јнтуан Ќаджар€н, специалист по поведению собак: «ћо€ цель – научить людей получать удовольствие от того, что у них есть собака»

– јнтуан, кака€ порода собак лучше всего поддаетс€ дрессуре, и есть ли такие породы, которые вообще не страдают поведенческими отклонени€ми? ќт чего зависит поведение домашнего питомца?

– 90% зависит от человека и всего 10% – от животного. Ћюди завод€т собаку и начинают говорить с ней непон€тным дл€ нее €зыком, очеловечивать. Ќо она не человек и никогда им не станет. ≈сли € сейчас начну говорить с вами на арм€нском €зыке, вы мен€ не поймете.  огда вы перестанете понимать, перестанете мне довер€ть, потому что € дл€ вас, как космос, вопросительный знак. “о же самое происходит с собакой. ќна не может мыслить, как мы. «≈сли ты сейчас себ€ поведешь хорошо, мы через час пойдем на улицу гул€ть, потом € сниму с карты в банкомате деньги, зайдем в супермаркет, и € возьму твое любимое лакомство…» ќна не может построить логическую цепочку из услышанного, и это вводит ее в состо€ние недоумени€. ќтсюда рождаютс€ поведенческие проблемы. ¬ыход простой: собаку нужно любить как собаку. Ќе стоит ждать от нее человеческих реакций. —обаки чувствуют катаклизмы, землетр€сени€, настроение человека, но не понимают речь и ее содержание. ¬от когда человек не удовлетворен, он это излучает. Ёто собака может восприн€ть. „еловек дл€ нее – это источник. ћожет, источник спокойстви€, а может, хаоса. ≈сли дать ненастроенный ро€ль самому гениальному пианисту, он не сможет на нем сыграть по одной простой причине: инструмент неисправен. „тобы у собаки не было поведенческих проблем, человек тоже должен себ€ настраивать.  аждый раз, когда € занимаюсь с собаками, особенно агрессивными, настраиваю себ€. я не должен излучать слабость, нервозность. ƒолжен идти с чистой душой, чтобы смог ей помочь.

– » только после этого вы приступаете к дрессировке.

– ƒрессировка – это подчинение тела. «—идеть!» – тело село. «Ћежать!» – и оно лежит. Ѕольшинство моих клиентов проходили общий курс дрессировки, но их собака все равно набрасываетс€ на других собак, лает на людей. ѕодумайте об этих животных в естественных услови€х существовани€: там нет команд «—идеть», «Ћежать». —обаки не говор€т друг другу: «Ћапу дай...» Ќо в стае всегда есть особи, которые берут на себ€ ответственность за всех ее членов. ¬ожак – вот что дл€ них важно, на мой взгл€д. Ќе команда, а статус человека. ƒрессировка и воспитание – разные вещи. —обаки всегда подчин€ютс€ тем люд€м, которые обладают авторитетом. ≈сли у мен€ нет терпени€, как € могу его требовать от собаки? я должен иметь, чтобы с ней делитьс€. ≈сли € возбужден, как собака будет спокойной? ≈сли € хаотичный, мо€ собака чувствует и входит в эту зону. ѕокажите мне собаку, и € увижу психологический портрет ее хоз€ина. —обака как книга, ее можно читать.

јнтуан Ќаджар€н, специалист по поведению собак: «ћо€ цель – научить людей получать удовольствие от того, что у них есть собака»

– ќчень часто, когда речь заходит о том, заводить дворн€гу или породистую собаку, люди делают выбор в пользу последнего, полага€, что дворова€ априори не воспитана и не подчин€етс€ дрессуре.

– Ќичего подобного. ¬се наоборот. ” метисов способностей больше. ѕорода – это набор определенных качеств.  огда смешиваютс€ несколько пород, такой набор еще более увеличиваетс€. ¬ажно другое. Ћюди должны понимать одну простую вещь: собака – это в первую очередь животное, потом собака и только на третьем месте – порода. ¬от на главном и нужно сосредоточитьс€.

– ѕослушна€ собака – та, котора€ беспрекословно слушаетс€ хоз€ина, или та, котора€ и на удалении ведет себ€ прилично?

– ƒл€ мен€ послушна€ собака – та, у которой владелец завоевал доверие и уважение. ¬ этом случае она будет покорной, послушной.  огда человек не зан€л эту позицию, не ведет себ€ достойным образом – возникают проблемы. —обака начинает понимать: место лидера свободно. » возникает ситуаци€, когда собака считает, что не она живет с людьми, а люди живут с ней. —обакам необходимы физические и умственные нагрузки.

– „то такое умственные нагрузки дл€ собаки?

– ѕредставьте себе. ¬ы идете с собакой в обычном темпе. —обака привыкает к нему. ≈сли чуть замедлить темп, начинаетс€ умственна€ нагрузка дл€ этой собаки, объ€сню почему. ќна должна не только идти с другой скоростью, но и следить за человеком, чтобы не опережать его как лидера, понимаете? »дет умственна€ де€тельность. Ёто одно упражнение. ƒругое: € часто сажаю собаку и начинаю играть м€чом. —перва спрашиваю владельца – как она относитс€ к м€чам? «ќ, он, вид€ м€чик, с ума сходит...» «начит, дл€ этой собаки будет хорошее упражнение. я играю в м€ч, а собака не должна участвовать.  огда она лежит и смотрит на мою игру, то учитс€ самоконтролю: ей не разрешают вставать с места. ќна хочет, но справл€етс€ с эмоци€ми. Ёто умственна€ нагрузка: тело лежит, мозг работает. ≈сть огромное желание поймать м€ч, но ей говор€т: нет. ¬ итоге она умиротвор€етс€, успокаиваетс€, расслабл€етс€. “огда даем м€ч, вознаграждаем это состо€ние.

јнтуан Ќаджар€н, специалист по поведению собак: «ћо€ цель – научить людей получать удовольствие от того, что у них есть собака»

– јнтуан, учить самоконтролю важно щенков, или возраст не имеет значени€? ѕоддаетс€ ли взросла€ собака воспитанию?

– я перевоспитывал 10-12-летних собак. ћой ответ однозначен: воспитывать нужно с первых секунд вашего общени€ с животным, при этом неважно, сколько ему лет.  огда собака впервые вас увидела, она должна пон€ть, какую роль будете играть в ее жизни, какую ответственность человек готов вз€ть на себ€. Ќужно ли за ним идти, подчин€тьс€ и слушатьс€. ј как чаще случаетс€ в жизни? Ћюди завод€т собак, начинают их баловать, очеловечивать, позвол€ют дома абсолютно все, а потом начинают боротьс€ с их поведением. »м перестает нравитьс€, что питомец лежит на диване. —перва, не установив никаких правил, они позвол€ют все, потом начинают это отбирать. ћой посыл: вы имеете дело с хищником, и правила следует устанавливать изначально. Ќужно уважать природу животного. „еловеческа€ семь€ дл€ собаки – тоже ста€, в ее окружении должен быть кто-то, кто контролирует всех. “от, кто устанавливает правила, границы, запреты, иерархию, а не учит сидеть, лежать и лапу давать.

–  ак это выгл€дит в реальной жизни?

– ƒопустим, € каждый день вижу: человек открывает дверь, пулей вылетает собака, за ней на поводке несетс€ хоз€ин. Ёто неправильно. Ёто мне говорит о том, что собака не считаетс€ с мнением человека. ¬ идеале собака должна ждать, когда человек пойдет, чтобы следовать за ним. Ёто один из самых примитивных примеров. ≈сли человек не завоевал элементарный уровень уважени€ у собаки, с более сложной ситуацией на улице он не справитс€.

– ” вас есть главный метод общени€ с собакой?

– ƒл€ общени€ с собакой есть только один эффективный €зык – €зык тела. я вообще не разговариваю с собаками. — собаками нужно быть конкретными, пон€тными.

