В Казань привезли уникальные слуховые аппараты. Что интересно, разработали их казанские военные, а изготовили в Ирландии. Аппарат может помочь тем, кто практически лишился слуха. Мало того, с его помощью слабослышащий человек может научиться говорить. Так считают разработчики проекта, сотрудники научно-исследовательской лаборатории акустики казанского филиала Военного артиллерийского университета.
Лаборатория, военная по своей сути, изначально проблемами здоровья не занималась.
Но, взявшись помочь оглохшему на одно ухо авиатору, ученые неожиданно пришли к принципиально новой идее.
«Аппарат представляет собой маленький компьютер, трансформирующий информацию из частотного диапазона, в котором человек не слышит, в диапазон, в котором он может ее воспринимать. Любой глухой человек слышит на низких частотах ниже 1000 герц, то есть он не может воспринимать высокочастотные согласные буквы. С помощью аппарата пользователь сможет воспринимать согласные. Правда иначе, чем хорошо слышащий человек. Но это не важно. Важно пояснить и закрепить в мозгу глухого человека, что он слышит именно эту согласную», – рассказывает руководитель проекта, полковник Анатолий Кочергин.
По словам ученого, это одно из отличий казанской разработки от других отечественных и западных образцов, в основе которых лежит лишь принцип усиления. Усиление неэффективно и даже вредно для органа слуха, если не функционируют чувствительные волосковые клетки внутреннего уха. Со временем у человека, начинающего глохнуть, слух ухудшается, и ему приходится менять свой слуховой аппарат на более мощный. Разработка казанских ученых представлена одной модификацией, позволяющей помочь при всех степенях потери слуха, то есть рассчитана на всю жизнь.
Кроме того, аппарат может поспособствовать восстановлению правильной речи глухих. Правда чтобы раскрыть эти возможности, необходима помощь квалифицированного сурдопедагога. По словам Анатолия Кочергина, таких в Казани единицы. Тем не менее, в филиале артуниверситета уже сегодня проводятся занятия со слабослышащими и тугоухими, оборудован специальный шумоизолирующий кабинет с компьютерами, тренажерами, аудиокомплексом и интерактивной доской.
В занятиях с глухими используется комплексный подход, в котором задействованы все органы восприятия. Происходит все примерно так: сурдопедагог проговаривает слово – глухие с помощью тренажера прослушивают звучание, видят движение губ и языка, одновременно наблюдают сурдоперевод сказанного и графическое написание слова. Слово обязательно дается в письменном виде, чтобы человек научился «мыслить словами».
«После, уловив принцип, глухой может заниматься самостоятельно: слова и выражения можно записать в память аппарата. На ЖК-экране обладатель аппарата видит слово, слышит его, повторяет, затем сравнивает звучание собственного голоса с образцом и корректирует. Можно записать урок голосом близкого человека, например, матери – для обучения ребёнка это важно. Такая практика – это новый шаг в сурдопедагогике», – пояснил полковник.
Деньги на разработку и создание аппарата согласился дать Инвестиционно-венчурный фонд РТ. На полученные четыре миллиона рублей ученые закончили разработку аппарата и изготовили первые пять образцов в Дубне. Сейчас нужно провести клинические испытания и получить все необходимые разрешительные документы. Но для испытаний нужна целая партия доработанных с учетом замечаний аппаратов, на производство которых нужны деньги. Между тем, Инвестиционно-венчурный фонд РТ приостановил финансирование.
«Это очень нужное и важное дело, почему бы нас не поддержать? – разводит руками полковник Кочергин. – Это ведь отечественная разработка, которая лучше и дешевле западного аналога, да и такой методики у них нет. В конце концов, не все измеряется деньгами. Проект носит социальный характер, и отдачу от него общество будет ощущать на протяжении многих лет – через людей, снова ставших полноценными».
Инвестиционно-венчурный фонд внес ясность в ситуацию.
«Дело в том, что фонд на протяжении первого этапа проекта вел мониторинг подобных изобретений в мире. И вот, за это время за рубежом появились аппараты, которые по многим параметрам опередили разработку. Это и заставило нас приостановить финансирование. Мы хотели понять, ради чего мы вкладываем такие большие деньги в проект. У нас возникли сомнения в его экономической целесообразности. Лучше купить уже готовые надежные датские аппараты, которые стоят также. Однако мы не повернулись спиной к проекту и готовы провести экспертизу и выяснить, как можно доработать аппарат, чтобы он соответствовал изменившимся условиям. Но разработчики, похоже, сами этого не хотят», – прокомментировал 116.ru замдиректора ГНО «Инвестиционно-венчурный фонд РТ» Ренат Билалов.
Получается, что разработка казанских ученых вторична и отнюдь не так революционна, как рассказывает полковник Кочергин?
«Они сделали хорошее устройство, и тот факт, что где-то, на каком-то этапе все затормозилось, конечно, не дело. У аппарата нет зарубежных аналогов. Осталось только немного им помочь. Аппарат уже есть, разработана методика, и результаты отличные!» – сказал 116.ru завкафедрой радиоэлектроники и квантовых устройств КГТУ им. Туполева Герман Ильин.
Фото: Фото автора