Чудес в Раифе предостаточно: для верующих это, в первую очередь, чудотворная Грузинская икона Божией Матери, для скептиков – лягушки, которые по молитве монахов давным-давно перестали квакать (молчат они до сих пор). Ну и, конечно, люди.
Наместник монастыря отец Всеволод прекрасный психолог. За несколько минут общения может подобрать ключик к любому человеку. Например, автора этих строк восемь лет назад он «купил» следующим образом.
– Отец Всеволод, у меня свечка погасла. Что это значит?
– Что значит, что значит... Фитиль у нее кривой!
– Отец Всеволод, говорят, что не только человек место выбирает, но и место выбирает человека. Считаете ли вы, что Раифа – это место, которое вас «выбрало»?
– Мне кажется, что это промысел Божий. Мы всему хотим какую-то мирскую форму придать: место – человека, человек – место. Я понимаю, что человек тоже украшает место, но как верующий должен сказать, что это воля Божья, раз мы все здесь собрались вместе, проявили по благословению Божью труд, послушание, после чего воскресла святая обитель.
– В Татарстане достаточно действующих монастырей, но только Раифа стал визитной карточкой республики. С чем вы это связываете?
– Визитная карточка – мнение СМИ. Мы рады, что монастырь нравится паломникам, туристам, гостям. Все они здесь получают утешение у чудотворной иконы, обретают душевное спокойствие. А что касается журналистов, то раз уж назвали визитной карточкой, пусть так и будет. Мы возражать не будем, на все воля Божья.
– Отец Всеволод, кто вы сейчас больше – священник или менеджер?
– Конечно, священник! Который несет послушание наместника. А послушание наместника заключается в таком понятии, как благоустройство обители, ее финансово-экономическая стабильность. Так что я еще обычный руководитель.
– Поэтому вы получили юридическое образование?
– Не только его, еще есть образование духовное. А последнее – Государственная академия при президенте РФ.
– Сейчас монастырь получает дотации от Московской патриархии? Или он существует на пожертвования?
– Монастырь содержится на средства благодетелей и простых прихожан. Мы благодарны всем, кто полюбил Раифу, всем, кто не жалеет копейки по возможности, а кто имеет возможность – и рубли. Святые места всегда поднимались всем миром. Это можно считать показателем нашего мира. Помогают монастырю многие, независимо от вероисповедания, оставляют здесь частицу своих трудов.
– У вас есть любимые церковные службы?
– Есть. Почему-то ночные – Рождественская и Пасхальная, хотя все службы красивые, одухотворенные. Но если с человеческой точки зрения, то это те, которые я назвал. Они как-то мне ближе. Я начинаю служить Пасхальную службу здесь, а потом выезжаю служить литургию в деревню Гари (недалеко отсюда). Там деревянная церковь пушкинских времен. Получается, что ухожу в другой век, соединяюсь с Вечностью. Поверьте мне, самая крепкая вера – в глубинке страны. Мы так избалованы современным содержанием – сотовые, Интернет, машины... Мы забываем что-то, что было внутри нас, вечное, дарованное Богом. Вера спасается молитвами затворников, крепостью духовников, которые находятся в самом сердце России. Многие даже не подозревают об их существовании, но их молитва так сильна и крепка, что мы можем двигаться вперед.
– Есть ли сейчас в Раифе старцы, за советом к которым люди едут со всей страны?
– Как-то мы не называем их старцами. У нас есть люди опытные, схимники. Отец Сергий, например. Сергей Владимирович Златоустов, известный профессор, ученый. Ему уже за 80. К нему тянется ученый люд, он дает советы, потому что через него Бог говорит. Есть отец Андрей. Очень простой человек. У него нет высшего образования, но он настолько искренний, что эта искренность располагает. Бог через его простые уста говорит умные и доходчивые вещи, которые помогают людям жить.
– Вы смотрели фильм «Остров»?
– Да, смотрел. И с главным героем – Петром Мамоновым – знаком. Он как-то бывал у нас на подворье. Очень верующий человек.
– И как вам кино?
– В фильме показана правдивая сторона монастырской жизни. От монахов всегда ждут идеального содержания. Но монах – тот же человек. Можно упасть, но, упав, надо вставать. Если рядом с вами кто-то упал, не нужно забивать его камнями, нужно дать возможность ему подняться. Не надо в нас видеть суперидеальных людей, это глупо. Мы тоже несем свое послушание перед Богом. Да, мы наделены благодатью, данной при рукоположении. Эта благодать помогает нам помогать другим.
– К каким святым вы чаще всего обращаетесь с молитвами?
– Самый почитаемым для меня святым почему-то стал святитель Николай, причем еще со школы. Будучи маленьким, я всегда поражался доброте его глаз. Но все святые – они СВЯТЫЕ. Просто уж вы задаете мне человеческие вопросы, и я как человек на них отвечаю.
– Что вас больше всего поражает в человеческих исповедях?
– Открытость. Когда человек подходит с проблемой, его открытость вызывает доверие. Откровенность сближает. Заметьте, не игра в откровенность, не красивая ложь.
