Ћьготы не спасли автокредитование

Ѕолее 40% машин в прошлом году росси€не покупали именно в кредит, а к декабрю этот показатель упал до 10%, отмечают аналитики. Ќачало этого года выдалось еще более т€желым: по итогам I квартала падение продаж составило 36%, сократились объемы и в автокредитовании – в итоге рынок оказалс€ без поддержки.

Ќаиболее слабой среди других розничных направлений оказываетс€ динамика именно в сегменте автокредитовани€. ”величение ставки, безусловно, привело к сокращению и так падающего авторынка. «ћы видим значительное сокращение спроса среди населени€ – люди эконом€т и стрем€тс€ снизить финансовую нагрузку в услови€х неопределенности, – говорит заместитель директора департамента развити€ розничных продаж –осбанка “ахир ћинажетдинов. – —пад на рынке автокредитовани€ началс€ еще до событий прошлого года. ¬ целом автомобильный рынок, и так испытывающий рецессию в последние годы, замер в ожидании позитивных изменений».

—ейчас, по словам эксперта, автодилеры составл€ют антикризисные программы, сокращают издержки и рассматривают возможность работы по предзаказной схеме продаж. —итуаци€ может помен€тьс€ только при стабилизации макроэкономических показателей, однако до этого еще очень далеко, считает “ахир ћинажетдинов.

«–ынок автокредитовани€ находитс€ под ударом из-за сильного роста ставок и отказа покупателей от р€да инвестиционных сделок, – добавл€ет аналитик инвестиционного холдинга «‘инам» јнтон —ороко. – ¬ течение года этот показатель начнет восстанавливатьс€, но достаточно медленно. ƒумаю, что сдерживать негативные €влени€ будет именно льготное автокредитование, а также постепенное см€гчение политики ÷ентробанка».

ѕрограмма субсидировани€, запущенна€ в апреле этого года, снизила ставку до 10,97%. ¬ итоге автокредиты на машины, пользующиес€ массовым спросом у росси€н, снова стали доступными – по льготной программе стоимость займа не превышает 14%. «ћы видим оживление спроса через рост за€вок на кредиты (в среднем на 60%) и ожидаем положительного эффекта уже по итогам II квартала, – отмечает старший вице-президент ¬“Ѕ24 јлексей “окарев. – –ынок автокредитовани€ прив€зан к общим продажам автомобилей, а они падают. Ѕлагодар€ программе дол€ кредитов в общих продажах к концу года составит 28%. “акой же она была и в прошлом году, но объем рынка сократилс€».

Ќаиболее попул€рные модели по госпрограмме: Lada Granta, KIA Rio, Hyundai Solaris. ќбъем программы льготного автокредитовани€ в 2015 году, по оценкам »’ «‘инам», должен составить не менее 15-20 млрд рублей.

ѕо словам представителей банков, опрошенных корреспондентом сайта, положительный эффект от запуска госпрограммы налицо. “ак, на начало года уровень кредитных продаж составл€л 9%, а по итогам апрел€, когда по€вились льготы, 26%.   концу года банкиры ожидают роста данного показател€ до 35% от числа проданных машин.

≈сли в прошлом году было продано почти 2,5 млн новых легковых автомобилей, то в этом году аналитики ждут продаж на уровне 1,6-1,7 миллиона. ¬ таком случае при сохранении доли выданных займов на уровне прошлого года совокупный объем портфелей автокредитов уменьшитс€ примерно на 16%. «Ѕез поддержки в виде госпрограммы сокращение могло бы быть пор€дка 24-25%», – отмечает представитель ¬“Ѕ24.

Ёкономист, президент √ильдии маркетологов »горь Ѕерезин полагает, что сложивша€с€ в последние три года система автокредитовани€ провоцировала безответственное поведение как дилеров, так и потребителей, которые совершали покупки за пределами своих финансовых возможностей. » нынешнее сокращение количества выданных кредитов стоит воспринимать как положительное €вление – сегодн€ все ведут себ€ ответственнее и рациональнее.

«„тобы остановить падение продаж, дилерам и автопроизводител€м необходимо наконец зан€тьс€ реальным маркетингом и изучением потребителей, – говорит эксперт. – —овершенно очевидно, что люди не готовы к 20-30% росту цен на автомобили, который был за€влен в начале этого года, и отреагировали на него сокращением покупок. јналогичное поведение мы видели на рынках одежды и крупной бытовой техники – при росте цен на 50-60% было зафиксировано снижение продаж в натуральном выражении на 40-50%».

«ћногие бренды начинают снижать стоимость автомобилей и запускают программы пр€мого субсидировани€, – рассказывает начальник управлени€ по работе с партнерами «ёни редит Ѕанка» јлександр ћартынов. –  роме того, субсидии от государства и партнерские программы позвол€ют приобрести в текущей ситуации автомобиль на выгодных услови€х».

ѕо мнению »гор€ Ѕерезина, автопроизводител€м нужно активнее брать пример с ритейлеров, которые добились прекращени€ падени€ продаж, а в отдельных сегментах – и их роста за счет разумного ценообразовани€, грамотного управлени€ ассортиментом и прин€ти€ валютных рисков на себ€. «–итейлеры этому быстро научились. ѕора научитьс€ автодилерам и производител€м. »наче продажи продолжат падать», – подытожил экономист.

 рупнейшие игроки рынка автокредитовани€ на 01.02.2015

Ѕанк

ѕортфель, млрд руб.

ƒол€, %

1

¬“Ѕ24

115,7

12,8%

2

–усфинанс Ѕанк

81,6

9,0%

3

«—етелем»

81,5

9,0%

4

«ёни редит»

73,2

8,1%

5

—бербанк

61,0

6,8%

6

–осбанк

56,5

6,3%

7

“ойота банк

44,5

4,9%

8

–айффайзенбанк

38,9

4,3%

9

 редит ≈вропа Ѕанк

33,9

3,7%

10

‘ольксваген Ѕанк –”—

24,7

2,7%

11

”–јЋ—»Ѕ

23,8

2,6%

12

«–Ќ Ѕанк»

20,4

2,3%

13

«Ѕћ¬ Ѕанк»

19,1

2,3%

14

«ћеткомбанк»

18,6

2,1%

15

«–оссийский капитал»

15,6

2,1%

ѕо данным компании Frank Research Group