В Татарстане подвели итоги сдачи единого государственного экзамена. Результаты заставляют задуматься. Почти половина учащихся сдала русский язык на «три». Четверть всех учеников написали математику на «два». Кроме того, в республике разгорается очередной коррупционный скандал, связанный с подменой результатов ЕГЭ. Фактов достаточно для постановки вопроса – а не дискредитировала ли себя новая система?
«Два» за русский получили 15,1% (в 2007 году – 6,8%), «три» – 46,2% (в 2007 году – 42,1%), «четыре» – 30,7% (в 2007 году – 38,8%), на «отлично» сдали 7,9% (в 2007 году – 12,1%). Математику на «два» написало 28,6% школьников (в 2007 году – 16,8%), оценку «три» получили 36% (в 2007 году – 34,4%), «четыре» – 26,9% (в 2007 году – 37,9%), и «пятерки» поставили 8,3% учеников (в 2007 году – 10,9%). «До весны мы не знали, что математика и русский будут обязательными экзаменами, – говорит заместитель директора школы №4 города Чистополя Светлана Николаева. – Естественно, многие ученики не готовились целенаправленно к этим предметам. А когда обязали, для многих это было неожиданностью. Возможно, на общей статистике это и отразилось».
«Если в прошлом году русский язык и математику в форме ЕГЭ сдавали только дети, мотивированные на поступление в вузы, то в 2008 году – уже все выпускники», – соглашается с оправданиями учителей заместитель министра образования РТ Людмила Нугуманова. Из ее слов можно сделать вывод, что именно из-за увеличения количества учеников в этом году Татарстан имеет такие плохие результаты, а не потому, что уровень подготовки в школах падает.
«Сами задания были непростыми, – говорит ученица казанской школы №135 Анастасия Пехтина. – Но мне было тяжело сдавать экзамены с чужими учителями в другой школе. (Для того чтобы исключить подтасовки результатов или предвзятости к определенным ученикам со стороны преподавателей, экзамены дети сдают в других школах – авт.) И так нервы на пределе, а тут еще незнакомая обстановка. Психологически это сильно давило. Если бы были свои учителя, и даже если бы они не помогали, а просто следили, чтобы мы не списывали, было бы намного лучше».
По словам школьницы, не обошлось в их классе и без пары двоек. Казус, но для неуспевающих учеников ничего страшного в этом нет. В республике действует схема «плюс один балл», которая помогает выпускникам не портить аттестат. Получается, что «тройкой» уравниваются знания тех, кто хоть что-то знает по предмету, и тех, кто ничего не смыслит в той же математике. То есть двоечник попросту лишен мотивации. Чего зря стараться, если можно и так получить тройку...
«Ну как можно нормально сдавать экзамены по русскому, когда у нас уже язык испорчен Интернетом?– заметил выпускник одной из школ Казани Альберт Маркелов. – В той же «аське» пишем без запятых и с ошибками. И если кто-то пытается общаться по правилам, это выглядит вычурно. А про «подонковский» сленг со всеми «кросавчегами» и «мальчегами» я вообще не говорю. Они сильно «прицепляются», и порой даже не замечаешь, как эти слова вытесняют правильные».
«Во-первых, абитуриенты стали слабее сами по себе, – заявил 116.ru доцент кафедры журналистики Дмитрий Туманов. – Дети у нас разучились анализировать. А это происходит из-за обвального потока информации, который заставляет человека перепрыгивать с факта на факт, не связывая в логическую цепочку. А русский и математика – это как раз те предметы, где нужно размышлять. Поэтому получается, что наши выпускники не способны видеть дальше своего носа, не могут спрогнозировать свое будущее на несколько шагов вперед.
А тут еще придумали этот единый госэкзамен. Это ущербная форма проверки знаний.
ЕГЭ проверяет некие факты, которые надо запоминать, а не умение размышлять.
ЕГЭ – это механизированная система, в которую надо попасть. А поскольку есть несколько точек зрения на один и тот же факт, то нужно угадать, какая точка зрения важна для проверки. Это лотерея, где ты угадываешь правильный ответ. И по сути, это очередная кормушка для выкачивания денег с родительского кармана».
Скандалы с подтасовкой результатов ЕГЭ не редкость для республики. Причем взятки берут чиновники весьма высокого ранга. В прошлом году прокуратура РТ возбудила уголовное дело против чиновников Республиканского центра мониторинга качества образования. Должностные лица получили 80 тысяч рублей за то, что обеспечили двум выпускникам средней школы высокие баллы по математике. А на днях уголовное дело было возбуждено в отношении работников Балтасинского РОО – 36-летнего руководителя пункта проведения ЕГЭ и его 30-летнего помощника.
Предприимчивые мужчины организовали довольно интересную схему получения денег от родителей, дети которых сдавали экзамены. По предварительной договоренности с руководителем пункта и его помощником родители за несколько часов до начала экзамена приводили к школе преподавателей других школ или студентов, специализирующихся на том предмете, по которому проводился ЕГЭ. Руководитель тайно проводил преподавателей в подвальное помещение школы, после чего дверь в подвал опечатывалась. Во время проведения экзамена руководитель и его помощник через щель в двери подвала передавали записки с заданиями от учеников. Преподаватели передавали листки с готовыми вариантами обратно. Стоила эта услуга пять тысяч рублей с каждого ученика за один экзамен. Но как-то во время проведения ЕГЭ в школу нагрянули работники УБЭП МВД по РТ и вскрыли опечатанный подвал.
Пример комичен, но показателен. Пороки системы ЕГЭ видны невооруженным глазом. В республике принято много говорить о борьбе с коррупцией. Зачем же тогда проводить реформы, ее провоцирующие? Ведь чем слабее будут оценки на выпускных экзаменах, тем сильнее будет развита система их подтасовки. Следовательно, опять невозможно правильно и четко определить качество знаний школьника. Стоит задуматься, не пора ли прекратить эксперимент над детьми, ведь коррупционный вирус способен исказить даже самое прогрессивное нововведение.
Фото: Фото с сайта ucheba.ru