RU116
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Казани

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

0 м/c,

753мм 57%
Подробнее
USD 92,51
EUR 98,91
Город Здоровье Дети, которые не хотят взрослеть

Дети, которые не хотят взрослеть

Обычно маленькие дети хотят поскорее вырасти. Потому что только взрослым можно не спать хоть всю ночь и играть в компьютерные игры, вместо ненавистной детсадовской (школьной) манной каши и скучного супа есть конфеты...

Обычно маленькие дети хотят поскорее вырасти. Потому что только взрослым можно не спать хоть всю ночь и играть в компьютерные игры, вместо ненавистной детсадовской (школьной) манной каши и скучного супа есть конфеты и стать кем угодно – хоть балериной, хоть олигархом, хоть солдатом Джейком Салли из «Аватара». Такие дети старательно подражают взрослым и более-менее успешно преодолевают все возрастные ступеньки развития. Однако в последние годы появляется все больше девочек и мальчиков, которые взрослеть не хотят. Причем не хотят они этого категорически.

Остаюсь в садике

«Моя дочь заявила, что она всегда хотела бы быть ребёнком, – рассказывает отец шестилетней Анечки Павел Кондрашов. – Дочка всегда была маленькой и худенькой, и все принимают ее за пятилетнюю. Однако в садике она самая старшая в группе. Аня давно умеет читать, всегда с удовольствием помогала воспитателям. Но в последние полгода все это как будто исчезло. Она стала уподобляться своим младшим подружкам, стала говорить, сюсюкая и коверкая слова, достала игрушки, с которыми играла в 3-4 года. Когда мама ее хвалит за помощь и говорит: «Анечка, совсем уже большая! Помощница выросла!» – она тут же чуть не в слезы: «Нет! Я маленькая!» Недавно Аня «решила», что в следующем году в школу она не пойдет, а останется в садике».

«Недавно мы отмечали день рождения. Сыну исполнилось 11 лет, и праздник закончился чуть ли не истерикой, – рассказывает мама 11 летнего Максима Алена Пандерина. – С начала все было замечательно. Бабушки-дедушки поздравили, повосхищались, какой Макс стал большой, потом мы, все взрослые, ушли. Мы разрешили Максиму отметить свой день рождения как взрослому, с друзьями. Вечером Макса как подменили: «Не хочу быть большим, не хочу, чтобы мне было 11 лет». Оказалось, что у взрослых не только свобода, друзья и личная жизнь без контроля родителей, но и обязанности. Максу очень не понравилось, что за друзьями нужно было ухаживать, приносить еду и напитки на стол, потом все это убирать. Получилось, что, пока друзья веселились, он исполнял роль «Золушки». Теперь он отказывается выполнять вообще все обязанности по дому, даже то, что с удовольствием делал лет с пяти. Как поступить – мы с мужем пока не знаем. Говорить, о том, что сын навсегда останется для нас малышом, не хочется. Но и разговоры о том, как здорово быть взрослым, сыну в одно ухо влетают, в другое вылетают. Он продолжает играть в маленького мальчика».

Обаятельная проблема у взросления

«Один из критериев взросления – это желание и способность брать на себя и выполнять обязанности, отвечать за свои поступки, – рассказывает детский психолог Вера Серебрякова. – Если малыш 3-6 лет проявляет инициативу, на предложение о помощи говорит: «Я сам!», то, скорее всего, этап взросления у него идет в норме. Дети – хорошие подражатели, и если ребенок (как в первой истории) постоянно находится среди младших по возрасту, то он им и подражает. Они не тормозят его развития: просто, наблюдая «преимущества» малышей, более старший ребенок пытается вести себя так, чтобы и у него все эти «преимущества» были. Если родители в игровой форме покажут все плюсы общения старших с младшими, то у Ани появится другой пример для подражания.

В любом возрасте у ребенка нужно поддерживать инициативу. Если что-то не получается сразу и отвергается, попробуйте сделать это вместе и объясните, что сразу не получается делать ни у кого, и чтобы получилось, надо пробовать. Не стесняйтесь признаваться детям в своих ошибках, но только в адаптированном к возрасту ребенка варианте».

Вообще для подросткового возраста вполне нормально испытывать конфликт желаний – взрослеть или не взрослеть, успокаивают специалисты. Но если этот конфликт затягивается, то он вполне может вылиться в так называемый синдром Питера Пена. Обаятельный Питер Пен, герой одноименной книги Джеймса Барри, тоже отказывался взрослеть. Подобное инфантильное поведение мужчин и женщин американский психолог Дэн Кайли назвал «синдромом Питера Пена». Его главные симптомы: безответственность, нежелание признавать свои ошибки, требование любви, но неспособность самому любить и проявление чрезмерно сильных эмоций.

А рождается инфантильность весьма незаметно: из уроков, которые доделывают за ребенка родители, из бардака в детской и не вымытой посуды, которые проще ликвидировать самому, чем три часа объяснять ноющему ребенку, почему и как это надо сделать, из желания уберечь детей от неправильных решений (мы ведь лучше знаем, как надо!). Среди наиболее распространенных причин детского нежелания взрослеть и взрослого инфантилизма также:

  • ребенок слишком рано оказался «взрослым». Например, при смерти родителей, при уходе одного из родителей, при разводе, при большой занятости родителей, если нужно было заботиться о младших детях, если родители были алкоголиками и т. д.;

  • тотальный контроль и наказание за малейшую провинность;

  • чувство заброшенности в детстве;

  • избыток любви, излишняя опека. Например, когда у родителей один смысл в жизни – угодить ребенку.

На собственные грабли наступать разрешается

Самый опасный период для такого антивоспитания – с 8 до 12 лет. В этом возрасте подросткам стоит доверять нести ответственность за свои поступки и за себя самого. Именно сейчас самое время научить сына или дочь самостоятельно справляться с проблемами, подсказать путь или алгоритм решения проблемы, а самому отойти в сторону. Но самое главное – нужно отказаться от стремления все контролировать и дать ребенку право сделать и исправить собственные ошибки. «Если ваш ребенок ответственен, дайте ему максимум свободы и не вмешивайтесь понапрасну в его дела, – советует детский психолог Вера Серебрякова. – Позвольте подростку полностью ощутить на себе отрицательные последствия своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным». Наказание должно быть быстрым, коротким, редким и адекватным проступку. Однако не стоит путать проступки и ошибки. Кастрюля супа, собственноручно сваренного, но пересоленного – это гораздо лучше, чем кастрюля супа, сваренного мамой и вылитого в унитаз».

Следующий этап – примерно с 13 до 16 лет – формируется чувство взрослости, индивидуальности, создание собственной системы ценностей. И если до 16 лет в воспитании можно обойтись «профилактикой» инфантилизма и нежелания взрослеть, то позже уже могут понадобиться консультации и лечение у психолога. Но начинать в этом случае вам придется с себя, дорогие родители.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем