ѕрофессор Ћариса Ўестак знает, что сделать со студентом, если он будет колотить понты, хлебалом щелкать и гнать порожн€к
ѕрофессор Ћариса Ўестак знает, что сделать со студентом, если он будет колотить понты, хлебалом щелкать и гнать порожн€к

— Ѕазар€т бабки на базаре, а мы по жизни речь толкуем, — легко может оборвать и шокировать собеседника один из самых известных в ¬олгограде специалистов по арго — лингвист-эксперт судебной лингвистической экспертизы, профессор Ћариса Ўестак. ќб удивительном мире всем известных выражений и оборотов, заслуживающем пристального внимани€ учЄных, она рассказала корреспонденту V1.RU. 

— –аньше €, выступа€ на конференци€х, в качестве примера приводила слушател€м выражени€ волгоградского политолога и политика јндре€ ѕопкова, когда тот баллотировалс€ в думу. ќн широко использовал в своих речах выражени€ «ћногие кандидаты в мэры сегодн€ — пацаны», «я ведь набью морду любому чиновнику, который посмеет обидеть моего избирател€», «Ќадоели звездоболы во власти» и многие другие.

я называла это «программой, изложенной подзаборным образом». » с удивлением узнала, что јндрей ѕопков избралс€ и даже возглавил комиссию по этике.
Ћариса Ўестак

— ќбхохотались мы с коллегами при проверке одного сочинени€ на вступительных экзаменах, хот€ впору было плакать. ћальчик из ”рюпинска — он упоминает место жительства в тексте — писал сочинение на тему любви. –ассказыва€ историю своих отношений, абитуриент искренне выплеснул на страницы свои чувства: 

«” мен€ тоже есть любовь, —ветка называетс€. я на нее сразу глаз положил, но поначалу мне обломилась только ее подруга Ќаташка, — писал кандидат в студенты. — ѕошли мы как-то с Ћехой в дискотеку, вз€ли портвейн «“ри семерки» и т. п. Ќо —ветка мне всЄ же обломилась, потому что Ћеха — дурак — поехал поступать в Ќовосибирское танковое училище. ¬от пусть там и прохлаждаетс€!»

» каждое слово — речева€ ошибка. ¬ общем, —ветка, может, и обломилась, а вот институт — нет. » это социальные последстви€ употреблени€ жаргона! ѕомн€ эту историю любви мальчонки из ”рюпинска, мы посто€нно разъ€сн€ем школьникам, что сочинение должно быть написано литературным €зыком, а не на жаргоне.

—начала жаргоном горд€тс€, потом не знают, как избавитьс€
—начала жаргоном горд€тс€, потом не знают, как избавитьс€

— „то вообще такое — блатной жаргон?

— ядро любого национального €зыка — это литературный €зык. »м может разговаривать даже слесарь-водопроводчик, если он училс€ в школе и внимательно следит за правильностью своей речи. Ќо, кроме €дра, есть три группы отдельных €влений: территориальные диалектизмы, специальна€ профессиональна€ лексика и слова, используемые в социальных группах. ѕоследние — и есть жаргон и арго. –азница состоит в том, что арго — тайный €зык, в то врем€ как жаргон бытует и у младших школьников с их «физрой–литрой», у студентов с их «хвостами» и «стипухой», у военных с «дембел€ми» и «духами», а также у молодежи вообще с «телками», «тачками» и «шнурками в стакане».

—начала жаргоном горд€тс€, а потом стрем€тс€ от него избавитьс€. ¬ среднем человек активно пользуетс€ им примерно до двадцати — выход€ на работу, он уже не может позволить себе так изъ€сн€тьс€. –аботодатель сурово накажет, а при первой возможности вообще избавитс€ от любител€ блатных словечек, поскольку тот рон€ет авторитет организации в глазах клиентов и партнеров. ¬ арго же действуют совершенно иные законы, и оно несет вполне конкретную функцию — зашифровать разговоры тех, кто им пользуетс€. 

Ѕлатной жаргон — €зык, очень близкий к архаичным €зыкам древнего общества. Ќи обыватели, ни правоохранители его не поймут
Ѕлатной жаргон — €зык, очень близкий к архаичным €зыкам древнего общества. Ќи обыватели, ни правоохранители его не поймут

— ћаститые исследователи, в том числе —ергей ќжегов и ƒмитрий Ћихачев, вы€сн€ли — €зык ли это? “еперь вопрос разрешен: это €зык, причем очень близкий к архаичным €зыкам древнего общества. ѕримечательно, что и сама структура социальных групп, которые на нем говор€т, близка к первобытным. «десь бытует несколько древних обр€дов.  леймение — делают татуировки, имеющие четко определенный смысл: ∆”  как символ вора («∆елаю удачной кражи»), цветок с обилием лепестков в качестве тотема проститутки, жаждущей множества клиентов. ≈сть обр€д инициации. „еловек, попада€ в камеру, проходит проверку на вшивость: ему задают вопросы, начинают бить, после чего присваивают категорию, например, «шестерка», в рамках которой он потом существует.

јрго, помимо лексики, имеет еще и грамматику. ¬ основном состоит из просторечи€ — в воры, так сказать, профессора не идут, поэтому блатной жаргон наполнен просторечными выражени€ми «бойсь», «опосл€», «не моги». ѕор€дка 60% всех слов — существительные, хот€ глаголы, конечно, тоже есть. ѕримечательно, что отсутствуют числительные. Ќапример, в случае обозначени€ денег их называют, использу€ какой-то признак: синенька€, радужна€, кусок, лимон.

¬ арго нет (более того — оно запрещено!) слова спасибо. ќно ведь произведено от «—паси Ѕог», а тут люди сознательно отрекаютс€, принципиально нарушают заповеди. —адитесь, присесть — тоже не рекомендуетс€, поскольку ассоциируетс€ с «сесть в тюрьму».

ќднако этот €зык не лишен и интересных метафор. Ќапример, шмель — это кошелек, камбала двуглаза€ — бинокль, грызуны — нищие, цветомузыка — удар в лицо, крестник — прокурор. ј еще интересно, что имена собственные станов€тс€ нарицательными. јлЄшка, например, — это палач, а ћарушка — женщина.

∆аргон и арго — профессиональна€ лексика отдельных социальных групп 
∆аргон и арго — профессиональна€ лексика отдельных социальных групп 

 лассические русско-советские блатные песни также станов€тс€ предметом изучени€ дл€ профессора Ўестак. 

— «—ижу на нарах, как король на именинах, и пачку "—евера" мечтаю закурить», — в арго есть свой песенный фольклор. ѕри довольно большом словаре арго лишен каких-либо положительных значений. ѕричина в том, что социальное дно построено на иерархии страха, в которой нет места достоинству, чести и другим прекрасным качествам. ќтсюда и бытующие в их среде пословицы и поговорки. Ќапример, «ћент — это клад, который лучше держать в земле».

—ферой обитани€ обусловлено и отсутствие будущего времени — рано или поздно преступник отправитс€ в колонию, а еще несколькими дес€тками лет ранее и вовсе мог быть казнен. ќтсюда позици€ «”мри ты — сегодн€, а € — завтра».

¬сего, начина€ с XX века, у нас было три крупных вброса жаргона в обще€зыковую среду. ѕервый — революци€ 1917 года. “ут и объ€сн€ть нечего — коренной слом, полностью сменились элиты, и на смену изъ€сн€вшимс€ преимущественно по-французски двор€нам пришли кресть€не, рабочие и солдаты. ѕришлось устраивать ликбез дл€ желающих после гражданской войны, а в 1930-е годы была объ€влена программа «¬сеобуч», когда всех уже заставили получить образование.   1960 году, к правлению Ќикиты ’рущева, об€зательными стали 10 классов. », кстати, в этом смысле мы сейчас сделали решительный шаг назад. 

ќднако в 1950-е годы из лагерей вернулись заключенные, которые, естественно, набрались там подобной лексики. Ќо тогда она не попала на радио, телевидение и в кабинеты: и представить себе невозможно, чтобы диктор телевидени€ »горь  ириллов упом€нул разборки или стрелку. «а такое бы, наверное, его просто уволили без права работать в —ћ». » последний выброс арго — лихие 1990-е, проще сказать, бандитские годы. — тех пор блатной €зык используетс€ даже представител€ми власти — будучи министром обороны, —ергей »ванов любил выражение «до балды», ћихаил ‘радков в бытность его председателем правительства — «дать пендел€». ƒа и ¬ладимир ѕутин порой выражаетс€.... ѕечально, что это смотр€т молодые, и мы уже ощущаем последстви€ этого вли€ни€.

ћожно подумать, а в чем, собственно, проблема? „то плохого в том, что мы будем колотить понты, хлебалом щелкать и гнать порожн€к? “ак уж устроен €зык, что как мы говорим, так и живем; как живем, так и говорим. 

язык — это картина мира. », использу€ блатные выражени€, мы соглашаемс€ с блатными принципами жизни.
Ћариса Ўестак

ѕриведу некоторые номинативные особенности нашего русского €зыка в сравнении с английским и французским — действительно, как три народа жили, то и запечатлели в речи.

∆итель –оссии говорит: ругатьс€ как извозчик. ѕочему? ѕотому, что –осси€ — это «степь да степь кругом», в которой «замерзал €мщик». Ќаши образы — кресть€нские: семеро по лавкам, лаптем щи хлебать, врать как сивый мерин, бред сивой кобылы. » неудивительно: до 1913 года пор€дка 85% населени€ составл€ли кресть€не, –осси€ была аграрной страной. ” англичан всЄ иначе. ƒжентльмен скажет «ругаетс€ как лодочник», ведь јнгли€ расположена на островах. ј вместо «врать как сивый мерин» англичанин скажет to lie as a gas meter — «врать как газовый счетчик». јнгли€ ведь страна технической революции. ј сивый мерин — неподход€щее слово дл€ джентльмена!

Ќашим земл€кам всЄ пон€тно, проще пареной репы. ј французу — гурману, щеголю и женолюбу — ближе сравнени€, например, с йогуртом: «ехать на велосипеде в йогурте» означает делать безрезультатные усили€. 

—кудный жаргон современности разбивает сердце эксперту

јлександр —идоров уверен: блатной жаргон надо бережно хранить
јлександр —идоров уверен: блатной жаргон надо бережно хранить

” практикующего специалиста по блатным жаргонам другое мнение. јлександр —идоров — журналист, филолог, писатель, поэт и переводчик, широко известен под псевдонимом ‘има ∆иганец и переводам на блатной жаргон стихов  иплинга,  рылова, Ћермонтова и «солнышка русской поэзии» јлександра ѕушкина. 

— Ѕлатной жаргон, увы, оскудел. »спользуютс€ самые простые слова, причем вс€кое быдло, обычные гопники, коверкают смысл и вставл€ют их неуместно. ¬ колони€х — то же самое, самое простое, примитивное. Ќапример, общеизвестное «фраер» умудрилось изменить смысл.  озырный фраер теперь — тот же жулик, — поделилс€ эксперт. — ј еще — мат. ”жасный, мерзкий, лишенный вс€кой метафоричности и поэтичности. »з великого множества смыслов и сочетаний остаютс€ только самые примитивные и избитые. 

  великому сожалению, сейчас € слышу мат даже от авторитетов. ”жасна€ деградаци€.
‘има ∆иганец

≈ще буквально пару дес€тилетий назад ситуаци€ обсто€ла совершенно иначе, увер€ет јлександр —идоров.

— Ќе хочу никого обидеть, но в колони€х сейчас очень много конченых. —есть стало сложнее, и вот результат — на нарах личности опустившиес€, жалкие, ничего из себ€ не представл€ющие. ¬ большинстве — наркоманы. —ами понимаете, какой контингент… Ѕезусловно, и у них свой €зык, но очень примитивный, — сокрушаетс€ специалист. — ј ведь блатной жаргон сформировали совершенно другие люди — интересные, разносторонние, двор€не и советска€ интеллигенци€ в том числе.  аждый привносил в €зык нечто особенное. Ќо, увы, слова, за которыми скрываетс€ цела€ истори€, исчезают, раствор€ютс€. » очень немногим исследовател€м удастс€ их застать.

ќскудение блатного жаргона ∆иганец не св€зывает с его попсовостью. ѕроблема, на его взгл€д, куда глубже.

ќбщество в целом стало менее образованным и культурным. ¬ разы. ƒвоечники моего детства по сравнению с нынешними хорошистами — профессура.
‘има ∆иганец

— –аньше в колонии могли легко рассказать стихотворение Ћермонтова, а сейчас вопрос о нем вводит в ступор старшеклассников, — с сожалением констатирует эксперт. — ѕочему воровска€ романтика в свое врем€ стала привлекательна? ≈е представл€ли элиты в различных област€х, они эстетизировали даже ужас, происходивший в камерах. —ейчас же все, даже совершенно р€довые вещи, опошлены.

«апрещать блатной жаргон ‘има ∆иганец считает категорически неправильным. Ќаоборот — его нужно бережно хранить:

— Ёто необычный и богатый €зык, каждое слово — истори€. » рассматривать блатной жаргон нужно именно с этой позиции. Ёто лишает его криминального подтекста, но знакомит нас с особенност€ми родной страны.