Город Татьяна Фадеева, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №119»: «"Наша новая школа" – национальная образовательная инициатива, которая берет за живое»

Татьяна Фадеева, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №119»: «"Наша новая школа" – национальная образовательная инициатива, которая берет за живое»

В этом году в России впервые проводится конкурс «Директор школы – 2010», участие в котором принимают руководители общеобразовательных учреждений. Его организаторы в Год учителя сочли несправедливым, что профессиональный общероссийский конкурс существует только для педагогов. Поэтому было принято решение отметить мастерство руководителей. Идея конкурса заключается в поиске примеров успешного решения критически важных для школы проблем. Всего в оргкомитет поступило 668 работ от директоров из 81 региона России. Не остались в стороне и татарстанские «школьные менеджеры». Свою заявку на участие отправила директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №119 с углубленным изучением отдельных предметов» Казани Татьяна Фадеева. В своем интервью 116.ru она рассказала о том, почему решила бороться за звание «Директор школы – 2010», об отношении к национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и о многом другом.

Татьяна Петровна, в первую очередь хотелось бы узнать, почему вы решили принять участие в конкурсе «Директор школы – 2010»?

– Когда я прочитала статью Константина Михайловича Ушакова в журнале «Директор школы», поняла, что этот конкурс для меня. Подкупила сама идея конкурса: поддержать директоров, которые в рамках ограниченных ресурсов решают поставленные задачи и применяют неординарные управленческие решения.

Педагогический коллектив школы выбрал в своей деятельности путь развития в рамках социального партнерства. Так как педагоги «ищут нишу» для каждого своего ученика, в школе одновременно реализуется несколько проектов, направленных на социализацию личности: «Юный спасатель», «Мои маленькие открытия», «Интеллект», «Завод в моей судьбе», «Класс полного дня» и другие. В условиях общеобразовательной школы, в которой обучается 335 человек, уделяется большое внимание развитию исследовательских навыков учащихся, в результате чего призерами научно-практических конференций и олимпиад стал 91 ученик, в том числе 23 призёра всероссийского уровня.

Должность руководителя предполагает огромную ответственность за все образовательное учреждение: педагогический коллектив, учеников и их взаимоотношения. Почему решили взять на себя такую ношу и стать директором?

– Мой «карьерный рост» проходил классически для образовательной системы советского периода: старшая пионерская вожатая, учитель истории, заместитель директора школы по воспитательной работе, директор школы. Когда получила предложение стать директором, были, конечно же, сомнения. Тем более что школа была далеко не простая (слабо развитая материально-техническая база, наличие большого количества асоциальных семей, образующих микрорайон школы, низкая успеваемость учащихся). Но я взяла чистый лист бумаги, проставила «+» и «–» данного выбора и в итоге согласилась будучи уверена, что, во-первых, на предыдущие должности я всегда могу вернуться, во-вторых, чувствовала в себе силы изменить школу к лучшему.

Какие качества директора вы считаете самыми важными и в чем состоит его главная задача? По вашему мнению, директор школы – это в первую очередь опытный менеджер или все-таки учитель?

– Важными качествами директора считаю: способность к критическому и стратегическому мышлению, умение анализировать ситуацию и быстро принимать верное решение, стремление к самосовершенствованию, организаторские способности. Главной задачей директора считаю создание системы эффективного управления школой, включающей всех участников образовательного процесса: педагогов, школьников, родителей и социальных партнёров.

Более 10 лет назад у нас возник спор с директором, преемницей которой я стала. Лидия Григорьевна утверждала, что директор – учитель учителей, а я говорила о том, что директор – менеджер. Но сегодня я считаю, что руководитель педагогического коллектива непременно должен знать весь учебно-воспитательный процесс, что называется, изнутри, так как учить учителей директор вправе только тогда, когда он сам хороший учитель и педагог. Но и без знаний менеджмента невозможно управлять современной школой.

Только что закончилась горячая пора сдачи выпускных школьных экзаменов. Как со сдачей ЕГЭ справились выпускники вашей школы?

