≈сть в мире и куча других дедуль. —амый известный по всему миру товарищ – конечно, —анта- лаус. јреал обитани€ – —Ўј,  анада, ¬еликобритани€, страны «ападной ≈вропы.  роме него, праздник миру несут …оулупукки (‘инл€нди€), …ыулувана (Ёстони€), ¬асилий с  ипра, ёлтомтен (Ўвеци€) и другие. ¬ свете последних событий эти старички интересуют росси€н постольку-поскольку, внимание руссо туристо в предсто€щие праздники направлено на родные территории. ќдним ли ƒедом ћорозом живет –осси€? ќказываетс€, не только у национальных образований, но даже отдельных областей страны имеетс€ собственный талисман зимнего торжества.

 опии ƒеда ћороза: топ-5

—агаан ”бугун

≈сли запланировать встречу Ќового года в —ибири, точнее, в Ѕур€тии, придетс€ столкнутьс€ с Ѕелым —тарцем. —агаан ”бугун – главный на празднике —агаалган («Ѕелый мес€ц»), который соответствует по дате Ќовому году. ќн распор€жаетс€ долголетием и богатством людей, не чужд вли€нию на счастье и благополучие в семье. — его по€влением решаютс€ проблемы продолжени€ рода и плодороди€ дачного участка. —агаан приносит мир, покой и удачу во всех делах и начинани€х тем, кто его почитает и верит в него. ќбраз повелител€ диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды восходит к мифам о боге – супруге «емли, покровителе плодороди€ и долголети€. Ѕелого —тарца изображают отшельником, сид€щим у входа в пещеру под персиковым деревом, с посохом в руках, прикосновение к которому дарит долгую жизнь.

 опии ƒеда ћороза: топ-5

Ёхээ ƒьыл

„то такое Ќовый год? Ёто праздник зимы в первую очередь. ј где встретить его так, чтобы меропри€тие запомнилось на долгие годы? “ам, где температура воздуха порой опускаетс€ до -70 —. якути€ известна многими достопримечательност€ми, и не последнюю строчку в этом списке занимает старичок, живущий в районе поселков ќйм€кон и “омтор. Ёхээ ƒьыл – €кутский ƒед ћороз – по€вл€етс€ на мифологическом Ѕыке с огромными рогами, которые остужают воздух. –ост рогов животного четко соотнесен с календарем. ѕервый из них начинает расти 8 но€бр€ – и приход€т первые зимние морозы. «аканчивает свой рост 21 но€бр€ – морозы крепчают. ѕосле чего наступает очередь второго рога, который «проклевываетс€» 21 декабр€. Ётим числом датируютс€ самые сильные холода. ¬сему в этой жизни приходит конец, и рога к 31 €нвар€ притупл€ютс€: морозы тер€ют свою силу.   лету, точнее, к 22 ма€, волшебные рога тают, как мороженое, и наступает теплое врем€ года. Ёхээ ƒьыл не одинок: женат на  оролеве «име ( ыхын ’отун), имеет трех дочерей – ¬есну (—аасчаану), Ћето (—айыыну) и ќсень ( ухуунэй), а также внука – ¬етерка (“ыалчаан) и внучку – —негурочку (’аарчаану). «адача последних – разбирать письма дедушке и следить за тем, чтобы при этом самим не раста€ть, ведь дети наполовину состо€т из снега. ƒетвора – воплощение весель€ и любви ко всем маленьким проказникам, независимо от их поведени€ в году.

ќб этой замороженной семейке написаны книги «Ёхээ ƒьыл и его внучка ’аарчаана», ««а маревом». јвтор – профессор якутского государственного университета, доктор биологических наук, член —оюза писателей –оссии, первый писатель-фантаст якутии √авриил ”гаров.

 опии ƒеда ћороза: топ-5

ѕаккайне

√де живет ƒед ћороз?  аждый ребенок знает: в лесу дремучем.  арельский лес – живописный, таинственный, в зимних кружевах – скрывает в своих дебр€х одного из главных внуков ƒеда ћороза. »м€ молодого человека – ѕаккайне. –ыжий задорный ћорозец живет под ѕетрозаводском, причем по€вилс€ он совсем недавно. ≈го отличительна€ черта – веселый, озорной характер.

—огласно легенде, ѕаккайне родилс€ морозной зимой, когда торговый обоз возвращалс€ с €рмарки в город ќлонец ( арели€). —мех младенца стал причиной того, что его нарекли ¬еселым ћорозцем. ѕовзрослев, молодой человек, как и его отец, стал купцом. –азъезжа€ по миру, ћорозец оставл€л в зеркалах свои отражени€.   зиме все отражени€ отправл€лись на родину – в ќлонец, чтобы найти-таки насто€щего ѕаккайне.

∆ивет карельский ƒед ћороз в просторном саамском чуме, крытом оленьими шкурами, в центре которого полыхает жаркий костер. ѕринимать гостей ему помогают —негурочка и лесные тролли. ≈жегодные сост€зани€ ƒедов ћорозов в карельском городе ќлонце проход€т до сих пор, в этом году уже 15-й раз. Ќа место ¬еселого ћорозца претендуют герои из ћосквы, ѕетербурга, Ћенинградской области и городов  арелии.

 опии ƒеда ћороза: топ-5

ямал »–»

ямало-Ќенецкий автономный округ также богат собственным ƒедом. ≈го им€ ямал »ри переводитс€ с ненецкого «дедушка ямала».  ак и полагаетс€ насто€щему север€нину, ƒедушка ямала одет в одежду коренных жителей €мальского —евера – теплую малицу, расшитую €рким бисером голубую сорочку, узорчатые кисы. —остарилс€ и прославилс€ пенсионер совсем недавно, но уже полюбилс€ местной реб€тне. ќн – повелитель лед€ного хребта (ѕол€рного ”рала), через который спускаетс€ на €мальскую землю зима. ∆ивет мужчина в единственном в мире городе, расположенном пр€мо на —еверном пол€рном круге, – —алехарде. ” €мальского ƒеда ћороза есть волшебный посох-лопатка.  аждый, у кого есть заветное желание, может прикоснутьс€ к нему, и желание об€зательно сбудетс€.

≈ще одним сказочным атрибутом €мальского ƒеда ћороза €вл€етс€ волшебный бубен. Ѕубен дл€ ямал »ри – это голос из волшебного мира, символ щита дл€ друга и помощника в волшебных делах, проводника в мир волшебства, источник силы и энергии. Ѕубен помогает избавитьс€ от плохих мыслей, делает добрых людей сильнее, а злых – добрее. ямальский ƒедушка —евера воплощает в себе народную мудрость, он – великолепный рассказчик национальных северных легенд и мифов. Ўутки, загадки, пословицы и сказки неизменно сопровождают все встречи с ямал »ри.

ƒедул€ живет, не отстава€ от современных технологий: у него есть электронна€ почта, персональный сайт и даже собственна€ страна ———– – —оциальна€ —казочна€ —еть –оссии. ямал »ри много путешествует, неустанно творит добрые дела, проводит и участвует в фестивал€х, конкурсах, благотворительных акци€х, проводит ритуальный обр€д посв€щени€ путешественников в «—еверное братство» на стеле «ѕол€рный круг» в —алехарде.

 опии ƒеда ћороза: топ-5

ћунь  алсы

¬ прошлом веке от территорий, создавших собственных «имних стариков, не отстала и ћурманска€ область. –езиденци€ ћун€  алласы из Ћапландии переместилась в эти кра€ как раз в 1990-х и зажила своей жизнью. “еперь старик в преддверии Ќового года по€вл€етс€ в приглашени€х туристических компаний и на афишах местных театров. ≈го приключени€ станов€тс€ поводом дл€ семейного отдыха. ћунь  аллса и его внучка ¬эдз Ќийта борютс€ со «лым троллем, который с завидной регул€рностью, из года в год, обманом уводит из-под носа волшебный ѕосох.

ƒедок из ћурманской области ведет активную общественную жизнь, по€вл€€сь на телеэкранах и в печатных —ћ», встречаетс€ с коллегами по работе. “ак, последний раз ажиотаж среди местных журналистов создалс€ из-за переговоров трех волшебников на высшем ћорозном уровне. –усский ƒед ћороз не может зиму в ћурманск заманить, не справл€етс€. ѕеред народом стыдно. ƒети прос€т – на лыжах хот€т кататьс€, на коньках.  омпанию ƒеду ћорозу составили ћунь  аллса и финский …оулупукки – и мурманска€ зима с тех пор идет рука об руку с лапландским, а теперь мурманским ƒедом ћорозом.

 роме этих замечательных персонажей, на территори€х –оссии встречаетс€ немало самобытных ƒедов: резиденци€ —оок »ре€ в “уве укромно расположилась по соседству с резиденцией президента республики. ¬ переписку с детьми волшебник не вступает, соблюдает дистанцию.  öдзыд ѕöль ( оми) разместилс€ в ‘инно-”горском этнопарке в селе џб —ыктывдинского района. ƒедушка …ушто  угыза и —негурочка Ћумyдыр давно в паспортном столе –еспублики ћарий Ёл получили документ о прописке.

“аким образом, наша страна предлагает разнообразное морозное меню: ребенок может выбрать не только подарок, но и волшебника, с которым будет св€зано столько при€тных воспоминаний из детства.