Политика Рафаэль Халилуллов, директор и главный редактор журнала «Чаян»: «Казань вполне может стать столицей юмора в России. А Бугульма – столицей иронии»

Рафаэль Халилуллов, директор и главный редактор журнала «Чаян»: «Казань вполне может стать столицей юмора в России. А Бугульма – столицей иронии»

Поскольку прошедшая неделя ознаменовалась праздником 1 Апреля, неудивительно, что прокомментировать новости на 116.ru мы попросили одного из самых ярких представителей юмора в Татарстане – главного редактора юмористического журнала «Чаян» («Скорпион») Рафаэля Халилуллова. Обсуждая события минувшей недели, он отметил, что сеть Интернет стала реальным инструментом воздействия на ситуацию с установкой в Болгаре скульптуры «Хранительница». Гость сайта напомнил, что в столице Татарстана существует старейшая школа карикатуристов, и выразил уверенность, что Казань вполне может стать столицей юмора в России.

– Рафаэль Исмагилович, в начале прошлой недели мы сообщили о пикете, участники которого высказывались против установки в Булгаре скульптуры «Хранительница», выполненной известным бурятским скульптором Даши Намдаковым. Организатором пикета выступил союз татарской молодежи «Азатлык». Напомним, в сети Интернет разразился скандал по поводу размещения в Булгаре 12-метровой статуи «Хранительница». Общественность выступила против установки этой скульптуры, поскольку внешний вид творения Намдакова многим показался ужасным. По мнению противников проекта, скульптуре не место рядом с мусульманскими святынями, хоть она и была одобрена лично госсоветником Татарстана Минтимером Шаймиевым. Что вы думаете по этому поводу?

– Даши Намдаков – художник не только очень интересный, но и очень своеобразный. У него свой взгляд на вещи, у него своеобразная пластика. Но дело в том, что все его скульптуры предназначены в первую очередь для музейных экспозиций. И поэтому эта «Хранительница» действительно выглядит несколько пугающе и напоминает больше монстров из американских фильмов ужасов. Эти крылья летучей мыши, оскал зубов... Мне кажется, она от нашей ментальности, культуры и религиозности очень далека. Но в этой ситуации меня привлекло то, что эта тема получила широкий резонанс среди общественности, пошло свободное обсуждение через Интернет. И Интернет в данном случае стал не каким-то виртуальным полем, а вполне реальным инструментом воздействия на ситуацию. Я не знаю, как дальше разрешится ситуация с «Хранительницей», но я знаю, что перед мечетью это чудовище уже ставить не будут. И поэтому сама ситуация, когда общественное мнение нашло свой выход через Интернет и воздействовало на ситуацию, и к ним прислушались, это меня, конечно, заинтересовало.

– Мы также сообщали о том, что 1 апреля в художественной галерее Музея А. Н. Мазитова открылась выставка карикатур. Нетрадиционный взгляд на все происходящее в мире, стране, республике, городе представили известные художники-карикатуристы России.

На выставке представлены работы казанских художников-карикатуристов: Бибишева, Азимова, Хакимова, Нафиева, Гатауллина, Вахитова, Андрианова, Мамаева, Хитровой, Феоктистова, Абзалова, Таховиева, а также почетных гостей – художников Гильдии карикатуристов России. Почему эта новость вас так заинтересовала?

– Эта новость не могла не привлечь моего внимания, потому что наш журнал «Чаян» стал одним из организаторов этой выставки наряду с союзом карикатуристов «Сабантуй», наряду с Гильдией художников-карикатуристов при Союзе журналистов. Потому что все перечисленные художники вышли из «чаяновской шинели». Таким юмористическим журналом, как наш, не каждый регион может похвастаться. Это раньше юмористические журналы полагались при каждом рескоме партии, а сейчас их практически нет, оставшиеся можно пересчитать по пальцам. Выходящие сейчас «Тещин язык», «Анекдоты» – чисто коммерческие издания. А наш журнал имеет давние традиции со старейшей, очень богатой школой карикатуристов. И все эти ребята публикуются у нас и поэтому при любой возможности показывают себя. А о том, что карикатура – это очень интересный жанр, я уже говорить не буду. О силе этого жанра, о том, какой резонанс он может вызвать, мы можем судить по скандалу по поводу карикатуры на пророка Мухаммеда несколько лет назад. После публикации в датской газете верующие почувствовали себя оскорбленными, пошел такой резонанс! Поэтому все наши художники – люди очень здравомыслящие. Тем более живем мы в Татарстане, где соседствуют две культуры, две религии, и они очень взвешенно, очень тонко, очень аккуратно подходят к любой ситуации. Вот это особенность казанской школы карикатуры.

– А о чем вы хотели рассказать, отметив новость «Казанцы смогут познакомиться с Остапом Бендером»? Речь, напомню, в ней шла об экспозиции в Национальном музее Татарстана, где желающим предлагалось познакомиться с этим героем романа Ильфа и Петрова, услышать его крылатые выражения и увидеть его в роли экскурсовода...

– Здесь я вижу очень интересный момент. У нас на родине – в СССР, откуда мы все вышли, столицей юмора считалась Одесса. Сейчас Одесса уже за рубежом, на Украине, поэтому эта ниша сейчас не заполнена. Мы не можем сказать, какой город в России сейчас может претендовать на это звание. Есть несколько претендентов, например Екатеринбург. В этом городе прекрасные юмористические традиции, они отталкиваются от Бажовской литературной школы. Все эти сказки, легенды, мифология... У них есть прекрасный журнал «Красная бурда», великолепная команда КВН. В общем, юмор в городе присутствует. Москва – это центральное телевидение с передачами «Камеди Клаб», «Смехопанорама», целая индустрия юмора. Питер – тоже своеобразный город, там очень много юмористов. И я считаю, что в этот ряд можно поставить и Казань. Мы вполне можем претендовать на звание российской столицы юмора. У нас есть журнал «Чаян», который в следующем году отметит свое 90-летие, великолепная школа карикатуристов и великолепные традиции татарского национального литературного юмора.

Но я бы хотел еще отметить, что у нас в республике есть город, который тоже может стать ироничной столицей России. Это город Бугульма. Дело в том, что история этого города тесно связана с именем великого сатирика Ярослава Гашека, где он в годы Гражданской войны был помощником военного коменданта. И, более того, оставил несколько рассказов, связанных с Бугульмой. Он даже хотел написать продолжение своего великого романа о Швейке, в котором бы обязательно фигурировала Бугульма. В Бугульме есть прекрасный Музей Швейка, и на основе этого музея они создали единственный в России, а может быть, и в мире Музей иронии. Недавно они установили памятник солдату Швейку и планируют устраивать фестивали юмора, связанные с его именем. Так что если они раскрутят эту фишку, то они могут стать столицей иронии в России.

– И последний вопрос: как вы считаете, Остап Бендер жив?

– Конечно, жив! И мы постоянно находим подтверждение этому в героях нашего времени. Сейчас время Остапов Бендеров. Такие типажи можно встретить в любой милицейской сводке, потому что мошенничество разлилось по России бурным потоком. Дело в том, что мы переживаем период, аналогичный времени НЭПа. И вот на этой волне тут же появились вот эти ловкие, шустрые, напористые, по-своему умные и даже где-то обаятельные люди типа Остапа Бендера. Но нынешние Остапы Бендеры отличаются от него тем, что он был мошенником обаятельным. Нынешние мошенники другого типа. Им лишь бы схватить, убежать и раствориться в толпе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем