Покупать билеты в Казанский театр кукол надо всегда загодя – иначе на спектакль не попадешь. Почувствовать себя на два часа маленькими хотят не только дети, но и взрослые. Ведь все в этом мире начинается с кукол. И не важно, какие это куклы – деревянные, фарфоровые, пластиковые. Главное, чувство, которое они вызывают. О роли кукол в жизни людей и людей в жизни кукол мы поговорили с Ильдусом Зиннуровым.
– Ильдус Насихович, сейчас в театре идет 74-й сезон. Получается, что первые зрители – уже глубокие старики. Как на ваших глазах менялись потребности и восприятие детей?
– В свое время считалось, что в театр кукол детей следует водить с пяти лет. Но сейчас все изменилось. Знаете, какие продвинутые стали дети? Они знают, как работают многие электронные устройства. Да что я вам рассказываю. Самым маленьким нашим зрителям по два годика. Ведь все зависит от развития. Мы родителям даже говорим: наблюдайте за своими детьми, как они общаются, как ведут себя. Некоторые ребятки начинают плакать, когда видят такое множество народа, другие, наоборот, ведут себя уверенно и раскованно.
– Кстати, вам приходится общаться с первыми зрителями театра?
– Первыми не первыми, но четко отслежены целые династии, которые выросли на наших спектаклях. Сначала сами приходили, потом детей привели, теперь уж внуков. Я преподаю в Университете культуры и искусства, так ко мне просятся дети тех молодых людей, которые в свое время не смогли поступить в вуз или же закончили его.
– Какую роль в жизни людей играют куклы?
– Огромную. Если ребенок полюбит куклу, которая несет что-то важное для него, ему будет проще адаптировать это знание в жизни.
– Почему вы занялись куклами? В детстве не доиграли?
– Я никогда не думал, что буду заниматься этим. Я очень хорошо пел, впрочем, как и моя сестра. И в нашей деревне в Аксубаевском районе Татарстана культурная жизнь прямо кипела! Молодежь давала концерты, ставила спектакли, к нам приезжали разные творческие коллективы. Конечно, бывал и кукольный театр с постановками. Наша семья, кстати, дружила с семьей режиссера-постановщика Фуата Тагирова. Они постоянно к нам в гости приходили. Мама по такому случаю баню топила, беляши пекла. В деревнях они показывали по два спектакля – утренний детский и вечерний для взрослых. Клуб был битком набит. Детей на вечерние спектакли не пускали, поэтому днем я был обычным зрителем, а вечером наблюдал за всем из-за кулис.
– Сколько вам тогда было?
– Классе, наверное, в третьем-четвертом учился. Я знал больше тысячи частушек и порой был вместо патефона. Потом закончил музыкальное училище по классу вокала и почти три года пел в армии. Вернулся в Казань. Иду по улице Баумана и встречаю Фуата Тагирова, который пригласил меня на работу к себе. Уже 30 лет как я главный режиссер в Казанском театре кукол.
– Какая любимая сказка была у вас в детстве?
– Я много читал. В доме всегда было много книг, газет, так как сестра была завклубом. Я очень хорошо помню свою первую книгу. Как-то увидел книжку с оторванной обложкой. Это очень меня тогда потрясло – разве можно обрывать сокровище? И так она мне в душу запала, что я пообещал себе обязательно ее прочитать, как только научусь. Это был «Робинзон Крузо» Дефо.
– Можно сказать, что вы в какой-то мере повторили этот сценарий в своей жизни?
– Я даже не думал об этом! Один известный татарстанский режиссер как-то сказал, что его театр – логово волков. А мне вот всегда везло на людей – на друзей, учителей, учеников, единомышленников. Театральное искусство – это коллективное искусство. Один ничего не может сделать. Поэтому в своей работе я могу говорить только «мы». И я, в свою очередь, стараюсь помогать своему окружению. В жизни многое зависит от случая. На своих студентов я смотрю как на детей. К каждому надо отнестись бережно.
– Можете сказать, насколько в мире востребованы кукольные театры?
– Очень! Ведь это иносказательное искусство, которое дает ответы не только на детские вопросы. Театр кукол – первый театр, с которым встречается человек в своей жизни. Это синтез искусств! Здесь есть музыка, работы художников, литература, актерское искусство. Поэтому театр имеет огромную силу воздействия. И мир понимает значение театра кукол.
– Кукольники всего мира объединяются?
– Постоянно проводятся различные фестивали. Наш театр принимает в них участие, мы являемся членом Международной организации кукольников с 1974 года. В качестве примера приведу Турцию, где каждый город проводит свой кукольный фестиваль. К ним собирается народ со всего мира. Наш театр за последние годы ездил туда пять раз. Национальный кукольный герой в Турции – Карагез. Я специально наблюдал за зрителями – смотрят, открыв рот, и дети, и взрослые. Или вот я ставил спектакль «Рамаяна». Сам по себе он очень длинный. В Индии он может идти целый день. И дети его смотрят в несколько заходов.
– А в Европе как дела обстоят?
– Тут, конечно, выделяется Германия. А вот Болгария сдала свои позиции – театры позакрывали, актеров посокращали.
– Кстати, ставятся ли в мире кукольные спектакли для взрослых?
– Ставятся. Если брать Россию, то это, конечно, театр Образцова. Правда после смерти мастера у них долго не было духовного лидера. Вот недавно к ним пришел молодой интересный режиссер Андрей Денников. Он ставит очень яркие спектакли. Но ему пока не по плечу стать художественным руководителем огромного коллектива. Мы тоже ставили для взрослых телевизионные спектакли. Например, «И дольше века длится день», «Чертова мельница», «Ловите миг удачи».
– В ближайшее время что-то подобное планируется?
– Думаем вернуться к этой деятельности. Но тут другая проблема возникает – помещение. Мы находимся в старой церкви. Нужна ведь современная техника, театральное оборудование. Надеюсь, что к 75-летию театра, которое мы будем отмечать в следующем году, нам построят новое здание поблизости от этого.
– Кстати, в вашем здании есть привидения?
– Сам не видел, но, говорят, водится. Его даже наша кошка чуяла. И дежурные утверждают, что есть. Все-таки это здание церкви, внизу мертвецкая когда-то была. Более того, даже говорят, что сам Пугачев в ней сидел. Здесь в свое время пел Шаляпин, бывал Горький.
– Есть такая тенденция, что здания храмов возвращают церкви. Ваше не пытались вернуть?
– Ну что значит – пытались…. Я считаю, что отнятое попросту должны вернуть. Но это чудесное здание, нам даже стены его помогают. Кажется, все – критическая ситуация, и нет выхода. А потом – раз – и находится. Это святое место! Мы всегда чувствуем его поддержку. Наверное, потому что мы творим добро.
– Каким образом вы выбираете сказки для постановки?
– Смотрю, насколько она отвечает требованиям времени. Сейчас мы говорим о милосердии, поддержке, чутком отношении друг к другу. Детям и их родителям этого очень не хватает. Ребенок должен получать разноплановое эмоциональное образование.
– Часто бывают премьерные спектакли?
– Обычно мы выпускаем четыре постановки в год. Какие-то остаются на годы, какие-то уходят. Но в каждый спектакль мы вкладываем душу, каждый из них дорог. Поэтому, когда списываем ту или иную постановку, мы грустим.
– Что случается с куклами на пенсии?
– Отправляем на нашу выставку в фойе театра. В новом здании обязательно будет музей.
– У вас есть любимая кукла?
– Нет. Я люблю их всех. Да и потом, даже в детстве я не играл в куклы (мальчик все-таки), а читал больше.
– Какой спектакль у вас самый долгоиграющий?
– «Гуси-лебеди» наши летают уже больше 10 лет. Мы его показывали во Франции, Германии, Польше, Турции. Его любят и актеры, и дети. Опять-таки он о вечных ценностях – добре, прощении. Или «Гусенок» – классика кукольного театра. Идет и на татарском, и на русском языках. Как это модно теперь говорить, спектакль интерактивный. Дети, возвращаясь домой, рассказывают, как смогли в театре спасти Гусенка.
– Вы говорили, что вам очень везет с людьми. Проблема с кадрами есть?
– Есть. Как без нее. Зарплата актера очень низкая. Вы не представляете, с какой тоской я смотрю на молодых людей, которые проходят мимо театра. Даже если вот в театральном училище присмотришь нескольких ребят, то придут, в лучшем случае, один-два. Престиж актеров в театрах сейчас низок. Хорошо, что есть старые актеры.
– А вы можете сделать куклу на заказ? Вдруг кому-то захочется?
– Можем, только времени не хватает. Цех работает, не поднимая головы. Правда ставим концертные номера, которые пользуются большим успехом. Чаще всего готовим их к юбилеям известных людей. Делали куклу к юбилею нашего президента, изображали экс-мэра Казани Камиля Исхакова в виде боцмана со штурвалом, прокурора республики Кафиля Амирова, Салавата. Кстати, Салават-кукла выступает на концертах вместе со своим прототипом. Но все это очень сложно. Мало ведь внешнего сходства, надо еще изюминку уловить.