Ќикита ћихалков, актер и кинорежиссер: «Ѕарином мен€ зовут лишь холопы»
Ќикита ћихалков, актер и кинорежиссер: «Ѕарином мен€ зовут лишь холопы»

«ѕрезидент “атарстана – насто€щий мужик!»

Ќикита —ергеевич, все же почему в такой день, 22 июн€, вы решили представить свою картину именно в “атарстане?

– ¬о-первых, мы об этом с президентом договорились. (лыбаетс€.) ¬о-вторых, как € сказал, день пам€ти – он не только в ћоскве. ≈сли вы видели «ѕредсто€ние», там есть эпизод в окопах, когда татарский мальчик читает молитву, а русский мальчик, у которого молитва отн€та с детства, повтор€ет свой адрес. я знаю много о героизме татарских воинов, и сегодн€ на мемориале мы видели, как много имен там. Ќу а в-третьих, вы знаете, мо€ родина везде, где говор€т на моем €зыке. я не чувствую здесь себ€ чужим, даже в гост€х себ€ здесь не чувствую. я считаю, что  азань – один из самых замечательных городов в нашей стране. «десь естественно и гармонично сочетаютс€ православие и ислам, без каких-либо нат€жек. —тоит минарет, а р€дом православна€ церковь с куполами, и они не мешают, а только дополн€ют друг друга. “атарстан в этом важный пример дл€ страны.

ќ чем вы говорили с президентом, может быть, обсуждали новый проект дл€ ”ниверсиады?

– “ак вам и скажи все!  онечно, какие-то соображени€ у нас есть, но говорить о них пока рано. ќбщение с президентом “атарстана мне всегда доставл€ло удовольствие. ќн насто€щий мужик. „еловек слова и человек дела. ¬ том, как он себ€ ведет, € узнаю черты предыдущего президента Ўаймиева, который абсолютно правильно и грамотно построил свою политику, отдава€ свою землю в руки того человека, который подготовлен именно им. ћне кажетс€, это перспективно, это грамотна€ и честна€ политика.   сожалению, часто в нашей стране приход нового к власти строитс€ на очернении старого. Ёто кончаетс€ тем, что люди не могут пон€ть, кто же прав, а пока они разберутс€, становитс€ поздно. я не говорю, что власть должна передаватьс€ по наследству. Ќо тот, кому власть вручаетс€, должен осознанно и ответственно продолжать путь.

«–оссийскую прессу, котора€ разгромила фильм, надо похоронить»

–оссийска€ пресса разгромила ваше участие в  аннах, но в сети »нтернет можно найти ролик с бурными оваци€ми, где видно, как понравилс€ фильм зрител€м.  ак вы можете это прокомментировать?

– „то тут комментировать? –оссийскую прессу, котора€ разгромила, надо похоронить на 5 метров и поставить цветок сверху, € уже говорил об этом. Ёто же не пресса. ћы вот сейчас провели конкурс на лучшую рецензию на фильм среди простых зрителей. я никогда не читал таких глубоких мыслей! ƒело ведь не в том, хвал€т они фильм или нет. Ёто люди, которые хот€т чувствовать, понимать, расшифровывать метафоры, эти люди живут. ј эти кинокритики, о которых вы говорите, они мен€ не беспоко€т. Ќаша картина долгоиграюща€, она еще найдет своего зрител€, € в этом ни секунды не сомневаюсь. ‘ильм ищет зрител€, который хочет думать, а не того, кому фильм лишь визуальное сопровождение к хрусту попкорна. ¬сю правду вы видели в ролике. ј на остальное не обращайте внимани€.

 ак по-вашему, ¬елика€ ќтечественна€ война объективно отражена в современных кинолентах?

– я могу говорить только о своих картинах. «”томленные солнцем» – фильм не документальный и даже не столько о войне. Ёто картина о чуде. ѕерва€ часть – это метафизика разрушений, втора€ – метафизика созидани€.  артина о том, например, что комарик, которого хот€т убить, может спасти жизнь солдату. Ётот фильм необходимо чувствовать, надо быть готовым работать и думать в кинозале, а не просто ждать, что там покажут. ј о других картинах мне трудно говорить. “о, что есть, это, скорее, нека€ симул€ци€ того, что было на войне. „то касаетс€ картин прошлого о войне, они в достаточной степени идеологичны, но и тогда были прекрасные картины.

¬ своих будущих работах вы собираетесь возвращатьс€ к теме войны?

– я надеюсь идти дальше. ƒаст бог, следующа€ работа будет по мотивам произведени€ Ѕунина «—олнечный удар».

«ћама научила мен€ никогда не обижатьс€»

Ќикита —ергеевич, из ваших работ какие роли и фильмы вам ближе всего?

– ¬ы знаете, это как про детей спрашивать.  аждый режиссер думает, что лучша€ его картина – это последн€€, которую он снимал. ј € люблю все свои работы. Ќе потому, что они хорошие, а потому, что это мо€ жизнь, жизнь моих товарищей. ѕоэтому навскидку чего-то одного не назову. —ейчас начну вспоминать, скажу – вот этот фильм лучший, а потом подумаю – а нет, тот лучше. Ёто как спросить человека, когда он спит, борода у него над оде€лом или под, и он перестанет спать. (меетс€.)

¬ последнее врем€ вокруг вашего имени много негатива, как вы думаете, почему?

– ј пусть мне в лицо кто-нибудь скажет из тех, кто за глаза негатив пишет, что плохого € ему сделал? Ѕарин. „то такое барин? „еловек, который вкладывает в слово «барин» отрицательный смысл, он по сути своей холоп, раб. ќн не понимает, что и ѕушкина называли барином, и ћусоргского, и „ехова, и “олстого. Ѕарин – это лишь название. ј в представлении этих людей барин – это тот, кто живет за чужой счет. ј € разве живу за чужой счет? Ќет. я работаю по 18 часов в сутки и сплю по 4, это барин? ¬се негативные импульсы идут от бессильной зависти и злобы. ƒа, € любому человеку могу сказать то, что € думаю. ƒа, € не нищий человек. ƒа, € убежден, что мо€ точка зрени€ важна, и € высказываю ее на любом уровне. ¬ам не нравитс€? ƒайте другую точку зрени€, давайте разговаривать! ј просто сидеть и писать, что хотел бы плюнуть на могилу моего отца... Ќе о чем мне с ними разговаривать. —лава богу, у мен€ казачь€ закваска, мама мен€ научила никогда не обижатьс€, не доставл€ть удовольстви€ тем, кто хотел мен€ обидеть. Ѕольше того, € благодарен этим люд€м, они держат мен€ в тонусе. ќни дл€ мен€ как ма€ки, пока они гор€т своей ненавистью, € знаю, что иду правильным путем. Ќачнут хвалить, и придетс€ думать, что же делать. ј пока дай бог им здоровь€!

» все же есть такие критики, к которым вы прислушиваетесь?

– я прислушиваюсь к тем критикам, которые хот€т разобратьс€, а не просто обругать. ≈сли критик отрицательно относитс€ к тому, что € делаю, но судит именно по тем законам, по которым € это делал, это хорошо!