– Можете назвать самый страшный грех?
– Самое страшное – подлость, предательство в любой форме. Трусость еще можно оправдать – вот боится человек, боится! Кошка там черная перебежала дорогу, или еще что... А предательство и подлость, когда один сознательно вредит другому, не имеют оправдания.
– Сколько сейчас монашествующих в Раифе?
– 22 человека – священнослужители, дьяконы, монахи, иноки. Всего нас здесь – 78 человек, а с подворьями – более 200.
– У Раифского монастыря есть пять подворий – Казанское, Зеленодольское, Ильинское и Большеключинское, Кошаевское. Станет ли их больше и когда?
– Готовится еще одно. Если ехать через Волгу по железнодорожному мосту, то можно увидеть часовню. Она была освящена в честь дома Романовых, должен был к нам Николай II приехать. Думаю, летом она будет готова и откроется.
– Вы не боитесь, что Раифа превращается в подобие туристического центра? Ведь для – иноческой жизни необходимы тишина, уединение, а не суета.
– Когда мне говорят такие вещи, я всегда спрашиваю: разве плохо, когда множество народу к Богу идет? Некоторые осуждают – вот здесь суета. А разве плохо, что человек хочет посмотреть это место, прикоснуться к нему? А если здесь зажглась первая лампадка в человеческом сердце? Сказать: «Ты сюда не ходи, потому что ты нам мешаешь» – все равно, что признаться, что мы ИГРАЕМ в монахов. Если хочешь уединения, есть возможность уйти в скит. Иди в лес, заройся в пещеру и жди Страшного суда. Монаха люди не смущают, у монаха есть келья, личный храм. Он войдет туда, и его никто не тронет, берет псалтырь и читает. Люди возмущают тех, кого по жизни возмущает все – посмотрел налево – там не так, посмотрел направо – еще хуже. Это все от человека зависит. Но и это надо понимать! И прощать! Особенно нам, священникам.
– Чем паломник от туриста отличается?
– Вы знаете, по сути, ничем. Может, кто меня и раскритикует за это. Я искренне вам скажу, вот смотрите: паломники – организованная группа, которая едет с одной церкви в монастырь, а туристы – те, кто сначала посмотрел Казань, а затем едет в монастырь. Но большинство этих туристов – люди верующие. Они заходят в храмы, совершают все, что положено совершить паломнику в монастыре. И какая после этого между ними разница? Тот человек и этот человек. Разница может быть внутри сердца – готов он открыть себя для Бога, готов посетить святое место или нет. Туристы первым делом что делают? Помимо экскурсии пишут записочки «О здравии», «Об упокоении», стоят перед чудотворной иконой, спрашивают, какому святому помолиться, чтобы их вопрос решился, свечки ставят.
– Что изменится в жизни монастыря, если Раифа победит в конкурсе «7 чудес света»?
– Мы про это даже не думаем. Любое святое место на Руси – уже чудо. Конечно, хорошо, что мы попали в семерку финалистов по Приволжскому округу. Во второй тур вошли три монастыря – Кирилло-Белозерский монастырь, Раифа и Троице-Сергиевская лавра. Но разве можно святым обителям присуждать какие-то номинации? Здесь ведь важны духовное состояние, сердечность, вера. Хотя я рад, что Раифа обогнала автомат Калашникова, это совсем не чудо. Он, конечно, сыграл свою роль в защите, но и пролил много невинной крови.
– Планируется ли расширение детского корпуса – своеобразного детского дома для мальчиков?
– Там места сейчас достаточно, на 25 человек. Шесть ушло, шесть пришло. Те, кто вырос, учатся в институтах, техникумах, живут на подворье. Их место заняли новые безобразники. Хорошие такие безобразники, которым в их возрасте положено шалить. Я не верю в идеального ребенка. Все должно быть: и печали, и радости, и игры, и нашкодить чего-нибудь. Да мы сами ведь безобразничаем, чего скрывать-то! (Смеется.)
– В конце 90-х – начале 2000-х местные СМИ пестрели заметками об известных людях, которые приезжали в монастырь. Сейчас такого не наблюдается. Гостей стало меньше, или их визиты уже не так афишируются?
– Это теперь СМИ бдительность потеряли! (Смеется.)
– Не так давно умерла матушка София, благодаря стараниям которой монастырь утопал в цветах. Кто продолжит ее дело?
– Продолжают ее ученики. Она последние годы болела сильно, ничего делать не могла. Цветами сейчас занимаются профессионалы своего дела, верующие, одухотворенные люди, которые приняли растения, как и она принимала, как детей своих. Матушка София как исключение похоронена на монастырском кладбище, на ее могиле много цветов. Она была главным агрономом Зеленодольска, личность весьма известная. Царствие ей Небесное.
– Что готовит монастырь для своих гостей в пасхальную неделю?
– Что мы можем, монахи, приготовить... Молитву о всех, кто любит Бога, кто верит в Бога, несет ближним своим добро. Это самое главное. Будет молитва, будет здоровье – остальное приложится. С праздником всех! Крепости сил вам!
Фото: Фото автора