Казань вторую неделю задыхается в прямом смысле, поскольку снегопады буквально остановили город – снегоуборочные машины не справляются и автомобили ползут еле-еле. Те, кто живет в непосредственной близости от дорог, перестали открывать форточки.
С намерением выяснить, когда закончится снежное безобразие и можно будет вздохнуть свободно, мы обратились к Сергею Захарову, начальнику управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ. Однако все оказалось серьезней, чем предполагалось.
– Сергей Дмитриевич, когда мы договаривались о встрече, вы сказали, что хотите поделиться более серьезными проблемами, чем снежные бураны, которые превратили Казань в одну сплошную автомобильную пробку. О чем вы говорили?
– Мы занимаемся ведь не только составлением метеорологических, агрометеорологических и гидрологических прогнозов, но и осуществляем систематические наблюдения за состоянием окружающей среды и ее загрязнением. Вначале я хотел бы сказать о системе наблюдений. Возьмем, к примеру, мониторинг атмосферного воздуха. Стационарной сетью наблюдения охвачены такие крупные города, как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск. Кстати, в столице на базе метеорологической станции открыт стационарный пост круглосуточного наблюдения за качеством атмосферы. Дополнительно во всех этих городах организованы ежедневные маршрутные наблюдения. Это инициатива нашей службы, и наблюдения проводятся за счет средств, которые управление зарабатывает, обеспечивая заинтересованных потребителей специализированной гидрометеорологической информацией.
– Но за состоянием атмосферного воздуха наблюдает ведь не только ваша служба?
– Так и есть. Роспотребнадзор (бывшая СЭС) проводит специальные наблюдения под факелами промышленных предприятий и маршрутные наблюдения вдоль автомобильных трасс. Министерство экологии и природных ресурсов контролирует источники выбросов вредных примесей в атмосферу. А мы отслеживаем уровень загрязнения атмосферы, характерный для данного района города, который определяется всеми возможными источниками выбросов. Так сказать, подводим своеобразные итоги. Сила нашей службы в наблюдательной сети и достаточной консервативности программы наблюдений. На протяжении вот уже более 40 лет в Казани и около 30 лет в городах Н. Челны и Нижнекамск три раза в день, в одно и то же время производится отбор и анализ проб. Именно проведение долгопериодных наблюдений позволяет говорить о высокой степени достоверности получаемых результатов.
– И какова ситуация сейчас? Чем мы дышим?
– Если брать по данным наблюдений за последние пять лет, то экологическую ситуацию можно квалифицировать как достаточно неблагоприятную. А в цифрах – уровень загрязнения атмосферы характеризуется как «высокий» и «очень высокий». Основными загрязняющими веществами являются бенз(а)пирен (с ним связано возникновение злокачественных опухолей, дефективное деторождение), формальдегид, диоксид азота. Концентрации этих вредных примесей очень высоки – в два-три раза превышают предельно допустимые. И динамика показывает, что улучшений качества атмосферного воздуха нет.
– Так об этом нужно кричать!
– Мы пытаемся. Доводим информацию, начиная от аппарата президента и госсовета РТ (при госсовете есть комиссия по экологии) до различных министерств и ведомств, которые в ней заинтересованы.
– В Казани прошлым летом почти полностью был заменен автобусный парк. Машины соответствую стандарту «евро-3». Можно сказать, что это как-то сказалось на качестве атмосферного воздуха в Казани?
– К сожалению, по результатам наблюдений пока не прослеживается снижение уровня загрязнения атмосферы. Хотя основную лепту по данным Минэкологии в уровень загрязнения атмосферы вносит именно автомобильный транспорт. Раньше соотношение по вкладу промышленности и автотранспорта в загрязнение воздуха было другое. Теперь ситуация поменялась с точностью до наоборот. Есть еще и такой важный момент: сама организация движения – бесконечные перекрестки, использование неэтилированного бензина, большой процент личного автотранспорта – все это только усугубляет сложившуюся ситуацию. Можно вспомнить проводившуюся несколько лет назад проверку автотранспорта специальным газоаналитическим оборудованием, машины останавливали прямо на трассах. Но и это тоже были полумеры.
– Тогда как нужно решать проблему?
– На сегодняшний день можно констатировать, что положительной динамики по качеству атмосферного воздуха по тем городам, где нами ведутся наблюдения, нет. Оно было бы и странно, если бы это случилось. Автопарк растет, дорогостоящие технологии, направленные на уменьшение промышленных выбросов, не на всех предприятиях могут быть внедрены, производственная дисциплина в условиях разрозненности действий контролирующих структур, как правило, хромает. Люди и предприятия платят налоги и продолжают действовать в том же духе. Те, кто в силу своих обязанностей призваны обеспечивать соблюдение нормативов по выбросам вредных примесей, работают в отрыве от информации о состоянии атмосферы и ее загрязнении. Кроме того, в республике есть Межведомственная комиссия по экологической безопасности, возглавляемая министром экологии, но она в большей степени уделяет внимание санитарной очистке территорий городов и районов республики.
Беда в том, что нет единой программы по достижению экологической безопасности, а ее отсутствие сказывается на нашем здоровье.
– Беспокойство ваше понятно. Но ведь подобные программы могут принимать на правительственном уровне.
– Конечно! Представьте, создается автомобиль. Одно подразделение создает кузов, другое – двигатель, третье – внутреннюю начинку. В результате появляется машина с ранее заявленным определенным набором характеристик. У нас нет такой программы, в которой были бы определены объем и масса выбросов, подлежащих сокращению для достижения нормативного качества воздуха. Все должно быть нацелено на получение конкретных результатов. Им заканчивается любое дело.
– В чем суть ваших предложений? Все-таки вы не машины собираете?
– Чтобы заниматься проблемой осмысленно и направленно, необходимо понимать причины ее возникновения. Раздавать квоты на выброс предприятиям необходимо только после того, как будет дана оценка экологической допустимости намечаемых выбросов в целом по городу. Речь идет о нормировании выбросов предприятий и организаций на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха промышленными предприятиями и автотранспортом в целом.
На данный момент ни по городу Казани, ни по другим городам ничего подобного не существует. Этот документ должен установить квоту выбросов для каждого предприятия. Все начинается отсюда! В таком случае качество атмосферного воздуха будет соответствовать санитарным нормам. Еще одним конкретным мероприятием, направленным на снижение уровня загрязнения атмосферы, является регулирование и сокращение выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Мы по собственной инициативе такую работу начали. Вышли с предложением включить в план природоохранных мероприятий, которые финансируются через минэкологии республики, разработку программного обеспечения для прогнозирования высокого уровня загрязнения атмосферы период неблагоприятных метеоусловий. На сегодняшний день нами совместно с факультетом географии и экологии КГУ такая программа разработана. В основе программы лежит учет всех источников выбросов – это показано на примере Нижнекамска. При наступлении неблагоприятных метеоусловий программа регламентирует каждому источнику (даже не предприятию) режим работы. С помощью Росгидромета – это наша вышестоящая федеральная организация – мы приобрели дорогостоящий прибор – метеорологический профилемер, который позволяет на высоте до полутора километров измерять температурно-ветровой режим, необходимый для прогнозирования неблагоприятных метеоусловий, способствующих достижению высокого уровня загрязнения атмосферы.
– Как часто в Татарстане бывают «плохие» дни?
– Это примерно каждый третий день в году – отсутствие ветра, осадков и др. Вредные вещества не рассеиваются, а накапливаются в приземном слое атмосферы.
– Когда начнет действовать программа?
– Планируем запустить ее в конце февраля. За счет регулирования и сокращения выбросов по каждому источнику возможно стабилизировать и даже улучшить ситуацию с качеством атмосферного воздуха. Программа позволит не двигаться по пути, когда уровень загрязнения атмосферы уже высокий и ищут виноватого. Работа будет вестись на предупреждение.
– Получается, нужно воспитывать своеобразную культуру работы предприятий...
– И это тоже! Надо просто соблюдать технологическую дисциплину.
– Кто поддерживает работу управления в этом направлении?
– К сожалению, мы не всегда находим понимание со стороны минэкологии республики, которое понимает ситуацию несколько по-другому и принимает усилия для организации параллельных гидрометслужбе наблюдений за состоянием атмосферы в городах. Однако с такой позицией не решить главного вопроса – снижения уровня загрязнения атмосферы. В результате опять может получиться неразбериха. С нашей точки зрения, необходима консолидация усилий, а не их разрозненность, ведь будут потрачены время и средства, а результат не будет достигнут, поскольку ведомственная сеть наблюдений минэкологии не может быть интегрирована в государственную систему наблюдений. Даже на федеральном уровне сейчас поставлена задача до конца января заслушать вопрос на заседании правительства РФ о создании государственного комитета по экологии. Предполагается, что комитет будет создан на базе Росприроднадзора. То есть там тоже идет речь о приведении к единому знаменателю.
– Даже боюсь спрашивать, но как обстоят дела с водоемами? Они ведь тоже входят в вашу зону ответственности.
– В общей сложности мы «ведем» 27 водных объектов, наблюдаем за загрязненностью поверхностных вод. Ситуация удручающая – тоже никакой положительной динамики. Качество вод оценивается как «очень загрязненное» и «грязное».
– С воздухом все понятно – его загрязняют выхлопы. Что тогда загрязняет водоемы?
– Основное загрязнение вод прослеживается в зоне крупных населенных пунктов: недостаточно очищенные стоки после очистных сооружений, хозбытовые стоки, промышленные стоки, смыв пестицидов и удобрений с полей, соль с городских улиц, ну и трансграничное загрязнение из Башкирии, Мари Эл, Ульяновской области и др. Все, что связано с транзитом загрязняющих веществ через границы с сопредельными регионами, надо решать на уровне правительств регионов. Пока акцент ставится только на плате за природопользование, а не на внедрении современных очистных сооружений.
– Сергей Дмитриевич, меня сотрудники на работу не пустят, если я вас не спрошу о глобальных снегопадах.
– Процесс снегопадов, который так напугал население, мы спрогнозировали с большой точностью и заблаговременностью. Проинформировали соответствующие службы, население через СМИ, составили штормовое предупреждение. За первые сутки в республике выпало от четырех до 10 мм осадков. По критериям – все, что больше 10, считается сильными осадками. Казань же оказалась в сердце циклона. Город накрыло осадками до 20 мм за 12 часов. А это уже критерий опасного явления по количеству снега.
– Можно назвать это погодное явление уникальным?
– Я бы не стал. Вообще больше досталось Самарской и Ульяновской областям.
– И все-таки, сколько снега упало на Казань?
– За двое суток 75 процентов от месячной нормы.
– Что же будет дальше?
– Снег будет идти еще несколько дней, но уже не в таком количестве.
– Сергей Дмитриевич, можно ли верить сейчас народным приметам?
– Знаете, страна у нас большая, а приметы одни на всех. Даже в пределах одной Казани температура может отличаться на 10 градусов. Я склонен доверять другим приметам. Например, когда зайцы цвет меняют. Значит, температура достигла определенного уровня, и вот-вот зима или весна начнется.
– Кстати, о весне… Когда ее ждать?
– Скажу только, что ждать ее надо всегда.