Вчера в Москве в Государственном Кремлевском дворце состоялась торжественная церемония награждения лауреатов премии «Золотая колесница». Казань за введение новой транспортной схемы и стопроцентной смены парка общественного транспорта получила семь наград из 32 номинаций. Столица Татарстана стала настоящим триумфатором вечера, потому как столько наград не смог получить ни один город. Комитет по транспорту и связи исполкома Казани взял номинацию «Проект года транспортной отрасли России», а председатель комитета Айдар Абдулхаков стал «Руководителем года». Мэра Казани Ильсура Метшина отметили статуэткой «За вклад в развитие транспортной отрасли России».
«В 2006 году, затевая транспортную реформу в Казани, мы не думали, что будем стоять на этой сцене и удостоимся самой престижной транспортной награды России. Так что сегодняшнее событие – не только итог проделанной работы, но и большой аванс. Обещаем, что к 2013 году, когда у нас пройдет летняя Универсиада, мы добьемся еще большего в улучшении транспортного обслуживания в Казани», – сказал Ильсур Метшин, получая награду.
Показательно, что буквально первый же комментарий в «Живом журнале» на эту тему довольно четко определил мнение многих казанцев: «Московские судьи, которые определяли победителей, никогда не ездили на казанском транспорте, поверили документам, которые предъявил Метшин...»
Действительно, в Казани к транспорту трудно остаться равнодушным. С одной стороны, действительно было сделано очень много. Столица Татарстана – первый город России, который осуществил 100%-й переход на использование двигателей Евро-3 в городских автобусах, спецсистему GPS, которая позволяет в режиме реального времени отслеживать их движение. Полностью произошла модернизация схемы пассажирских перевозок. Но при этом сегодня трудно найти казанца, у которого не было бы множества нареканий по поводу изменений в сфере общественного транспорта, произошедших за последний год. Странно, что эти проблемы никак не хотят признавать в комитете по транспорту. Корреспонденту удалось дозвониться до идеологов схемы, стоящих у истоков перемен, чтобы узнать – довольны ли они воплощением задуманного.
«Признаться, вначале я вообще не хотела браться за этот проект», – рассказала 116.ru начальник отдела организации движения и моделирования транспортных потоков НИИ транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Елена Ногова. – Слишком большая ответственность и очень сложная работа. Но когда запустили транспортную схему в действие, получили намного меньше нареканий, чем ожидали. Конечно, всегда кто-то будет недоволен работой общественного транспорта, но мы постарались учесть интересы большинства. Я бы тоже хотела, чтобы автобус забирал меня от подъезда дома и довозил до двери офиса. Однако, сама вынуждена добираться до работы с двумя пересадками.
В Казани некоторые из маршрутов дублировали друг друга, и по некоторым улицам города проезжало огромное количество автобусов. Поэтому мы решили разбить некоторые маршруты, и таким образом немного разгрузить проезжую часть. Другое дело, это не должно было ударить по карману жителей. С администрацией города у нас была договоренность, что будет введена система электронных билетов. Как на западе. Человек платит не за количество пересадок, а за время, которое он проводит в общественном транспорте. Скажем, покупает билет на час, и пересаживается сколько ему угодно».
Несмотря на «договоренность» с властями, затраты на проезд в общественном транспорте у горожан повысились в разы. Во-первых, увеличилось количество пересадок, во-вторых, с нового года в полтора раза повысилась стоимость самого билета в автобусах. Что касается ввода электронных билетов, то эту систему для всех категорий граждан в комитете по транспорту Казани планируют ввести ближе к концу 2008 года. Однако, председатель комитета по транспорту Айдар Абдулхаков пока отказывается говорить, что за тарифы будут действовать в новой системе. В разговоре с корреспондентом 116.ru он отметил, что с электронными билетами есть возможность разработать до сотни различных тарифных планов.
Одной из целей транспортной реформы было повысить безопасность пассажирских перевозок. Количество «пазов» и «газелей» сильно затрудняли движение в городе, но оказывается, что с новыми автобусами «большой вместимости» мало что изменилось.
«Я работаю на ПАЗе уже девять лет, и безопасность на дорогах зависит не от их количества, – рассказала 116.ru кондуктор одного из немногих так называемых «нелегальных» маршрутов Эльвира Макарова. – Проблема в больших планах на выручку, которые ставятся хозяевами предприятий. И сегодня можно увидеть, как большие красные автобусы подрезают друг друга, вылетают на «встречку», только чтобы первым забрать пассажира с остановки. При этом часто от этого страдают люди, которые находятся внутри автобусов. Мы точно так же проходим техосмотр, но почему-то гаишники нам могут выписать штраф за неработающую пятикопеечную лампочку, но закрывают глаза на то, что у тех же «хайгеров» вместо стекла пленка, крепко приклеенная скотчем».
«Мы настойчиво требуем от всех перевозчиков заменить все битые стекла. Но там есть два нюанса. Стекла достаточно дорогостоящие, и в таком объеме у поставщиков их просто нет. Второе – есть проблемы со страховыми компаниями. Автобусы новые, находятся на гарантии. Сначала страховщики возмещают стоимость разбитого стекла, а потом оно меняется», – оригинально объяснил ситуацию Айдар Абдулхаков.
«Поторопились с выбором. Если Нефазы и МАЗы подходят к нашим дорогам, то все, что сделано в Китае – ненадежно. У них уже сейчас сыпется ходовая, проблема с тормозами. А через два года от них вообще ничего не останется, – рассказал 116.ru водитель нового автобуса АТП-2 Виктор Матвеев. Он же обратил внимание на другую проблему. – У нас норма выработки за месяц – 180 часов. Однако часто мы перерабатываем до 270 часов, и никто нам за дополнительное время не платит. А попробуй сказать, что ты уже свою норму за месяц наработал и не выйти на работу! Поставят прогул и лишат премии. А из нее очень часто и складывается наша зарплата. Вот и не выдерживают водители, уходят на другую работу».
Стоит отметить, что в этой ситуации комитет по транспорту вынужден искать работников по близлежащим поселкам и нанимать на работу приехавших из стран СНГ. И это далеко не все проблемы, связанные с общественным транспортом Казани. Про неисчезающее хамство в автобусах и говорить не хочется. Конечно, победа никогда не бывает легкой. Однако, задаешься вопросом: если Казань лучший город в плане работы общественно транспорта, что же тогда происходит в остальной России...
Фото: Фото автора