Конец марта в Казани ознаменовался тремя крупными антикоррупционными делами. Однако сразу возник вопрос: что это – «показательная порка» или в рядах чиновников началась реальная чистка? Мнения экспертов разделились.
Напомним «фигурантов» антикоррупционного сериала.
Председатель комитета земельных и имущественных отношений исполкома Казани Марсель Абдулхаков подозревается в превышении должностных полномочий и незаконном распоряжении муниципальным имуществом. В 2005 году при его участии ЗАО «ТАКПО» получило помещение в одном из домов по улице Баумана взамен изъятого для муниципальных нужд участка на Петербургской. На первом этаже этого дома жили люди, поэтому перевод помещения из жилого в нежилое, по мнению следствия, был незаконным. Кроме того, стоимость полученного взамен помещения в 10 раз превысила потенциальный ущерб от потери участка. 24 марта в отношении господина Абдулхакова было возбуждено уголовное дело. Ему грозит лишение свободы на срок от двух до четырех лет.
В комитете земельных и имущественных отношений эту ситуацию комментировать отказались наотрез. Но как нам удалось выяснить у неофициального источника, юридические службы исполкома уверены в том, что председатель комитета выиграет дело. Земельные и имущественные отношения – сфера тонкая и запутанная, поэтому к любому решению в данной области легко придраться, что и сделали следственные органы. Более того, теперь Марсель Абдулхаков сам имеет право подать в суд на республиканскую прокуратуру – за подрыв деловой репутации.
Еще один чиновник – бывший зональный архитектор главного управления архитектуры и градостроительства администрации Советского района Казани. Ныне уволенный по собственному желанию Джаудат Ахмадеев, по версии следствия, «нагрел руки» на выделении земли под автостоянку. Суть дела в том, что в 1999 году он по просьбе предпринимателя согласовал участок на улице Фучика. В качестве платы за услугу жена предприимчивого архитектора получила 51 процент доли в создаваемой компании и директорское кресло. Еще одним бартером между «партнерами» стало разрешение на работу передвижной АЗС со стороны чиновника и «бензинная безлимитка» семье архитектора со стороны предпринимателя. Сейчас он проходит по двум статьям УК, по одной из которых ему грозит до двух, а по другой – до четырех лет лишения свободы.
Прокуратура РТ выпустила специальное пособие «Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции». В пособии содержится свод правовых актов и указания прокуроров России и Татарстана в области антикоррупционной деятельности.
Связавшись с подследственным по телефону, мы попытались узнать его версию происходящего.
«Я ничего говорить не буду!» – заявил он и повесил трубку.
Третье уголовное дело по материалам УБЭП МВД РТ возбуждено в отношении главного врача казанского «Городского центра профессиональной патологии». Глава медицинского центра подозревается в незаконном получении четырех миллионов 748 тысяч рублей. В период с июля 2006 по апрель 2007 года он, не имея лицензии, организовал проведение профилактических осмотров граждан.
«Это не особенные меры, а плановая работа. Для того и создавался следственный комитет. Просто, возможно, в последнее время мы немного налегли на эту тему. То, что дела возбуждаются против чиновников высокого ранга, свидетельствует о том, что госструктуры освобождаются от таких людей», – прокомментировал 116.ru cтарший помощник руководителя следственного Управления следственного комитета при прокуратуре РФ по РТ Эдуард Абдуллин.
Как ранее сообщала мэрия, в прошлом году 200 муниципальных чиновников, имеющих контакт с населением, прошли тест на детекторе лжи. Проверке «на честность» подверглись не только простые служащие, но и все руководители структурных подразделений исполкома Казани.
А вот депутат государственного совета РТ Сергей Осколок не считает, что чиновников ловят за руку благодаря усилиям какого-то отдельного органа.
«Здесь главное – общероссийская политика. Политика – суть концентрированное выражение экономики, по которой и бьет коррупция, ведь она означает уход от налогообложения, потери бюджета. Вот государство и возвращает себе налоги. Почему внезапно завели сразу несколько дел? Меня это не удивляет. Просто до этого, возможно, с чиновниками разговаривали. Пытались объяснить им «неправильное поведение». А потом, видимо, поняли, что Васька слушает, да ест. И перешли от слов к делу».
Есть и другая точка зрения – все происходящее не имеет отношения к реальной борьбе с коррупцией. «Разборка между «элитами». За аналогичные вещи чиновников можно сажать через одного. Эти кому-то перешли дорогу. Разово-показательные процессы – способ избавиться от неугодных, чтобы на их место посадить других», – говорит эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Ирек Муртазин.