RU116
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Казани

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

0 м/c,

742мм 46%
Подробнее
USD 91,82
EUR 98,95
Город Домострой Строительная рулетка

Строительная рулетка

Часть казанских новостроек не выдерживает критики в плане качества строительства. Для устранения нарушений, которые выявляются в результате проверок на объектах, подчас требуются меры вплоть до разрушения части новостройки. Недавно на круглом...

" src=

Часть казанских новостроек не выдерживает критики в плане качества строительства. Для устранения нарушений, которые выявляются в результате проверок на объектах, подчас требуются меры вплоть до разрушения части новостройки. Недавно на круглом столе, прошедшем в Союзе архитекторов РТ, обсуждали вопросы конструкционной безопасности зданий и сооружений.

Дом, в котором мы живем

«Строят – как бог на душу положит», – отмечают в один голос участники круглого стола. Проблемы рядовым покупателям жилья, а тем более посетителям общественных центров, как правило, неизвестны: пока объекту не придадут внешний глянец, посторонних туда стараются не пускать. И если часть недоделок просто влияет на качество постройки, то некоторые могут нести прямую угрозу прочности всего здания.

«В 1990-х годах пришли турки, проектные организации не были готовы, совершались грубейшие ошибки при монолитном железобетонном строительстве, в частности неоправданное увеличение толщины перекрытий, которое автоматически повышает риск разрушения здания. Так, в здании на улице Гоголя, напротив кафе «Театральное», 200 тонн метала было загублено просто так, толщина перекрытий доведена до 24 см. Дело не только в повышении цены – стоимость тонны – 30-40 тысяч. Проблема в том, что при перерасходе они несут сами себя, уменьшая жизнь конструкции: как только нагрузка доходит до предельного значения деформации, она разрушается. При 24 – надежность таких зданий снижается в два раза: до этого применялись пустотные плиты 11,7», – говорит завкафедрой КГАСУ Борис Соколов.

И это не единичный случай. Например, после изменения требований к конструкциям – плиты перекрытия опираются не на наружные стены, а на внутренние – в КГАСА обратились строители двух жилых домов – начали появляться трещины и наружная стена начала отходить от поперечных стен. Конструкторам это было понятно: около лестничной клетки располагаются кухни и, начиная с четвертого этажа, отверстия вентканалов превращают эту стену в решето и ее прочность снижается.

«Если мы видим, что здание вызывает опасение – разрабатываются не только рекомендации, но и проект усиления несущих систем здания. В год бывает до 4-5 обращений по вновь построенным зданиям! Некоторое время назад обращений было больше, особенно по турецким домам», – добавляет Соколов.

Если предписания не выполняются, здания рушат: так было на Чистопольской, где пришлось рушить два этажа дома.

В последнее время распространилась практика строительства кирпично-монолитных домов с утеплением внутри стены – при этом срок службы утеплителя гораздо ниже «жизни» остальных материалов, из которых сделан дом, а значит, через несколько десятков лет он потеряет тепловые качества.

По оценкам экспертов, такие трехслойные ограждающие конструкции не только непригодны для ремонта, но и опасны с точки зрения конструктивной безопасности. Сегодня одно из авторитетных научно-исследовательских учреждений республики – ЗАО «Казанский Гипронииавиапром» – уже запретило проектирование данных видов конструкций в рамках своего института.

Производство работ, особенно в зимнее время, никудышное. В то же время когда дом сконструирован и построен правильно, то нет особого различия – из какого материала – панелей, кирпича, монолита. Если выдержано качество строения – то и небоскребы безопасны.

Пожизненная ответственность

Проектировщики несут пожизненную ответственность за свои здания. К сожалению, часто в строительство идут за коротким рублем: и застройщики, и неопытные «специалисты» – проектировщики, к которым они обращаются с целью максимально сэкономить.

«На мой взгляд, то, что сегодня происходит на наших стройках, во многом происходит по вине заказчиков, которые гонятся за «коротким» рублем. В результате страдает не только конструкционная безопасность, но и технологическая. Сегодня на стройплощадках сплошь и рядом не соблюдаются требования технологии строительства», – заметил гендиректор «АС-Ком» Виктор Токарев.

Тендеры, которые призваны обеспечить участие в проекте наиболее оптимальных компаний, сводятся к уменьшению затрат путем снижения качества – чего, в принципе, происходить вроде как не должно.

Главный конструктор ОАО «Институт Казгражданпроект» Виктор Абрамов отметил: «Наша главная болезнь – это тендер. Как известно, тендер выигрывает тот, кто предлагает дешевле. А дешевле у тех, у кого неквалифицированная рабочая сила».

Участники круглого стола рекомендовали Союзу архитекторов РТ и министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РТ с целью повышения персональной ответственности проектантов подготовить общий реестр архитекторов и конструкторов Татарстана с указанием спроектированных ими зданий. Эта информация должна быть на сайте Союза архитекторов РТ.

Нужен также список рекомендованных проектных организаций, в который предлагается включать компании, которые имеют безупречную репутацию и большой опыт проектирования.

Обязательным должно быть и указание авторства проектов, исполнителей и краткой характеристики на каждом объекте города. Речь идет о размещении на фасадах зданий табличек с указанием заказчика, подрядчика, архитектора, типа здания, использованных стройматериалов. На сданных зданиях эта информация может быть дополнена фамилией представителя Госстройнадзора, который подписал акт приемки дома. Сейчас такая практика встречается далеко не всегда.

Качество – в массы

Цена строительства и его качество особенно актуальны для государственных жилищных программ, где в отличие от коммерческого строительства размахнуться на широкую руку нельзя. Сейчас панельное жилье считается следующим по престижности после хрущевок, хотя на деле панельки по качеству могут быть заметно лучше, чем более востребованные дома из трехслойных конструкций.

Такие дома высотой в 5-7 этажей возводятся в Финляндии: там отличить фасадную облицовку крупнопанельных домов от кирпичных невозможно, страшных швов нет. Наша технология – а качество панелей и домов другое. За смену монтируется до 20 панелей, монтаж производится с колес.

В Татарстане выпускалось несколько крупнопанельных серий – но два завода в Казани и Альметьевске были развалены – осталось два комбината – КПД 1 (121-я серия) и КПД 3 (90-я серия), причем на треть работает только последний. После завершение программы ликвидации ветхого жилья производство фактически перестало существовать.

«Я убежден, что без панельного домостроения решить на республиканском или федеральном уровне проблему массового строительства нельзя, – говорит Соколов.– Я не за типовые дома, я за то, чтобы, используя существующие возможности КПД, сделать дома нового поколения. Конструктивное решение, которое позволяет выполнить на основе типовых железобетонных изделий типовую планировку в ширококорпусных зданиях, получило госпремию РТ. Совместно с архитекторами разрабатывался привлекательный внешний вид. Четверть домов в республике относится к первым массовым сериям, и морально, и физически она устарела, часть нуждается в выселении. Реконструкцию домов первых массовых серий я бы предложил рассматривать как второй этап программы ликвидации ветхого жилья».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем