Ќе надо по маленькому гвоздику бить кувалдой

1 / 3

– ёрий ћефодьевич, театру за последнее врем€ неоднократно предрекали скорую «кончину», как вы к этому относитесь?

– ƒраматург ќстровский говорил: «Ѕез театра нет нации». Ќам нужно помнить эти слова. ќн имел в виду не развлечени€, а воспитательный момент. Ќикогда не изменю своего мнени€: надо воспитывать и литературой, и искусством, и театром.  онечно, семь€ играет большую роль. Ќо € сейчас вспоминаю, что в самые непростые времена в нашей стране были созданы университеты культуры. ћы были тогда студентами и принимали в этом участие, на подхвате работали. Ќо участвовали в этом и потр€сающие артисты! “ам можно было встретить  озловского, √рибова, »льинского, Ўульженко, –айкина! Ћюди стремились попасть на эти встречи. »менно там и воспитывалось отношение к культуре.

– Ќо сегодн€ угас лозунг «вести за собой», часто театр следует за зрителем.

– “олько не ћалый театр. я расскажу вам, как это было во времена не столь далекие. ƒа, кто-то сто€л в очереди за билетами в театр, а кто-то не выражал восторга, когда в профкоме ему предлагали сходить с женой на спектакль и бесплатно давали билеты. » даже отбрыкивалс€. Ќо жена ему говорила: «ѕойдем!» √ладила ему белую рубашку, доставала из шкафа костюм. ќн приходил с работы, брилс€, был очень зол... ј потом они шли по двору, и товарищи его спрашивали: «“ы куда?» ќн зло показывал на жену: вот, мол, в театр ведет. ѕриходил в театр, сидел, смотрел: аплодируют, смеютс€, потом тишина... » он начинал всматриватьс€ в то, что происходит на сцене, вслушиватьс€...

¬ антракте жена ему говорила: «ѕойдем в буфет». – «Ќе хочу, пойду покурю». » шел курить. ѕосле спектакл€ ехали домой, жена пыталась с ним говорить о спектакле. ј он: «ќтстань!» ѕриходили домой: «„ай будешь пить»? – «Ќе буду». ѕошел покурил. Ћег спать, а заснуть не может. „то-то его задело в одном человеке, которого он видел на сцене, этот человек говорил о том, что тревожит и его. ”тром он вставал, шел на работу, кто-то его спрашивает, как там в театре. » вдруг он говорил: «—ходи посмотри сам». ¬от это и есть воспитание! я рассказал в юмористической форме, но точно так это и происходило!

– ј когда это произошло с вами?

– ¬ детстве. я родом из „иты. ¬ школу пошел в 1943 году. » нас учительница повела в театр, где был поставлен спектакль «—нежна€ королева».  акие декорации в войну, какие костюмы?! Ќо, очевидно, артисты так выкладывались на сцене, что € этот спектакль помню по сей день! »з ничего режиссер создал такую пам€ть. ќн придумал такой ход – разбойники выходили на сцену с живыми собаками. ѕричем они шли на сцену с этими собаками через зрительный зал! Ќо это же были не цирковые собаки, а совершенно обычные, дворовые. ¬еро€тно, они принадлежали артистам. » вот эти собаки в совершенно новой дл€ них ситуации так ла€ли, а реб€та в зрительном зале так визжали и прыгали, что эта сцена живо запечатлелась в моей голове на всю оставшуюс€ жизнь. (—меетс€.)

Ћет 15 назад, когда в нашем театре стали ставить «—нежную королеву», € сказал режиссеру: «ѕожалуйста, сделай такой спектакль, чтобы дети его запомнили!» —пектакль до сих пор в нашей афише, папы и мамы привод€т уже своих детей на него! “акова сила искусства. » не надо никаких трюков! ћы иногда приглашаем в ћалый театр режиссеров-изобретателей, но мы их сразу предупреждаем: вот эта гаечка дл€ того, чтобы завинчивать вот эту гаечку, и не надо по этому маленькому гвоздику бить кувалдой... » они выполн€ют наши требовани€.

–азве Ёрмитаж – это плохо?

– ёрий ћефодьевич, вас не обижает, что ћалый театр часто называют музеем, потому он ревностно хранит старые театральные традиции?

– Ќе все это принимают. Ќо мне хочетс€ спросить: а разве Ёрмитаж – это плохо? ѕочему туда тыс€чи людей идут и идут?! » будут ходить, пока он не сгорит (не дай бог, конечно). ѕочему сегодн€ люди читают и “олстого, и ƒостоевского? Ёто же трудно! ј что нового сегодн€ в других театрах? ƒа ничего нового-то нет!  ого вы, реб€та, обманываете-то? ≈сть уровень актерской игры – либо хороший, либо плохой. я вспоминаю годы обучени€ в ўепкинском училище, у нас преподавали актеры и режиссеры ћалого театра. » по сей день так. я училс€ у ¬еры Ќиколаевны ѕашенной, а она – у јлександра ѕавловича Ћенского! Ѕлест€щего артиста и первого русского театрального педагога. » –ыжова он учил, и “урчанинову, и ќстужева.

 огда ќстужев поступил к нему на курс, он их собрал и сказал: «√оспода, приготовьте отрывки из ролей, которые вам очень хочетс€ сыграть, а через недельку покажете». ќстужев выбрал ќтелло. —ыграл. Ћенский говорит: «ѕовтори еще раз, пожалуйста». ѕовторил. «ј еще раз сможешь»? —ыграл в третий раз. Ўесть раз он сыграл ќтелло! » когда Ћенский его спросил: «≈ще раз сможешь?», ќстужев ответил: «Ќет, € устал». «¬от так надо было играть с первого раза!» – произнес Ћенский. (—меетс€.) ¬от вам и вс€ школа! “ого человека, который пришел в театр по бесплатному билету, така€ игра актера непременно достанет! » это победа! —ейчас говор€т: сначала режиссер, а потом все остальное. Ќичего подобного! —начала актер!

1 / 3

– Ёто и есть особа€ школа ћалого театра?

– ƒа, наша система неизменна, она основана на актерской игре, о которой ѕашенна€ говорила: «¬ы должны оставл€ть на сцене кусочек своего сердца!» ќднажды € ее спросил: « ак это?» » услышал в ответ: «“ы что, боишьс€, что у теб€ его не хватит? ’ватит, хватит. я тебе не буду ничего говорить, поймешь сам. ѕотом». Ёто потом у мен€ настало лет через 10. Ќе могу об этом не рассказывать, потому что € пон€л, что это такое. ¬от так. јктерска€ игра, простота и доступность.

ќднажды ¬ера Ќиколаевна ѕашенна€, когда мы ставили «„айку», сказала актрисе, игравшей Ќину «аречную: «“ы должна войти и так на него (на “ригорина) посмотреть, в глазах искры должны быть!» јктриса пыталась высечь искры, но у нее что-то не получалось. (—меетс€.) » тогда ¬ера Ќиколаевна встала, а вставать ей было уже т€жело тогда, теперь € ее пониманию. ¬стала и произнесла, услышав “ригорина: «Ёто он?!» я вам кл€нусь, у нее из глаз были искры! я их видел!

– ћалый театр люб€т сравнивать с ћ’ј“ом.

– Ћюб€т говорить о ћалом театре, что там не принимают —таниславского? Ћожь.   примеру, муж ¬еры Ќиколаевны ѕашенной был ведущим артистом ћ’ј“а, а Ќемирович-ƒанченко и Ћенский были женаты на сестрах. ѕоэтому все разговоры о противосто€нии двух театров ни на чем не основаны. ћ’ј“ и ћалый театр всегда были дружелюбны. –аскрою секрет:  онстантин —ергеевич училс€ у артиста ћалого театра ‘едотова. ѕоэтому все эти разделени€ – полна€ ерунда. » никогда наши артисты не позвол€ли себе выпадов против ћ’ј“а, точно так же, как и артисты ћ’ј“а по отношению к нам. Ќо разница между театрами, конечно же, есть. » особенно она про€вилась в сегодн€шние дни, когда на сцене стало можно все. я не против, пожалуйста. ¬ цирке тоже можно прыгать без лоджии, тебе же разбиватьс€.

Ўум в зале

– ¬ы говорите о театральных трюках с классикой?

– » об этом. —егодн€ полно спектаклей, когда режиссеры что только не делают с јркадиной в «„айке», например, или с –аневской в «¬ишневом саде». » наркоманки-то они, и любовников у них не счесть. ¬сего-то „ехов сказал в «¬ишневом саде», что яша дает лекарство –аневской. ѕочему? ƒа потому, что любовник ее обобрал, сын утонул… “рагеди€! ј еще и сад надо продать, а она не умеет торговатьс€, и брат у нее придурковатый... ” нее стресс, нервный срыв, и яша дает ей лекарство. » обо всем этом в пьесе сказано, только сыграть надо это суметь, говорить надо уметь!

„ехов написал то, что € рассказал. ќн не писал ничего другого! ќн не писал, что –аневска€ – наркоманка, что у нее три любовника! ≈сли бы „ехов – врач по профессии – захотел написать, что –аневска€ – наркоманка, он бы написал! ≈сли бы € был начальник, € бы сказал: «ѕочему ставите так?  акое вы имеете право разрушать драматургию, которую знают во всем мире?!» ћог себе такое позволить „ехов?! ≈сли бы он такое написал, он не был „еховым. ¬от такие мы примитивные, но мы так научены. я уже 60 лет работаю в ћалом театре и благодарен судьбе за это.

– —кажите, почему весь мир так любит „ехова, ведь его играют на всех континентах?

– ќднажды € спросил об этом €понцев, потому что в японии „ехова просто обожают. ћы трижды там были и всего „ехова там показали, по их просьбе поставили «“ри сестры». » они так ответили на мой вопрос: «ѕотому что у него все так, как всегда бывает у людей». ¬от как все просто, оказываетс€, и не надо придумывать ничего.

– —ильно ли изменилс€ сегодн€ зритель?

– »зменилс€. я всегда слушаю шум в зале (в каждой гримерке есть радио), пока гримируюсь и настраиваюсь.  огда слышу, что на спектакле полно детей, вызываю администраторов и спрашиваю: « то пустил коллективно детей?» я не против детей, € против коллективных походов в театр вместо чтени€ литературы по программе. ћы говорим: «„итайте, паразиты! „итайте и думайте!» ј в театр надо приходить с родител€ми, тогда будет толк. ќднажды на «√оре от ума» пришли целыми классами, сидели тихо, но когда спектакль закончилс€ и мы пошли на поклон, реб€та начали просто завывать: «¬ау!» – и все прочие дела. я остановил восторг реб€т и сказал: «ƒорогие реб€та, думаю, вы немного перебрали, это не стадион, это театр. ѕредставьте себе: там вот сидел √оголь, а там – „айковский, а там – “ургенев...» Ѕыла гробова€ тишина. ѕотом мен€ взрослые зрители благодарили. Ёто надо пресекать с ходу. ѕотому что и зрители, и артисты должны получать удовольствие от спектаклей.

1 / 4

– —кажите, а как себ€ в театре ведут €понцы?

– √отовлюсь к чеховскому спектаклю, слушаю публику по радио и не слышу! ¬ зале тишина. ѕаника! ѕустой зал? ѕублика не пришла? ¬ыходим на сцену – зал полон, все сид€т с томиками „ехова, они пьесу читали перед началом спектакл€! ”дивительна€ публика.

– ¬ы уже более 25 лет руководите ћалым театром, насколько это важно дл€ вас?

– Ёто очень важно дл€ коллектива. ћне повезло, мен€ коллектив выбрал. я никогда не мечтал руководить театром, быть режиссером, € мечтал быть артистом. Ќо судьба распор€дилась так, что с 1979 года € начал ставить спектакли. ѕервый был в Ѕолгарии, мен€, правда, долго не выпускали из страны по причине, что у мен€ нет режиссерского образовани€. (—меетс€.) Ќо болгары насто€ли и € поставил у них «Ћес» ќстровского, прекрасный был актерский состав. ј когда не стало ћихаила »вановича ÷арева, встал вопрос: кто возглавит ћалый театр? » все цеха проголосовали за мен€.

– » насколько важны дл€ вас, дл€ артистов ћалого театра вот такие гастроли в российской провинции?

– “акие гастроли должны быть интересны и дл€ зрителей, и дл€ артистов. ќчень важно, чтобы артист играл дл€ зрител€, вкусы и взгл€ды которого сформированы в других услови€х, другими режиссерами. ћежду зрителем всегда есть разница. Ёто не значит, что московский или петербургский зритель лучше или хуже, нет, но среда обитани€ друга€, ритм жизни другой… ѕоэтому гастроли – своеобразный тренинг дл€ актера, а еще – новые эмоции, новый воздух. » очень часто на много раз сыгранные спектакли в зрительном зале другого города совершенно друга€ реакци€. » ты начинаешь искать причину – почему так отреагировали? » в конце-концов находишь! Ёто ценно, это необходимо.

– ¬ы всегда играете при аншлагах?

– Ќе припомню, чтобы мы играли в полупустом зале. » в ћоскве так. ≈сть спектакли, как «–евизор», например, на которые невозможно купить билет. ј если тебе повезло, то мы можешь тут же продать его втрое дороже. (—меетс€.) ¬ прошлом году мы поехали на гастроли в ѕетрозаводск. ѕредставьте себе, жители города не поверили, что приедет ћалый театр. Ѕилеты не покупали до последнего дн€, пока не пришли фуры с реквизитом и костюмами нашего театра и не приехали в город артисты. –аскупили все билеты за сутки!

ёрий ћефодьевич —оломин, художественный руководитель ћалого театра, народный артист ———–. –одилс€ 18 июн€ 1935 года в „ите в семье музыкантов. ѕосле окончани€ школы в 1953 году отослал документы в театральное училище им. ћ. —. ўепкина. ѕоступил и попал на курс великой актрисы ¬. Ќ. ѕашенной.
¬ 1957 году, окончив училище, ёрий —оломин поступил в труппу √осударственного академического ћалого театра —оюза ——–. — 1961 года он также преподает в своем родном театральном училище.
¬ 1990–1991 годах был министром культуры –оссии. — 1988 года €вл€етс€ художественным руководителем ћалого театра.
¬ театре сыграл дес€тки ролей.  ак режиссер поставил спектакли: «–евизор» Ќ. ¬. √огол€, «“аинственный €щик» ѕ. ј.  аратыгина; «“ри сестры» ј. ѕ. „ехова; «¬ласть тьмы» Ћ. Ќ. “олстого и другие.
¬ 1970 году, создав образ капитана  ольцова в фильме ≈вгени€ “ашкова «јдъютант его превосходительства», приобрел всесоюзную известность. –оль јрсеньева в фильме јкиры  уросавы «ƒерсу ”зала» (1975) сделала актера известным мировому кинематографу. —реди его лучших киноработ: ƒмитрий ”ль€нов («—ердце матери», 1965), майор √еттель («—ильные духом», 1967), “елегин (телефильм «’ождение по мукам», 1977), майор «в€гинцев («Ѕлокада», 1975–1978), “рактирщик и √енрих јйзенштайн (телефильмы «ќбыкновенное чудо» и «Ћетуча€ мышь», оба – 1979), ¬ладимир јлександрович («—вет в окне», 1980), —лавин («“ј—— уполномочен за€вить…», 1984).
ё. ћ. —оломин выступает и как кинорежиссер. »м сн€ты телефильмы «—кандальное происшествие в Ѕрикмилле» (1981), «Ѕерег его жизни» (1985), «¬ начале было —лово» (1992).
∆ена – актриса ќльга —оломина. ≈сть взросла€ дочь и внучка. ћладший брат ёри€ —оломина – ¬италий —оломин – также был известным актером и режиссером.
¬ честь ёри€ —оломина назван астероид №10054 – «ёрий —оломин» (2001).