Структура «карточного» бизнеса российских банков будет меняться. Финансовый кризис заставляет кредитные организации сокращать долю собственного присутствия на рынке пластика. В первую очередь будут пересматриваться условия по выдаче кредитных карт. Уже сейчас кредитка стала высокорисковым продуктом, и многим банкам пришлось ограничить их выпуск. Правда, официально приостановку выдачи карт практически ни одна из финансовых организаций не объявляла, но получить заветный пластик людям стало весьма проблематично.
Кроме этого, банки решили ужесточить и правила по уже действующим кредитным картам. В частности, были введены новые лимиты по снятию наличности, повышены процентные ставки. Как сообщили нам в информационной службе банка «Русский Стандарт», сейчас банком установлен максимальный ежемесячный лимит снятия в пять тысяч рублей. По картам American Express максимально можно снять 10 тысяч рублей. В октябре такие виды лимита ограничивались двумя неделями.
В банке считают, что ограничения позволят избежать выстраивания кредитной пирамиды, когда средства с кредитной карты будут обналичиваться для погашения кредитов, выданных в других кредитных организациях.
С 1 декабря повысил ставку по рублевым кредитным картам банк «Авангард» – с 12% до 17% годовых. Эта мера вызвана ростом стоимости привлекаемых ресурсов и повышением ставки рефинансирования ЦБ, отмечают в банке. Раннее «Абсолют Банк» также повысил проценты по действующим картам.
По словам аналитика ГК «Регион» Татьяны Давыденко, банки имеют полное право изменять условия предоставления ссуды в одностороннем порядке, если это предусмотрено кредитным договором. «По карточным ссудам такие пункты присутствуют почти всегда, поскольку пластик – это возобновляемая кредитная линия, которой клиент может пользоваться неограниченное время, в то время как все остальные ссуды выдаются на конкретный срок».
Эксперт подчеркивает, что в период кризиса банки все же совершают нарушения. «Добрая половина банков не сообщает держателям карт об условиях изменений по производимым операциям или повышения процентных ставок. Согласно нормативам ЦБ, кредитные организации обязаны довести сведения до собственных клиентов обо всех существенных изменениях, что сейчас не делается. Не обязательно это делать персонально для каждого клиента, как этого требует ФАС, но вывесить информацию хотя бы на свой сайт они должны.