Ћюдей нужно готовить к родительству со школьной скамьи, считает психолог Ћариса —уркова
Ћюдей нужно готовить к родительству со школьной скамьи, считает психолог Ћариса —уркова

 ровавые драмы в российских школах вскрыли сразу несколько проблем: недостатки в системе образовани€, слабый контроль за насильственным интернет-контентом, семейные конфликты. ѕожалуй, тише других звучат важные вопросы о том, как быть тем, кто посто€нно находитс€ р€дом с потенциальными преступниками.

Ёхом поножовщины в пермской школе, где двое подростков напали на четвероклашек и их учительницу, стала разборка дев€тиклассников в школе под „ел€бинском. “оже с ножом.   счастью, жизни единственного пострадавшего в чел€бинском инциденте ничего не угрожает.  ак распознать в ребенке надвигающуюс€ бурю и остановить ее, пока не случилось беды? ќб этом в интервью сети городских порталов рассказала кандидат психологических наук, мать п€терых детей, автор блога @larangsovet в Instagram Ћариса —уркова.

Ќасилие в школах — современна€ проблема? »ли раньше его было не меньше?

— ќбъективно на этот вопрос ответить нельз€. ¬ современных школах этого насили€ много за счет того, что есть посто€нные примеры дл€ подражани€: кто-то выкладывает в сеть видео избиени€ одноклассников, а остальные хот€т повторить, так же прославитьс€. Ётот тренд никак не блокируетс€, довольно часто остаетс€ безнаказанным. ѕсихологов в школах сократили. » никто не задумываетс€, почему происход€т подобные инциденты, их не разбирают.

ѕо каким причинам дети станов€тс€ агрессивными?

— ѕричин много, но главна€ в том, что у нас все общество нагружено огромным количеством психологических проблем. ћы находимс€ в посто€нной борьбе, стремимс€ быть не хуже всех. ƒовольно часто эта борьба распростран€етс€ и на детей: очень хочетс€, чтобы ребенок ничем не отличалс€ от других и чтобы у него все было. ѕричем под «все» подразумеваетс€ в первую очередь материальный достаток. –одители все чаще забывают о душах, об умах детей, не удел€€ им свое врем€. »менно с позиции качества, а не количества. ћожно находитьс€ р€дом с ребенком, но при этом не быть вместе с ним: не общатьс€, не интересоватьс€ его мысл€ми и делами.  онечно, все проблемы начинаютс€ не в подростковом возрасте, все идет из раннего детства. ѕросто к подростковому возрасту все накопленные проблемы превращаютс€ в один большой снежный ком.

≈сть ли надежна€ профилактика отклонений в психике у детей?

— ≈динственна€ надежна€ профилактика — это подготовка родителей. Ћюд€м надо со школьной скамьи объ€сн€ть, что такое ребенок, каково жить с ребенком, какие чувства он испытывает. ” нас родители этого не знают. ќни рожают себе пупсика, который к трем годам перестает подчин€тьс€ им, и начинаютс€ проблемы. ” нас €вл€етс€ нормой физическое насилие по отношению к дет€м, хот€, казалось бы, мы живем в современной стране. Ќасилие со стороны родителей рождает насилие в ребенке.

ћногим дет€м не хватает общени€ с родител€ми
ћногим дет€м не хватает общени€ с родител€ми

 огда стоит об€зательно показать ребенка психологу, на какие особенности в поведении обратить внимание, чтобы не прокараулить беду?

— ѕсихологу имеет смысл нанести визит после первого класса и в 10–12 лет. ≈сли ребенок закрываетс€, если много времени сидит отрешенным от вас, не общаетс€ с вами, агрессивен, огрызаетс€, посто€нно швыр€ет предметы, делает другие вещи, которые вызывают у вас внутреннюю тревогу — все это повод дл€ похода к психологу. ћожно сказать, что так ведут себ€ все подростки, но лучше перебдеть.

ƒопустим, проблемы с психикой ребенка станов€тс€ очевидными, пон€тно, что он агрессивен и недалеко до взрыва. „то предприн€ть его родител€м в такой ситуации? »золировать ребенка от общества?

— »ногда и стоит изолировать, но родитель не может этого решить сам, без помощи специалиста. ќб€зательно нужно обращатьс€ к психологам, психиатрам. » очень хочетс€ верить, что вернут психологов в школе именно как службу, у которой будет врем€ наблюдать за детьми и анализировать их поведение.

»звестно, что один из молодых людей был зачинщиком нападени€ на пермских школьников, второй — попал под его вли€ние. ≈сть ли способ оградить ребенка от чужого вли€ни€?

— ≈динственный способ — быть дл€ своего ребенка большим авторитетом, чем тот человек, который оказывает вли€ние. јвторитет зарабатываетс€ с самого рождени€ ребенка. ќчень важно выстраивать доверительные отношени€, показывать положительный пример. јвторитет — это прежде всего личный пример. Ќевозможно требовать от ребенка «ты должен вырасти хорошим человеком», когда это говорит пь€ный папа, играющий в «танчики».

≈сли в классе есть очевидный агрессор, из-за которого страдают другие дети, как родители могут их защитить?

— –одител€м сложно защитить ребенка, потому что их нет в школе и объективно они не вид€т ситуацию. “акие проблемы, как в ѕерми, должны вы€вл€ть педагоги. Ќо сейчас школы превращаютс€ в непон€тную субстанцию с большим количеством письменных отчетов. ” педагогов остаетс€ все меньше времени дл€ работы с детьми как с личност€ми. » все же школу нельз€ исключать из жизни ребенка.

¬ школы необходимо вернуть психологов
¬ школы необходимо вернуть психологов

ƒетский омбудсмен –‘ јнна  узнецова рассказала, что родители школьника, устроившего поножовщину в ѕерми, уже обращались за помощью в социальные органы, но все, что там сделали — выписали им штраф. ѕолучаетс€, если сами родители не в состо€нии справитьс€ с агрессией ребенка, им никто не может помочь? Ќасколько эффективны институты социальной защиты и профилактики насили€, которые есть в –оссии?

— я думаю, правильнее говорить, что их нет. ќпека, комиссии по делам несовершеннолетних — это карательные органы, у них нет задач помочь семье.

 акими взрослыми вырастают агрессивные дети?

— Ёто непредсказуемо. ≈сть пон€тие в психологии — компенсаци€ (механизм защиты психики, позвол€ющий человеку самосто€тельно преодолевать негативные качества. — ѕрим. ред.). јгрессоры могут компенсироватьс€ самосто€тельно, осознать свои недостатки и исправитьс€, или жизнь их поломает. я бы не стала делать предположений относительно того, каким вырастет агрессивный ребенок.

—тоит ли молчать, когда происход€т такие трагедии, как в ѕерми, или про них надо говорить как можно громче, чтобы остановить их распространение?

— ќб этом надо говорить, но без деталей и подробностей, как это делаетс€ сейчас в —ћ». „ересчур много подробностей: как зашли, как обошли охрану, какое оружие использовали, — все это €вл€етс€ инструкцией дл€ тех, кто вздумает повторить. ¬едь эти парни — вроде как «герои», их по телевизору показывают, обсуждают.  ак правило, взрослым это кажетс€ глупым, но подростковый кризис такой — странный.