Удовлетворительной признали депутаты Казгордумы завершившуюся в столице Татарстана программу улучшения транспортного обслуживания населения на 2004–2008 годы. Признали не без споров. На прошедшей сегодня, 16 октября, сессии, где побывал и корреспондент 116.ru, рассмотрение первого вопроса повестки дня даже вызвало дебаты.
Сначала замруководителя исполкома Рустам Нигматуллин доложил об итогах программы. В безусловные плюсы себе городские власти записали транспортную реформу, запущенную в июле прошлого года, закупку «красных автобусов» с двигателем Евро-3, внедрение автоматизированной системы оплаты проезда льготников. Похвалили себя за большой объем работ и по развитию улично-дорожной сети города: протяженность городских дорог за эту четырехлетку выросла на 31 километр, за улучшившуюся экологию – благодаря обновлению автопарка общественного транспорта в половину снизились вредные выборы углеводородов, серы, окиси углерода.
Как и положено, поговорили о проблемах. Наибольшие опасения, по мнению исполкома, вызывает растущая автомобилизация населения. По прогнозам, к 2011 году около 200 тысяч горожан обзаведутся собственной машиной, ежегодный прирост автопарка составляет 40 тысяч единиц. Мало того, что это разрушает улично-дорожную сеть, так еще и ставит вопрос о прибыльности общественного транспорта. Поэтому, по единодушному мнению минтранса республики и ГИБДД, главной сейчас будет задача по «пересаживанию» на общественный транспорт автолюбителей. Спросят ли при этом мнения самих автолюбителей – осталось за рамками обсуждения.
Приглашенный на сессию министр транспорта и дорожного хозяйства республики Ильдус Фасхутдинов признался, что в городе существует проблема комфортности передвижения. Чтобы не допустить часовых простоев в пробках, чиновник предложил несколько вариантов решения проблемы. Во-первых, необходимо строительство минимум 10-12 развязок (до этого речь шла о семи эстакадах), во-вторых, надо «повернуться лицом к общественному транспорту».
«Чтобы не дойти до часовых стояний в пробках, как в Москве, меры нужно принимать уже сегодня, – заявил Ильдус Фасхутдинов. – Мы почти не используем для передвижения по городу пригородную железную дорогу. В Германии это скелет всей транспортной системы – электрички и общественный транспорт взаимодействуют параллельно».
По предложению министра, стоит больше задействовать электрички, которые проходят через город (станции «Аметьево», «Новаторов», «Компрессорная»), нужно оборудовать дополнительную остановочную платформу на ул. Абжалилова. Это направление не используется для перевозок в достаточном объеме, подчеркнул министр.
Также глава ведомства считает, что одним из вариантов решения транспортной проблемы может быть принудительное ограничение движения автомобилей по центру города. Например, платный въезд и дорогая парковка. Это, по замыслу чиновника, должно заставить водителей пересесть на общественный транспорт. В Европе это нормальная практика, говорит господин Фасхутдинов, как и то, что от места парковки до пункта назначения пешком нужно идти около 15 минут.
Уже сейчас можно предположить, какую реакцию может вызывать внедрение в жизнь этого нововведения.
«Я крайне отрицательно отношусь к этому предложению, – говорит начальник юротдела Казанской городской организации Всероссийского общества автомобилистов Татьяна Кулагина. – Почему все проблемы должны решаться за счет автомобилистов? Кстати, что-то подобное хотели ввести в Москве, но там инициатива не прижилась. Тем более что запретить въезд просто незаконно. Согласно Конституции у нас есть право на свободу передвижения. Пересаживание водителей в автобусы ничего не даст, в пробках стоят и те, и другие».
По мнению Татьяны Кулагиной, водитель сможет быстрее сориентироваться в дорожной обстановке и найти пути объезда, нежели сидящий в автобусе человек. Все больше автомобилистов в Казани обзаводятся навигационными приборами, которые подсказывают варианты движения. Вместо того чтобы на каждом свободном метре строить очередное жилье, лучше оборудовать гостевые карманы для машин, ремонтировать дороги и строить новые развязки, считает автоюрист.
Но даже если представить, что водителей в добровольно-принудительном порядке заставят ездить в автобусах, троллейбусах и трамваях, хватит ли всем места физически?
«Мы не можем гарантировать, что общественный транспорт сегодня готов к подобному переходу, – констатировал Ильдус Фасхутдинов. – Волшебных рецептов нет».
Вопрос, что делать с нерешенными задачами, так и повис в воздухе. Объявлять новую программу развития транспортной системы на следующее четырехлетие депутаты не стали, поручив исполкому исправить все к Универсиаде.