Бизнес Россияне стали экономить на еде

Россияне стали экономить на еде

Подавляющее большинство россиян вынужденно перешли в режим жесткой экономии. Доля соотечественников, которым приходится сокращать расходы даже на продукты и товары повседневного спроса, достиг рекордно высокой отметки – 70%, показал «Потребительский индекс Иванова», рассчитанный Сбербанком. Потребители «по-прежнему пристально следят за специальными предложениями» магазинов, отмечают аналитики банка: доля тех, кто старается чаще покупать продукты питания со скидкой, увеличилась до 59%.

Число опрошенных, выбирающих исключительно товары со скидками, также растет: теперь их 44%. Более половины (60%) россиян отказались от дорогих, премиальных продуктов и деликатесов, а почти каждый четвертый в принципе «сократил объемы потребления еды».

«Несомненно, текущая экономическая ситуация повлияла на покупательскую активность россиян: они стали пересматривать свою модель поведения, покупая товары по акциям и выбирая собственные торговые марки сети», – прокомментировали в пресс-службе «X5 Retail Group».

Как отмечают представители торговых сетей, сегодня покупателям психологически проще ежедневно покупать самые необходимые продукты, чем разово заплатить большую сумму за недельный запас еды. По словам коммерческого директора фреш-маркета «Алое поле» Ольги Родионовой, если год назад средняя сумма чека составляла от 500 до 1000 рублей, то сейчас – от 300 до 500 рублей. При этом категория тех, кто покупал продукты и товары премиум-класса, сохранилась на том же уровне – 20% в сравнении с предыдущими годами. «На 22% упали продажи готовых блюд: салатов, горячего. Если раньше люди ленились готовить, то теперь покупатели стали переходить на здоровое питание, выгодное по стоимости: крупы, творог, курица», – рассказала Ольга Родионова.

Главным источником риска в продовольственной инфляции по-прежнему является удорожание плодоовощной продукции, отметила макроаналитик «Райффайзенбанка» Мария Помельникова. «Еще до вступления в силу ограничений на импорт из Турции с 1 января 2016 года цены на фрукты и овощи в минувшем декабре отреагировали всплеском на 6,6%. Наиболее сильно подскочили цены на томаты и огурцы – на 30% и 20%», – прокомментировала Мария Помельникова. Однако, по словам эксперта, по ключевым продуктовым позициям – мясо и рыба, крупы, масла – темпы роста цен продолжают демонстрировать положительную динамику, что несколько сглаживает резкий рост цен на овощи и фрукты.

Выбор россиян в пользу менее дорогих товаров обусловлен снижением реальных доходов в среднем на 10%, говорит заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Дарья Желаннова. «Пока ситуация в экономике серьезно не улучшится, потребители вряд ли изменят свои предпочтения, что является довольно адекватным ответом на ухудшение экономической ситуации в стране», – добавила аналитик.

Наблюдения банковских организаций подтверждают приведенную аналитическим департаментом Сбербанка статистику. «В рамках эквайриновой сети банка средний чек сократился на 15%, примерно до 1600-1700 рублей. Сокращение средней суммы транзакции является косвенным признаком сокращения покупательской активности населения», – поделилась наблюдениями директор департамента платежных систем «СМП Банка» Елена Биндусова.

Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Анатолий Вакуленко отметил, что экономия опасна снижением спроса в экономике, сокращением производства и ростом безработицы. «Сокращение рабочих отчасти компенсируется оттоком трудовых мигрантов, для которых слабый рубль снижает привлекательность работы в нашей стране», – добавил Анатолий Вакуленко.

Как показал «индекс Иванова», россияне не ждут быстрого и беспроблемного улучшения ситуации, причем относятся к этому довольно равнодушно. Индекс потребительской уверенности по итогам последнего опроса остался на минимальной отметке – 24%.

Единственные траты, которые потребители планируют наращивать наступившем году – коммунальные услуги. Доля опрошенных, заявивших об этом, составила почти 40%, тогда как траты на еду готов увеличить лишь 1% потребителей.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем