–ивкат ёсупов, ректор  азанского государственного университета культуры и искусств: «ќ практике дл€ наших студентов € договорилс€ на отдыхе в √реции»
–ивкат ёсупов, ректор  азанского государственного университета культуры и искусств: «ќ практике дл€ наших студентов € договорилс€ на отдыхе в √реции»

јльтернатива ¬√» ” по€вилась в  азани несколько лет назад благодар€ старани€м ректора  √” ». ѕервый выпуск у нового направлени€ еше и впереди, и, возможно, к тому времени новоиспеченные кинорежиссеры и актеры смогут найти работу по специальности, не покида€ “атарстана. ѕо крайней мере, –ивкат ёсупов, возглавл€ющий вуз уже 15 лет, всегда стремитс€ опережать врем€, предугадыва€, какие специальности будут востребованы в недалЄком будущем. –аскручива€ столь попул€рную ныне кафедру туризма, ёсупов даже отпускное врем€ использовал с пользой. “ак, например, он сумел договоритьс€ о практике дл€ казанских студентов с владельцем сети отелей в √реции.

«Ќачинали мы с зарплаты в 80 долларов в “урции»

– –ивкат –ашидович, ваш вуз недавно отметил очередной день рождени€. 42 года дл€ вуза – это много или мало, на ваш взгл€д?

– ќтвет, как всегда, таит и то, и другое. 42 года мало дл€ того, чтобы сравнивать университет со старейшими вузами ≈вропы, даже в –оссии сотни лет работают вузы ћосквы, ѕетербурга и  азани. ¬ то же врем€ 42 года, если они пройдены достаточно полно и емко и привели к хорошему результату – этого достаточно, чтобы оценить де€тельность вуза, его масштабы и направлени€ де€тельности.

— чего начиналс€  азанский университет культуры и искусств 42 года назад и чем он стал сейчас?

– Ћет 40-50 назад в —оветском —оюзе по€вилось желание создать отраслевую систему вузов культуры и искусства. » если по искусству такие специальные заведени€ уже были: консерватории, высшие театральные училища – то в сфере культуры их было не очень много. ¬от тогда во многих регионах страны и начали по€вл€тьс€ вузы культуры. ¬ 1969 году наш вуз началс€ как филиал Ћенинградского института культуры им. Ќ.  рупской. ¬ 1974 году филиал получил самосто€тельность. ќсновой вуза тогда были библиотечный и культурно-просветительский факультеты. ¬ конце 80-х по€вилась друга€ тенденци€, вузы культуры стали приобретать более профессиональный характер, и в середине 90-х наш вуз стал академией не просто культуры, а уже культуры и искусств. ѕо€вились новые направлени€, перва€ профессиональна€ кафедра подготовки актеров и режиссеров. я прин€л вуз в 1996 году, тогда в нем было уже семь специальностей и 13 специализаций. ј сейчас у нас более 40 специальностей и около 80 специализаций. ¬ 2002 году наш вуз четвертым в –оссии приобрел статус университета, потому что по€вилась масса новых факультетов, специальностей, есть научный фундамент – три докторских совета, семь аспирантур. Ќадеюсь, следующий этап развити€ будет таким, что на факультетах нашего университета сольютс€ полностью и средне-специальное образование, и высшее, и послевузовское. “огда это будет законченный вид.

 ак удалось вам за годы вашей работы открыть столько новых специальностей? “рудно было пробивать их, или все прошло довольно гладко?

– √ладко, конечно, не бывает. Ћицензирование специальности – очень трудоемкий процесс. Ќеобходимо иметь преподавателей по этой специальности, налаживать практику, необходима материальна€ база. Ќапример, открывали мы кафедру туризма. Ќеобходимы были преподаватели, которые занимаютс€ экономикой, географией. » поначалу это были преподаватели, которые совмещали работу в других вузах, причем в лучшем случае это были кандидаты наук, доценты. —ейчас много докторов наук, профессоров. ѕрактику налаживали с директорами туристических фирм. я сам дл€ этого много ездил за рубеж. » даже если € был за границей на отдыхе, € всегда пыталс€ завести там нужные знакомства, наладить св€зи. Ќапример, отдыхал в √реции и познакомилс€ с владельцем большой сети отелей, с ним мы наладили выезд наших студентов на практику.

ѕолучаетс€, даже на отдыхе вы старались найти что-то полезное дл€ своего вуза?

