Город Музей ищет состоятельных друзей

Музей ищет состоятельных друзей

Руководитель федерального министерства культуры Александр Авдеев решил кардинальными методами поправить положение дел на объектах культуры. Министр предложил назначить каждому музею попечителя. Бизнесмена или крупного общественного деятеля, который смог..

" src=

Руководитель федерального министерства культуры Александр Авдеев решил кардинальными методами поправить положение дел на объектах культуры. Министр предложил назначить каждому музею попечителя. Бизнесмена или крупного общественного деятеля, который смог бы решать проблемы музея быстрее и эффективнее.

Предложение министра для Татарстана не оригинально. По такой схеме у нас проходит работа с профессиональными спортивными командами. Все помнят, как президент РТ Минтимер Шаймиев в свое время попросил Евгения Богачева заняться баскетболом, Шафагата Тахаутдинова – хоккеем, Рафката Кантюкова и Асгата Сафарова – волейболом и так далее.

Произойдет ли подобное с объектами культуры – пока большой вопрос. Ясно одно – исключительно на деньги министерства культуры музеи максимум на что способны – выжить. Развиваться и расти уже нет. Поскольку даже очень посещаемые музеи нерентабельны (очень много денег уходит на коммунальные платежи, реставрационные работы и просветительскую деятельность), то выход с «назначением» мецената действительно кажется разумным.

«Мы немного опередили Авдеева, – говорит директор по развитию Национального музея Татарстана Игорь Корнилов, – в Нацмузее уже создается попечительский совет «Клуб друзей музея», в который по задумке будут входить влиятельные политики, бизнесмены, все, кто захочет нам помогать. По этой же схеме работают даже в Европе, где культура финансируется не по остаточному принципу. В этом случае VIP-персона, как магнит, притягивает к музею все новых и новых меценатов. Было бы замечательно, если бы и у нас появились такие друзья. Деньги в музее есть куда потратить – это и реставрация, и новые экспозиции, все что угодно, кроме зарплаты сотрудников. Если такой человек найдется, мы сумеем обосновать наши расходы. Взамен мы можем предложить самые разные варианты сотрудничества: начиная от создания отраслевого музея (например, музей нефти или музей торговли), заканчивая организацией корпоративных мероприятий. Важно отметить, что доступ в музей в любом случае будут иметь все желающие. Мы по конституции не можем запретить людям доступ к культурным ценностям. Так что опасаться, что Нацмузей превратится в «музей одного олигарха», не стоит».

Мнения министерства культуры Татарстана о предложении московского шефа узнать так и не удалось. В пресс-службе республиканского минкульта посчитали некорректным отвечать на вопрос, действительно ли наши музеи нуждаются в помощи властьимущих, и почему министерство само не может решить вопрос с достойным финансированием музеев Видимо, есть что скрывать, а может быть просто стыдно за то, что кладези всего самого красивого, исторически ценного и значимого для культуры Татарстана вынуждены выходить на паперть.

С вопросом необходимости помощи музеям со стороны влиятельных людей все ясно – такая помощь нужна. Вопрос в другом, где взять олигарха? Большинство крупных компаний республики уже помогают спортивным командам.

Вот список крупных предприятий и организаций Татарстана, спонсоров спортивных команд:

  • «Татнефть» – ХСК «Ак Барс», ХК «Нефтяник» (Альметьевск),

  • ТАИФ, «Татэнерго» – ФК «Рубин» (Казань),

  • Национальный банк (вернее группа татарстанских банков) – УНИКС (Казань),

  • «Оргсинтез» – ВК «Синтез», ВК «Химик» (Казань),

  • ООО «Газпром-Трансгаз-Казань» – ВК «Зенит-Казань»,

  • «Мелита», «Нэфис» – «Ракета» (Казань),

  • КамАЗ – ФК «КамАЗ» (Наб.Челны), гоночная команда «КамАЗ-Мастер»,

  • «Нижнекамскнефтехим» – ХК «Нефтехимик» (Нижнекамск),

  • «Татспиртпром» – конный спорт,

  • DOMO – профессиональный бокс,

  • Группа компаний «Алнас» – ФК «Алнас» (Альметьевск).

Получается, что все крупные спонсоры уже «заняты». Из оставшихся на ум приходят только «Элекон», вертолетный завод, «Нижнекамскшина», «Позис» и НУР. Любой из них «потянет» любой музей республики. Другое дело – захочет ли. Ведь в отличие от спорта имиджевые дивиденды от помощи музеям не так уж и велики. Согласитесь, «Татнефть» с Алексеем Морозовым – это совсем не то же, что «Пупкин и сыновья» с экспозицией войлочной обуви Казанской губернии VIII века.

Конечно, есть структуры и меньшего калибра, способные помогать музеям, однако на нашу просьбу прокомментировать предложение Авдеева большинство банкиров и бизнесменов отвечали нечто типа: «Пока такого закона или указа нет, никому мы помогать не будем, самим бы кто помог».

«То, что музеям при сегодняшней ситуации становится очень трудно выжить без помощи бизнеса – неоспоримо. Идея попечительских советов не нова, и уже реализована на практике, как, пример, можно вспомнить Попечительский Совет Государственной Третьяковской галереи, Эрмитажа и других, в состав которых входят заметные государственные фигуры – Лужков, Кудрин, Матвиенко, крупные бизнесмены как Потанин и так далее, – говорит аналитик ИК «Финам» Владислав Исаев. – Как показала практика, там, где действуют попечительские советы, музеям гораздо легче находить средства на реставрацию и содержание. Утверждение, что выгоды из этого бизнес не получает, не совсем корректно – помогать культуре сегодня престижно, и это достаточно мощная мотивация. Кроме того, музей может другу-спонсору в благодарность за помощь и некоторые неформальные услуги, например, разрешить проводить на территории музея какие-либо мероприятия. Бизнес сегодня вполне готов помогать культуре, примеров таких достаточно, другое дело, что необходимы, пожалуй, еще и законодательные рычаги, например, налоговые льготы».

Татарстанские политики отнеслись к идее более благосклонно, впрочем, не преминув указать и на недостатки предложения министра культуры.

«Лучше было бы, если бы государство без посторонней помощи имело возможность помогать музеям, – говорит депутат Госсовета Татарстана Насима Столярова, – но в сложившейся ситуации такое предложение министра – попытка хоть как-то исправить ситуацию. Лично я была бы не против возглавить попечительский совет, однако представляю, насколько трудно будет убедить людей вкладывать деньги в культуру. «Хватательный рефлекс» наших состоятельных людей заставляет их покупать целые кварталы в Лондоне, яхты, острова, футбольные клубы, но мешает заниматься благотворительностью. Исправить такую ситуацию может только правильная государственная политика, которая за счет налоговых или каких-то иных льгот сделает благотворительность не только престижным, но и выгодным делом».

Нацмузей Татарстана пошел по правильному пути. Ждать, пока на тебя с неба свалится олигарх, бессмысленно, тем более, что «назначенный» спонсор – вещь ненадежная. А вот собрать вокруг музея людей, которым культура действительно небезразлична – куда как более эффективный ход.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления