиля Нигматзянова. Оба обвиняемых отказались от рассмотрения дела в особом порядке, что ускорило бы рассмотрение дела и сулило им меньшее наказание. Их обвиняют в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), ч. 2 ст. 292 УК РФ (служебный подлог). Почему экс-полицейские передумали и настояли на судебном следствии, выяснял корреспондент 116.ru.
«Смертельный» протокол
Смерть после пыток задержанного Сергея Назарова в ОП «Дальний» ославила Татарстан на всю Россию. Скандал разразился в марте этого года, когда доставленный из полицейского участка в больницу 52-летний Сергей Назаров скончался. По версии следствия, полицейские пытали задержанного и издевались над ним.
А началось все с того, что двое сейчас уже бывших участковых уполномоченных отдела полиции «Дальний» – 25-летний Ильшат Гарифуллин и 37-летний Рамиль Нигматзянов – 9 марта этого года задержали 52-летнего Сергея Назарова по подозрению в краже сотового телефона у продавщицы в магазине.
Как полагает следствие, не имея достаточных оснований, Гарифуллин вместе с Нигматзяновым доставили встреченного ими на улице Зорге Назарова в отдел полиции.
Здесь Гарифуллин предложил Нигматзянову подготовить подложное объяснение от имени начальника опорного пункта полиции, который якобы стал очевидцем совершенного Назаровым правонарушения, а также рапорт от имени самого Нигматзянова. В то же время Гарифуллин собственноручно подготовил рапорт от имени находившегося на отдыхе участкового и объяснение от имени своего знакомого, якобы ставших свидетелями «преступления» Назарова.
Липовый рапорт Гарифуллин сдал помощнику оперативного дежурного отдела полиции «Дальний», который, не сомневаясь в достоверности полученных документов, составил в отношении Назарова протокол о совершении административного правонарушения по статье «Мелкое хулиганство».
Дальше Назарова передали оперативникам для допроса, после которого Назаров скончался.
Вину признают частично

На суд Рамиль Нигматзянов пришел из дома, он находится под подпиской о невыезде. Долго ждали, когда привезут Ильшата Гарифуллина, который сначала был задержан, потом отпущен под домашний арест, а затем снова арестован. Оба фигуранта заметно нервничали, бывшие коллеги старались не смотреть друг на друга. Нигматзянов сидел, опустив голову, а в конце заседания заявил журналистам, что вины своей не признает.
Сюрпризом для всех присутствующих стали два ходатайства адвокатов задержанных о рассмотрении дела в общем порядке, когда как ранее следствие сообщало, что обвиняемые свою вину признали полностью, дело их было выделено в отдельное производство и должно было рассматриваться в особом порядке. Причем в этом случае для обвиняемых итоговое наказание было бы не более двух третей от максимального, предусмотренного по вменяемым им статьям. Но Гарифуллин и Нигматзянов в последний момент передумали, поскольку, как оказалось, не во всем согласны со следствием.
Адвокат Ильшата Гарифуллина Ильгам Шарапов говорит: «Нет однозначной практики применения статьи 292 УК РФ «Служебный подлог». Мой подзащитный не отрицает, что совершал определенные действия по незаконному задержанию Назарова, но в то же время мы здесь сейчас радеем за правильную юридическую квалификацию. Он частично признает свою вину в части превышения служебных полномочий».
Прокурор Геннадий Алборов пояснил, что это право обвиняемых отказаться от особого порядка рассмотрения дела.
«В случае рассмотрения дела в общем порядке у гособвинения появляется больше возможностей для рассмотрения материалов уголовного дела и допроса свидетелей. Могу сказать, что в данном случае имеет место нарушение прав человека, нарушение закона о полиции», – сообщил гособвинитель журналистам.
«Они не убивали брата»
А вот потерпевший по делу брат Сергея Назарова Игорь Назаров пояснил журналистам, что особых претензий к бывшим участковым не имеет. «Не они брата убивали, – сказал тихо Игорь Назаров. – Пусть наказание им определит суд».
Судье понадобилось полчаса на вынесение решения. Суд над участковыми будет проходить в общем порядке, начнется процесс 11 сентября. Ильшату Гарифуллину продлен арест на два месяца, на столько же продлили подписку о невыезде Рамилю Нигматзянову.
Между тем еще девять бывших сотрудников отдела полиции «Дальний» не признали до настоящего времени своей вины в инкриминируемых им деяниях. Из них семеро находятся под стражей, в отношении двоих в качестве меры пресечения избрана подписка о невыезде и надлежащем поведении.
Блогеры, уже в который раз обсуждая события в «Дальнем», считают, что наказать участковых надо максимально строго.
«Они совершили должностное преступление. Случай в «Дальнем» наглядно показал, каким образом добываются доказательства, раскрываются преступления и чем заканчивается «гонка за палками», – считает блогер Сергей Кузнецов. – Обоих участковых нужно наказать по всей строгости закона, чтобы другим неповадно было».