– ƒа. ¬сегда узнавал, можно ли сюда прислать своих студентов, сколько они будут здесь зарабатывать. Ќачинали мы с зарплаты в 80 долларов в “урции, это было еще лет 10 назад.  огда € узнал, что в √реции нашим студентам могут заплатить до 500 евро в мес€ц, приоритетным стало это направление. »ногда за летний период до 80 студентов посылали туда на производственную практику. “ак что в лицензировании много особенностей, кроме бумажных.  огда лицензировали актерское мастерство, ездили в ћоскву €, декан и ћарсель ’акимович —алимжанов.  онечно, известность ћарсел€ ’акимовича, его лична€ дружба с “абаковым помогли. Ќо дл€ чиновников из ћинобра дружба дружбой, а служба службой. Ќеобходимо полностью подготовитьс€, соблюсти все критерии, чтобы получить лицензию.

ѕланируете или, может быть, пока только хотите открыть еще какие-нибудь специальности?

–  онечно, хотелось бы, чтобы, допустим, факультет кино и телевидени€ у нас разросс€. Ќо это зависит от многих обсто€тельств, даже в нашей республике. ¬ последние годы муссируетс€ вопрос о создании татарского кинематографа, но, к сожалению, он стоит на месте, делаютс€ только первые шаги. ј если потребностей в специалистах нет, куда пойдут наши выпускники? ќб этом надо думать. ’отелось бы готовить режиссеров. ќператоров вот недавно начали, но пока только по линии документального кино, а хотелось бы и художественного, как во ¬√» е. ¬се это надо тщательно готовить. ћечты мечтами, а мыслить надо реально.

«“еатр не умер, не умрет и книга»

–ивкат –ашидович, расскажите теперь о ваших студентах и абитуриентах.  акие факультеты и специальности наиболее попул€рны среди них?

– —ейчас особенно попул€рны те специальности, которые ранее были недоступны. Ќапример, хочет человек поступить во ¬√» , но там така€ конкуренци€, что он просто не сможет туда проскочить. ј здесь, в  азани, выучитьс€ на такую же специальность дешевле и доступнее. Ёто и было моим кредо, когда мы все это создавали.  уда реб€та стрем€тс€?  ино.  онечно же, молодому человеку интересно попробовать себ€, сможет ли он стать актером или режиссером (ѕервый выпуск студентов, освоивших новую специальность – кино – у вуза еще впереди – прим. авт.). ¬ музыкальном искусстве предпочтение абитуриенты преподают сольному пению. Ќа кафедру эстрадно-джазовой музыки идут, потому что джаз попул€рен, им€ ¬асилевского (јнатоли€ ¬асилевского, художественного руководител€ ‘илармонического джаз-оркестра, выпускника  аз√” », – ѕрим. авт.) попул€рно. Ќа хореографическом факультете хороший конкурс на спортивно-бальные, современные танцы. ≈сть и менее романтична€ молодежь, например, на направлени€ экономики и туризма всегда идут очень хорошо, несмотр€ на то, что бюджетных мест там почти нет, нам их не выдел€ют, потому что мы не профильный вуз. ј вот меньше всего идут, к сожалению, на библиотечный факультет.

 ак раз тот, с которого все начиналось.

– ƒа. » так не только в  азани. —в€зано это с новыми технологи€ми. —ейчас, когда есть компьютеры, »нтернет, вай-фай и прочее, мало кто любит читать книги. ’от€ вот € большой любитель.  нигу можно любить, только перелистыва€ страницы. Ёто ведь не информаци€, книга – это искусство. ≈ще слабовато идут на хоровое пение, к сожалению. ¬се хот€т быть солистами.

¬ы видите какой-то выход? ћожно ли возродить попул€рность библиотечного дела?

– ќно было бы попул€рным, если бы нашим библиотекар€м платили, как, допустим, в —Ўј. “ам, насколько € знаю, библиотекарь Ќациональной библиотеки получает столько же, сколько президент —оединенных Ўтатов јмерики. Ќам нужно технологически мен€ть библиотечную систему. » она, конечно, уже мен€етс€, не зр€ мы открыли на факультете информационные технологии. Ќо, кроме этого, должно мен€тьс€ и отношение к самой специальности. ¬едь как представл€ют библиотекар€ большинство абитуриентов и их родители? ќкошко такое, а там сидит библиотекарь и выдает книги. Ќо дл€ чего тогда учитьс€? Ќадо глубже брать. ” библиотекар€ должно быть функциональное образование плюс специализаци€. ќн должен быть консультантом по искусству, например, эпохи ¬озрождени€, чтобы при необходимости дать совет, объ€снить. ј где-то библиотекарь должен иметь даже техническое образование. “ак что мен€ть надо не только систему, но и отношение к специальности.

ј вы не думаете, что из-за повсеместного распространени€ компьютеров и сети »нтернет люди совсем перестанут читать, и библиотеки не понадоб€тс€?

– “о же самое говорили о театре, когда по€вилось телевидение и кино: «“еатр умирает, и скоро он умрет». Ќе умер он! ¬се равно живое общение с актером, а не экраном, или живое общение с книгой, особенно редкой, ценной книгой, будет присуще человеку.  онечно, не в духе тех времен, когда мы гордились: «———– – сама€ читающа€ страна, у нас читают даже в метро». ¬ метро и сейчас читают, но в метро не почитаешь Ўекспира. “ам прочитаешь ћаринину, в лучшем случае – јгату  ристи. Ќормальное общение с книгой, оно передает суть того, что автор написал. Ќо это уже дл€ тех, кто любит это. ј если просто получить информацию, зачем дл€ этого жива€ книга, с€дь в ѕаутину и ищи.

ј как поступают в ваш вуз? —дают ≈√Ё, как и везде? Ќо ведь без творчества у вас нельз€ обойтись?

– ѕоловина специальностей, как и в любом вузе, только по ≈√Ё. Ёто гуманитарные специальности, библиотечные, социально-культурна€ де€тельность. ј на чисто творческих специальност€х есть творческие экзамены, и не один, а по три разных экзамена. Ѕез них нельз€.

’отелось бы тогда узнать ваше отношение к ≈√Ё и модернизации образовательной системы?

– —только копьев уже сломано... Ќо мне, в принципе, ≈√Ё не вредит, не знаю, как другим моим коллегам. ѕочему? ѕотому теперь у нас стало меньше затрат времени и ресурсов на проведение экзаменов по школьной программе, той же истории, например. јбитуриенты сдали ≈√Ё и просто пришли к нам. ƒругое дело, что в этой системе есть упущени€, и лето это вновь это показало. –аньше вузы упрекали в коррупции, но сейчас эти экзамены принимаем не мы, так что в вузах коррупци€ значительно сократилась. я с чистой совестью знаю, что люди уже пришли к нам с результатами экзаменов. ј в творческих экзаменах, там без субъективности, конечно, не бывает, но коррупци€ там не может процветать. ѕотому что, например, безголосого абитуриента на музыкальную специальность не примут ни за какие деньги. “ак что, с моей точки зрени€, у ≈√Ё больше плюсов.

«ѕою, но только когда р€дом никого нет»

–ивкат –ашидович, по диплому вы историк, а как дорога привела вас к руководству вузом культуры и искусств?

– я с детства мечтал быть историком, определилс€ с п€того класса. » вс€ мо€ биографи€ была св€зана с этим желанием стать историком, археологом. Ѕлагодар€ моей школьной учительнице  сении јндреевне, она знала мою мечту, € попал в археологическую экспедицию покойного профессора ’аликова, ездил с ним. ѕосле школы поступил на вечернее отделение историко-филологического факультета  √”, работал на заводе, а потом ушел в армию. —лужил в ¬ƒ¬, а когда покидал армию, как раз в тот год по€вились рабочие факультеты. я служил в Ћитве, и вот, по пути, не заезжа€ домой, в армейской форме € пошел поступать на рабочий факультет ћ√”. » поступил. „ерез год автоматически сдал все экзамены на п€терки и стал учитьс€ в ћ√” на историка. ¬ археологию, к сожалению, а может, и к счастью дл€ мен€, € не пошел.

ѕочему так случилось? ¬едь это была заветна€ мечта.

– ѕотому что у мен€ не оказалось профессиональных способностей к черчению и математике, € со школы был не в ладах с такими вещами. ѕосле аспирантуры и защиты кандидатской € поработал в университете в ”фе, а потом пот€нуло домой, в родные кра€. Ќо найти работу в  азани € не мог, историков в университетах здесь хватало. » как-то случайно ехал на троллейбусе к маме, она жила на √орках, в окно увидел надпись – »нститут культуры. «ашел. ¬уз мен€ поначалу ошарашил – все поют, танцуют, а здание было еще старое, маленькое, но € смело зашел на кафедру, и мен€ в итоге прин€ли на работу. Ќачал ассистентом, дорос до доцента, стал проректором, а потом, после преждевременной кончины ректора Ѕел€ева, мен€ избрали ректором.

ѕолучаетс€, вы историк по призванию, а с искусством у вас как?

– — искусством у мен€ сложно. — детства мечтал петь, у моей мамы был хороший голос. Ќо € пою только на берегу мор€, когда никого нет р€дом. ѕеть очень хочетс€, а еще к музыке всегда т€нуло. ’отел играть на фортепиано, даже пошел школьником в кружок. Ќо там надо было инструмент иметь на дому, а у нас семь€ была небогата€, жили вп€тером на 14 квадратных метрах, не до фортепиано было. “ак что € потом сам училс€, по самоучителю. ¬идимо, это стремление к искусству, которое зародилось ко мне тогда, и привело к тому, то работать мне было суждено не в классическом университете.

Ќаверное, ваш вуз вам уже как родной сейчас?

– ƒа, он мой любимый, родной и люди здесь такие замечательные, прекрасные, € их очень люблю!