Управление Федеральной антимонопольной службы России по республике Татарстан обнародовало первые результаты расследования ситуации на потребительском рынке. Напомним, резкий скачок цен на продукты питания вызвал интерес контролирующих органов, в стране начались проверки. В результате обнаружили, что в девяти регионах страны имел место заговор: некоторые компании создавали искусственный дефицит, придерживая свой товар в ожидании переоценки. Антимонопольная служба по Татарстану получила из федерального центра задание выяснить, было ли нечто подобное в нашей республике.
Проверке подверглись: ЗАО «Агросила Групп», ОАО «Вамин-Татарстан», «Бахетле-Агро», холдинги «Ак Барс» и «Золотой Колос», ГУП «Рацин» Минсельхозпрода республики, ОАО «Казанский мясокомбинат», ОАО «Казанский жировой комбинат», «Эдельвейс-М», ООО «Кинг плюс», ОАО «Зеленодольский молочный комбинат», ООО «Визир», «Гроссмарт», «Патэрсон», «Перекресток», ТПК «Бахетле», «Эдельвейс», «Пятерочка», «Рамстор» и «Метро».
По предварительным данным – без нарушений в Татарстане не обошлось, некоторые организации все же воспользовались первоначальной неразберихой с ценами и заработали на этом деньги.
Основное повышение цен, которое ударило по карманам социально незащищенных групп населения, пришлось на молочные продукты. По сравнению с июнем этого года в сентябре (по официальным данным) цены на молоко повысились от 149 до 218 (!) процентов. Плюс ко всему снизились объемы его производства – в среднем на 25,5 процента. Некоторые организации резко уменьшили или вообще перестали выпускать обезжиренный творог, сметану, катык и другие продукты.
«Я заметил, что в последнее время на прилавках магазинов резко уменьшился ассортимент продуктов, особенно это коснулось простых дешевых, таких как творог, кефир, катык, исчезли недорогие йогурты. Раньше я постоянно покупал «Ряженку» в пакете, так как она подешевле, но ее сейчас во многих магазинах заменили на коробочки «тетрапак», за которые приходится переплачивать», – рассказывает казанец Алексей Васильев.
«По признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи Федерального закона «О защите конкуренции», выразившемся в сокращении (прекращении) производства товаров, на которые имеется спрос, при наличии возможности их рентабельного производства будут возбуждены дела против ряда предприятий в молочной и других отраслях республики», – сообщает пресс-служба УФАС по РТ. Имена нарушителей из этичных соображений пока не называются, так как проверка еще не завершена.
В торговых сетях под пристальное внимание «антимонополистов» попала система так называемых «входных бонусов», когда за удобное расположение товара взимается дополнительная плата. А это, соответственно, автоматически вызывает его удорожание, плюс ко всему ограничивает конкурентоспособность остальных производителей. Во время проверки обнаружились факты расфасовки или изготовления продуктов социальной группы меньшим весом, но по той же цене. Сейчас выясняется возможность сговора поставщиков и торгующих организаций.
Обнаружила антимонопольная служба существенную разницу в наценках самих торговых предприятий. К примеру, на 15 октября при одинаковой отпускной цене колбаса «Докторская» в одной торговой сети стоила 149 рублей за килограмм, а в другой – 188, масло «Олейна» в одном магазине можно было купить за 57 рублей, а в другом – за 64, творог (9%) – за 22 и 26 рублей. Расследуются случаи, когда один и тот же поставщик разным торгующим организациям отпускал, к примеру, молоко (3,2%) по разным ценам (одним за 19,5 рублей, а другим – за 17,12). А это уже – статьи 10 и 11 (пункт 6) закона «О защите конкуренции».
«В ряде случаев цена приобретаемой переработчиками продукции необоснованно завышена и даже превышает отпускную, что указывает на возможность сговора», – сообщает пресс-служба антимонопольной службы.
Есть информация и по продуктам, которые привозят к нам из-за пределов республики. Например, ООО «Торговый дом «Юг России» с 1 октября повысил цены на 11 процентов, ЗАО «Эссен продакшн» 17 сентября поднял стоимость масложировой продукции на 5-30 процентов, ООО «Торговый Дом «Дабл.Ю.Джей.СНГ» (масло «Милора» и «Раздолье») – на десять процентов, а компания «Бунге» («Олейна») – на 9-11 процентов. По цепочке стоимость продуктов повысилась и в розничной торговой сети. На компании-монополии ФАС России планирует возбудить дела за необъективное повышение цен.