– Мы очень переживали за результаты ЕГЭ в этом учебном году. В итоге ребята нас порадовали! По русскому языку средний балл составил 61,6, по математике несколько ниже, но сдали все. Конечно, пришлось приложить немало усилий: найти и пригласить на работу высокопрофессиональных учителей русского языка и математики, на протяжении всего учебного года отслеживать ход подготовки к экзаменам, производить необходимую корректировку учебного процесса, проводить тренировочные и контрольные тесты.

Критика единого государственного экзамена в России началась с самого его введения и продолжается до сих пор. Как вы и ваши педагоги оцениваете ЕГЭ? Дает ли он точные представления о знаниях учащихся?

– Конечно, сегодня существуют разные мнения по отношению к ЕГЭ, в том числе и в нашем коллективе. Но я считаю, что ЕГЭ сегодня необходимо рассматривать как механизм, с помощью которого повышается уровень знаний обучающихся, а также ответственность учителей и родителей за конечные результаты. Новая форма проведения государственной аттестации заставила «встряхнуться» всех и посмотреть на свою работу другими глазами. Большинство выпускников подтверждает свои знания по предметам, более того, при дополнительной подготовке улучшает свои результаты.

В процессе работы директору школы часто приходится общаться с родителями учеников. Они бывают недовольны успеваемостью своего ребенка и наверняка перекладывают всю ответственность на качество обучения, дисциплину в школе. Часто ли приходится с этим сталкиваться? Какие меры, по вашему мнению, могут сделать отношения между коллективом школы и родителями учеников более плодотворными?

– Нет, не часто. Такое поведение родителей, как правило, объясняется либо нехваткой достоверной информации, либо её отсутствием. Но я уверена, что родителям просто необходимо помочь научиться воспитывать своего ребенка в сотрудничестве со школой. В итоге мы ищем не меры, а новые формы работы с родителями.

Приведу пример, когда родительские классные собрания проходят в форме круглых столов, на которых обсуждаются проблемы класса и школы, и, конечно же, предлагаются пути их решения. Другая, на мой взгляд, не менее удачная форма проведения родительских собраний – это творческие отчеты, на которых мы рассказываем, как мы учимся и учим, как проводим свободное время. Мы стараемся вести открытый диалог с родителями.

В рамках Года учителя правительство подготовило проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Как вы относитесь к инициативе введения новых стандартов образования? Как вам кажется, смогут ли они изменить ситуацию со средним образованием в Татарстане в лучшую сторону?

– «Наша новая школа» – национальная образовательная инициатива, которая берет за живое. Именно эти проблемы, обозначенные в данной программе, необходимо решать как можно скорее.

Что касается новых стандартов образования, то это, на мой взгляд, путь к повышению ответственного отношения обучающихся к учебе, учителей – к повышению качества преподавания, управленцев – к поиску новых форм эффективного управления.

Ситуация со средним образованием обязательно изменится в лучшую сторону (она уже меняется), только нельзя забывать о том, что не только детей необходимо «учить учиться», но и учителей необходимо стимулировать к постоянному обновлению своих профессиональных знаний.

Какими принципами вы руководствуетесь при решении кадровой политики в школе? Много ли в последнее время приходит молодых специалистов в школу, и кого, как вы считаете, лучше всего привлекать для работы в школе?

– Главный принцип – кадры решают все! Ищу умных, профессиональных, «продвинутых», современных учителей. Трудно. Удержать молодых еще труднее. Кстати, комплектование школы педагогическими кадрами в условиях ограниченных ресурсов «растягивается на года». Своей задачей считаю создание условий, при которых каждый член коллектива чувствует себя комфортно, а ситуация успеха мотивирует на повышение уровня профессионального роста.

В настоящее время 50% педагогического коллектива готовится к участию в Международном инновационном проекте корпоративного дистанционного обучения по теме «Компетентностная педагогика в школе 21 века» (кстати, за свои собственные деньги). Лично я этому процессу очень рада.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем