Авто Мой дом Opel наш. Почти...

Opel наш. Почти...

После месяцев непростых переговоров (и уговоров) концерн General Motors согласился продать большую часть компании Opel российско-канадскому альянсу Сбербанк+Magna. По условиям сделки, новые владельцы получат 55% акций...

" width=

После месяцев непростых переговоров (и уговоров) концерн General Motors согласился продать большую часть компании Opel российско-канадскому альянсу Сбербанк+Magna. По условиям сделки, новые владельцы получат 55% акций, 35% остается у GM, оставшиеся 10% отойдут сотрудникам Opel.

Переговоры шли сложно из-за конфликта интересов. Для правительства Германии приоритетом было сохранение рабочих мест. Для General Motors важнее защита технологий – по некоторой информации, концерн планирует со временем выкупить свой главный европейский актив, поэтому крайне важно, чтобы за время отчуждения Opel не разбазарил свой инженерно-производственный потенциал.

Помимо «Сбера» и «Магны» на Opel претендовал бельгийский инвестиционный фонд RHJ. Правительство Германии выступало против передачи управления неавтомобильной компании, для которой основным мерилом успешности является прибыльность. Угроза сокращений персонала и дробления компании в этом случае была слишком высока.

GM в свою очередь препятствовал «российскому» варианту. Правительство России не скрывало намерений отжать из Opel технологические сливки на благо нашего автопрома. Долю Сбербанка (27,5%) со временем планировалось передать группе ГАЗ, а генеральный план подразумевал организацию производства разнообразных моделей Opel в России, в частности, на невостребованных мощностях группы ГАЗ в Нижнем Новгороде. GM опасалась, что Opel «растащат на цитаты», и возвращать в свои ряды придется обескровленную компанию. Однако альтернатив, похоже, не было – правительство Германии оказало на американцев изрядное давление.

Сделка оценивается в 500 миллионов евро (22,5 миллиарда рублей), что сравнительно немного. К примеру, второй квартал 2009 года подразделение GM Europe, основной частью которого и является Opel, закончило с прибылью в 217 миллионов долларов, что стало лучшим результатом за последние 11 лет. Правда, цифры не вполне показательные – в первой половине 2009 года спрос на машины в Германии, Франции, Италии, Испании и ряде других стран подстегнули правительственные компенсации за автохлам, тогда как в будущем аналитики ожидают сильную рецессию европейского рынка. Поскольку одним из условий сделки является увольнение не более чем 3000 сотрудников Opel (из 25 тысяч), резкое падение спроса может обернуться изрядными убытками. Впрочем, Сбербанк и правительство России, судя по всему, не ставят целью нажиться на Opel напрямую.

Главное – обеспечить технологиями обветшалый российский автопром. Однако и здесь не все гладко: GM поставило ряд неудобных условий. Так, использовать существующие наработки Opel бесплатно не получится, и за любую технологию, внедренную до «сберовской эры», придется платить 3,5–5% от оборота. К примеру, если группа ГАЗ решит выпустить 300 тысяч Opel Astra в течение пяти лет, роялити составят 210-300 миллионов долларов. Для сравнения, примерно в эту же сумму АвтоВАЗу обошлась покупка двух платформ Renault (Logan и Megane), так что в этом смысле эффект от сделки не вполне очевиден.

Однако «наши» смогут беспрепятственно пользоваться новыми разработками Opel. В контексте борьбы за развитие отечественного автопрома – это позитивная перспектива, но не стоит питать чрезмерных иллюзий. Во-первых, ни одна современная машина не создается по щелчку пальцев с чистого листа – под новым кузовом может скрываться прежняя подвеска, силовой агрегат или электрика, за пользование которыми нужно платить. Во-вторых, разработка платформы может стоить миллиарды евро, которые нужно где-то брать. Отчасти поможет правительство Германии, пообещавшее госгарантии на 4,5 миллиарда евро. Однако, если резкое падение спроса в Европе произойдет, львиная доля этих денег может уйти на выживание.

Ситуация усугубляется и тем, что GM заблокировало доступ Opel на крупнейшие рынки мира – в США, Южную Корею и Китай. Более того, любой стратегический шаг Opel должен согласовываться со своеобразным советом директоров Joint Product Board, в который войдут представители GM, поэтому американская сторона всегда имеет возможность наложить вето на неудобные инициативы. Более того, GM требует, чтобы из восьми членов совета директоров Opel четыре места занимали представители GM.

Для развития российского автопрома неудобен и пункт, запрещающий увольнения рабочих в Германии. Из-за дорогой рабочей силы и растущего евро себестоимость машин в Западной Европе высока, и России было бы выгодно перенести часть производства на наши заводы, чтобы экспортировать Opel в европейские страны. Пока же, судя по всему, основным рынком сбыта российских Opel останется сама Россия.

Все в совокупности ограничивает свободу действий. Успех или провал операции «Опель» во многом зависит от таланта менеджеров, которые будут координировать взаимодействие российских предприятий с немецкой стороной. Краеугольных вопросов масса: на какую модель сделать акцент, где ее выпускать, как обеспечить контроль качества и локализацию производства? Если «рулить» будут временные топы, жаждущие личной наживы и укрепления связей во власти, проект бесславно заглохнет. Может быть, правильной кандидатурой является новый топ-менеджер «Группы ГАЗ» Бо Андерссон, пришедший прямиком из GM? Может быть...

Глава автомобильного департамента Минпромторга Алексей Рахманов в своем блоге неожиданно признался: «Смею вас уверить, что даже если сделка состоится, то большого влияния на российский автопром она не окажет. Так уж она структурирована. Боюсь, донора для проекта «обновленный российский автопром» нам нужно будет искать дополнительно». Заметим, что раньше господин Рахманов высказывался о затее с куда большим оптимизмом.

«К российскому автопрому эта незавершенная сделка не имеет никакого отношения. Консорциум из австро-канадской Magna и российского Сбербанка РФ может приобрести часть акций иностранного автомобильного бренда и всё, – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Никто из нашего автопрома в сделке не участвует, никаких переносов производств в Россию (пока!!!) не планируется, технологии (пока!!!) также не будут никому передаваться, а если и будут, то за деньги. Так что до окончательного завершения сделки и объявления о первых практических шагах новых собственников неизвестны и ограничения, наложенные на них этой сделкой. То есть, никаких изменений ждать не стоит. Ни в политике продаж Opel, ни в ситуации на рынке отечественных авто. На ситуацию на авторынке практически полностью влияет ситуация в экономике, а не чьи-либо приобретения или потери, поэтому следует отслеживать положительные изменения в экономике и надеяться на то, что они благотворно скажутся на продажах автомобилей».

Некоторые аналитики пока отказываются от комментариев: «Говорить о том, что сделка состоялась, еще рано, – уверен эксперт автомобильного рынка Александр Рулевский. – То, что немецкая сторона за, мало что значит – они были за с октября прошлого года. А сейчас грядут выборы в Германии и неизвестно, чем они закончатся. Бельгийский инвестиционный фонд еще «пободается» за право купить Opel. Плюс многое будет зависеть от решения совета Евросоюза, который вполне может заблокировать сделку. На моей памяти был прецедент, когда Volvo должна была поглотить Scania, и все были вроде бы за, но Евросоюз сделку не одобрил и ничего не получилось».

«Пока сделка не завершена окончательно, комментировать в принципе нечего, – говорит директор центра Opel Андрей Резинкин. – Кроме того, GM официально потребовала никак не оценивать действия Сбербанка. Возможно, что объяснения мы получим позже. Ну а на погоду в шоурумах все эти новости все равно никак не отразились. По крайней мере, я не слышал ни одного негативного отзыва покупателей о об этом процессе».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем