Сегодня в Госсовете РТ прошло выездное совещание Министерства образования и науки РФ с участием министра Андрея Фурсенко и президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Руководители всех управлений образования из национальных регионов страны, 21 министр, еще столько же председателей местных парламентов из областей и республик, депутаты Госдумы и члены Совета федерации обсуждали проблемы национальной компоненты в системе образования.
Напомним, до декабря 2007 года российское образование делилось на составные части (компоненты) – федеральную и национально-региональную. Татарстан, Башкирия, Якутия и другие нацрегионы могли дополнять школьную программу предметами, учитывающими этническую и культурную специфику. Как правило, это изучение родного языка, литературы и истории края. В декабре 2007 года Государственная дума России изменила прежний порядок. Смысл госдумовских поправок в следующем: во-первых, с января 2009 года на всей территории РФ вводится единый образовательный стандарт; во-вторых, российские регионы отныне теряют право участвовать в составлении учебно-образовательных планов для школ и вузов; в-третьих, упраздняется национальная компонента в учебном процессе.
Для Татарстана новый порядок означает прежде всего то, что уроки татарского языка и литературы выводятся за рамки учебных планов и превращаются в факультативы, то есть это не обязательные для посещения предметы. Как минимум 1200 национальных школ из 2300 в республике будет унифицирована.
Сегодня, выступая на совещании, президент РТ заявил Андрею Фурсенко следующее: «В Татарстане ни при каких условиях переходить на новые стандарты образования мы не намерены».
В малом зале Госсовета разгорелась горячая полемика по этому поводу. Совещающихся можно было условно разделить на два лагеря: «федералы» во главе с министром Фурсенко и «националы» во главе с Минтимером Шаймиевым.
«Федералы» обосновывали свою позицию тем, что национальные регионы преподают родные языки неоправданно много и в ущерб русскому языку и литературе. «Националы» отвечали, что отмена в школах преподавания родного языка приведет тому, что народ потеряет свою культурную особенность и исчезнет.
Атмосфера накалилась до предела, когда Минтимер Шаймиев вступил в полемику с руководителем Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ Ольгой Артеменко. Последняя проинформировала о проведенном исследовании, согласно которому «большая доля детей в Татарстане не идентифицирует себя с Россией», и даже заявила, что сегодня «русский язык стремятся унизить». На это президент Татарстана парировал, что речь идет о сохранении родных языков, а не о разночтениях между народами.
«Кому-то показалось, что языки народов РФ недостаточно быстро исчезают. Решили ускорить этот процесс? Нам предлагают изучать родной язык во внеурочное время – это оскорбление. Кто додумался до этого? – негодовал президент. – Получается, мы порождаем второсортный народ. Могут еще сказать, если будет свет в подвале – будете изучать родной язык».
Большинство выступивших представителей национальных республик согласились с главой республики. Его поддержал председатель комитета по образованию, культуре, СМИ и общественным объединениям Госсобрания – Курултая Башкортостана Раиль Бикбаев, согласие выразили и представители Алтая, республик Коми и Саха. По их словам, народу просто необходимо беречь свой национальный язык.
В ответном слове Андрей Фурсенко выразил мнение, что участники совещания сгущают краски. Закон об отмене национальной компоненты еще не вступил в действие, а республики уже говорят об утрате национального образования. В итоге каждый лагерь остался при своем мнении.
Результатом расширенного совещания должна была стать совместная резолюция Министерства образования РФ (проект которой был подготовлен в аппарате президента Шаймиева), в которой указывалось, что «участники совещания считают необходимым»:
– внести изменения в федеральный закон об образовании,
– предоставить национальным регионам полномочия участвовать в составлении учебных программ.
Андрей Фурсенко не согласился с обязательным характером резолюции. Министру не понравились слова о «необходимости» предлагаемых в резолюции изменений. И он обратился к залу с предложением изменить эту формулировку. Формулировка была изменена. В результате участники совещания предлагают министерству образования лишь «обратить внимание» на предложения совещания. Напоследок Андрей Фурсенко пообещал, что мнение республик будет учтено. «Проблему надо решать, мы открыты для диалога, будем работать вместе, – сказал министр, завершая совещание. – Мы ни от кого не отворачиваемся».
Фото: Фото с официального сайта президента РТ