– ќдна из проблем, а также причина, по которой многие люди отказываютс€ от животных, – это безобразное поведение собаки в отсутствие хоз€ина дома.  ак сделать так, чтобы собака перестала грызть обувь, ла€ть и выть?

– “аких собак видно сразу.  огда люди наход€тс€ дома, собака их посто€нно преследует: человек встал с дивана, ушел на кухню – собака за ним. ќна привыкает быть в зоне комфорта, р€дом с хоз€ином. ј когда он уходит, зона исчезает, и собака начинает переживать. ѕереживание она не может выразить словами: «“ы знаешь, мне было тоскливо, пока ты был на работе…» Ќет! ќна может выразить это с помощью во€ и разгромленной квартиры. ѕри этом вой делитс€ на несколько видов: вой – это зов.  огда человек уходит, собака зовет его. Ёто естественно дл€ природы животного. ƒругой случай – когда собака тер€ет зону комфорта.  огда ей не за кем идти – она начинает переживать. ќна нервничает.

јнтуан Ќаджар€н, специалист по поведению собак: «ћо€ цель – научить людей получать удовольствие от того, что у них есть собака»

– » что делать в таком случае?

– ¬от смотрите. “аким собакам € не разрешаю ходить за человеком. ћы встали, пошли – собака пошла за нами. я останавливаю ее знаком, делаю замечание. ƒержу паузу, чтобы она успокоилась, делаю без слов. ѕочему? ≈сли € словесно сообщу: «—идеть!» – это будет выполнение команды, неосознанный поступок.  огда € молча добиваюсь, чтобы собака села – она садитс€ осознанно, без подсказки «сидеть». “ело не выполн€ет команду, тело и сознание работают вместе. Ёто крайне важно.

– “о есть собака должна сама сообразить в будущем, что ей пора бы сесть?

– ѕонимаете, если держать паузу, она будет сто€ть, сто€ть, сто€ть – и в конце концов с€дет. ќсознанно.  онечно, мы можем ускорить процесс, сказать: «—идеть!» Ќо она выполнит команду, а это рефлекс. »так, когда собака с€дет, мы повернемс€ и пойдем дальше. ≈сли она пойдет, повторим упражнение.  роме того, дома об€зательно нужно установить границы. ” человека должно быть личное пространство, куда собаке не всегда можно, иначе у собаки возникает чувство собственничества. ќна знает, что где бы человек ни был, € должна прислон€тьс€ к его ноге и быть р€дом. » по€в€тс€ другие проблемы.  огда собака считает человека собственностью, она не позвол€ет другим люд€м подойти ближе. ¬ладелец должен за€вить о правах, о личном пространстве. я это предлагаю делать следующим образом: мысленно представьте два метра вкруговую. Ёто только ваше. —юда собаке можно далеко не всегда.  огда она приближаетс€, ее можно остановить жестами. ќна останавливаетс€, человек продолжает заниматьс€ своими делами. Ќе допускать ближе, иначе вы превращаетесь в ее собственность: она лежит на вас, она ставит на вас свои лапы – овладевает вами. „еловек, не понима€ €зыка животного, начинает его гладить. Ќо ведь гладить – означает вознаградить то душевное состо€ние, в котором собака находитс€. Ћюди не хот€т, чтобы животное было возбужденным, но в 95% хвал€т и глад€т его за это. —кажем, зашел человек домой – собака сперва радуетс€. Ёто длитс€ 10 секунд. ѕотом от радости она переключаетс€ на состо€ние возбуждени€. ќна начинает взрыватьс€, прыгать, ставить на хоз€ина лапы, и человек, вместо того чтобы это запретить, хвалит: «ѕривет! ћолодец! “ы так рад мен€ видеть...» » начинает гладить. “о есть какой посыл идет собаке?  огда ты находишьс€ в таком душевном возбужденном настрое, € теб€ люблю. ≈стественно, собака будет всегда входить в это состо€ние, чтобы получить любовь от человека. я предлагаю по-другому. «айти и не обращать на собаку внимани€, чтобы ее эмоции нормализовались.  огда эмоции сниз€тс€ до нулевого уровн€, можно сказать: «ѕривет, кака€ ты хороша€». » собака поймет следующее: когда € спокойный, мен€ люб€т.  огда € возбужденный, мен€ игнорируют. — каждым разом собака все быстрее и быстрее начинает успокаиватьс€, чтобы получить любовь. Ћюди не обращают на это внимани€, зато их собака умеет по команде сидеть, лежать, давать лапу...

јнтуан Ќаджар€н, специалист по поведению собак: «ћо€ цель – научить людей получать удовольствие от того, что у них есть собака»

– ¬сегда ли нужен посторонний специалист, чтобы привести поведение собаки в норму?

– ћо€ работа заключаетс€ в том, что € учу людей. ¬ладелец должен воспитывать питомца. я прихожу, показываю, что это возможно. —кажем, пригласили мен€ к собаке, котора€ воет одна. ѕосле получасовой беседы с хоз€евами, когда € понимаю, в чем на самом деле проблема, и вижу поведение собаки, € начинаю психологические упражнени€ с собакой. Ћюди удивл€ютс€, что она не воет. ј потом € начинаю работать с хоз€евами. ќчень важно, чтобы человек верил, что все получитс€. я, конечно, могу показать результат быстро, но помните: вы источник.  ак мы себ€ ведем обычно? ѕеред уходом люди всегда возбуждают собаку: «“ы не переживай, мы скоро придем…» —лова собаку возбуждают. ≈сли гладить собаку, она начнет возбуждатьс€. ≈сли говорить при этом еще какие-то слова, мы действуем уже с двух фронтов. ≈стественно, возбуждени€ будет больше. Ћюди должны учитьс€ молча общатьс€ либо доносить информацию краткими доступными словами. Ёто во-первых. ¬о-вторых, нельз€ оставл€ть возбужденную собаку одну, она не справитс€ с эмоци€ми. „тобы она меньше возбуждалась, должна быть нека€ территориальна€ граница. ƒопустим, дверь, откуда мы выходим. „еловек подходит, достает верхнюю одежду, а собака уже находитс€ в этой зоне. ќна возле двери, возбужденна€ – ты уходишь… я всегда вытесн€ю собаку подальше. „ем она дальше от источника возбуждени€ и стресса, тем более спокойна€. » не нужно говорить никаких слов. Ќа практике € занималс€ с чужой собакой 20 минут, установил границы – и после ухода хоз€ев она даже не подошла к двери, не вышла за эту границу. ≈ще важный момент. ѕеред тем как остатьс€ дома одна, собака должна получить физические нагрузки, избавитьс€ от избытка энергии. ≈сли ее оставить с этой непотраченной энергией, она найдет выход. ƒайте собаке возможность уставать.  огда она устает – это норма, она умиротвор€етс€.

– “о есть достаточно 20 минут, чтобы соседи в отсутствие владельцев собаки наслаждались тишиной?

– Ќет. “олько многократные повторени€ создают у собаки модель поведени€. ћирова€ статистика показывает, что ни одному психологу не удалось из кришнаизма выт€нуть человека, потому что истинный кришнаит повтор€ет мантру 16 тыс€ч раз в день. ћногократное повторение вытесн€ет из подсознани€ всю информацию и записывает только эту. ≈сли собаке часто повтор€ть то, что вы хотите, через некоторое врем€ сформируетс€ привычка. ƒругое дело, что человек должен осознавать, что он делает, и не быть при этом полной противоположностью воспитываемым качествам. ¬ы не должны нервничать, потому что это пагубные сигналы дл€ собаки. „еловек должен быть моделью поведени€ дл€ собаки. ”читесь управл€ть собой – сможете управл€ть эмоци€ми другого существа. Ќа мой взгл€д, спокойствие, уверенность, последовательность, терпение и здравый смысл можно развивать. Ћюди годами тренируют физическое тело, но не думают о душевных качествах. Ќад собой об€зательно надо работать. ¬ этом случае легко управл€ть собакой.  огда € прихожу к проблемной собаке – ничего не делаю, но она уже успокаиваетс€. ѕочему? ѕотому что собака входит в зону спокойстви€. я ухожу – она начинает прыгать: хоз€ева наход€тс€ в таком беспокойном состо€нии. Ћюбую проблему с собакой можно решить, но ее источник – владелец. я буду работать с собакой, она готова мен€тьс€. ј вы?

јнтуан Ќаджар€н, специалист по поведению собак: «ћо€ цель – научить людей получать удовольствие от того, что у них есть собака»

– ≈сли человек любит животных, часто дело одной собакой не ограничиваетс€, и в квартире по€вл€ютс€ кошки, кролики и хом€ки.  ак научить собаку общатьс€ с остальными питомцами?

– ≈сли ваша собака считает вас выше себ€ и уважает, вы можете привести домой кого угодно. ¬ случае если собака с вами не считаетс€ и видит, что вы принесли другое животное на ее территорию, она может про€вить агрессию. „тобы приучить собаку к кошке, нужно делать следующее. »значально, когда собака видит кошку, ей любопытно и интересно. ќни начинают злитьс€ на кошек по одной простой причине – их не удаетс€ понюхать. ” собак нос – как у нас глаза.  огда возможность узнать новое посто€нно убегает, у собаки возникает реакци€: она видит кошку и злитс€, что та оп€ть не даст себ€ обнюхать. я в таком случае сажаю кошку в переноску и даю собаке ее обнюхать. »сключаю ситуацию, когда кошка убежит. ¬се, что интересно собаке, – только запах.  онечно, желательно, чтобы кошка хорошо относилась к собакам, не шипела и не била лапой.

– „то касаетс€ женщины, то она ведь может принести домой не только кошку, но и ребенка. Ќужно ли готовить собаку к по€влению нового человека в семье?

– ќб€зательно нужно! —мотрите: в семье должен по€витьс€ ребенок. ƒо рождени€ малыша все удел€ли собаке врем€. — его по€влением перестали обращать на собаку внимание, прогулки стали намного короче. „то понимает собака? — по€влением нового запаха по€вились ограничени€. ≈стественно, она будет негативно относитьс€ к ребЄнку. „тобы этого не было, люди должны пон€ть одно: с по€влением нового члена семьи нельз€ резко ограничивать собаку в привычных вещах. ѕотому что она об€зательно св€жет это с ребенком. ≈сли собака уважает хоз€ев, подчин€етс€ им, на их детей тоже будет смотреть уважительным взгл€дом.

– јнтуан, давайте подведем итог.  ак сделать комфортной жизнь с собакой?

– ѕервое. ¬ы должны относитьс€ к собакам как к животным. ¬торое. ќб€зательно дома должны быть правила, установленные человеком. “ретье. ¬о врем€ приема пищи людей собака должна находитьс€ на определенной дистанции. ¬ природе, когда вожак ест, все члены стаи почтительно ждут на определЄнном рассто€нии. ќни показывают свое уважение, он – свое преимущество. ¬ жизни чаще бывает так: когда люди ед€т, собака находитс€ здесь же, еще со стола дают ей еду, сад€т на стул р€дом или позвол€ют положить на себ€ лапу. Ёто противоречит природе животного. „етвертое. Ќельз€ забывать о личном пространстве. ѕ€тое – крайне важный момент – на прогулке собака должна идти за человеком. “от, кто ведет, тот главный.  огда собака идет впереди и видит другую собаку – она может кидатьс€, набрасыватьс€ на нее. ѕричина – это чужа€ особь, вожак ее прогон€ет. ’оз€ин где-то сзади, собаке приходитс€ брать на себ€ ответственность и прогон€ть от своей стаи опасность. » тут хоз€ин начинает боротьс€ с агрессией питомца. —ледует пон€ть: собаки очень простые, искренние и первобытные. — ними не нужно думать о космических вещах, все лежит на поверхности. Ёто люди все усложн€ют. я учу людей быть на волне своих собак. ћо€ цель – научить людей получать удовольствие от того, что у них есть собака.