Сбербанк России намерен упростить свою кредитную политику для физических лиц. Об этом начали говорить еще в декабре прошлого года, с приходом команды Германа Грефа в руководство банка. Однако конкретных шагов сделано не было. Кредитный портфель крупнейшего российского банка по-прежнему значительно уступает в объеме сектору вкладов и депозитов, так считают независимые аналитики и даже президент России Владимир Путин.
Чтобы оптимизировать кредитную политику, топ-менеджмент Сбербанка подготовил «Перечень первоочередных мероприятий». Документ предусматривает внедрение кредитов без поручителей, кредитных карт, оплаты кредитов через банкоматы и терминалы, ипотечных кредитов с учетом продаваемой недвижимости. Обсуждается либерализация оценки платежеспособности заемщика (сейчас банк учитывает лишь официальные зарплаты), а в некоторых случаях и об отказе от подтверждения доходов. Есть предложение учитывать доходы заемщика со всех мест работы, автоматически предупреждать его о возникшей просроченной задолженности и разрешить выдавать автокредиты с учетом каско. Также Сбербанк собирается расширить линейку кредитования малого бизнеса. Для этого уже с января заработало специальное подразделение банка.
По информации размещенной на сайте Волго-Вятского подразделения Сбербанка , в 2007 году кредитный портфель в регионе по физическим лицам увеличился в полтора раза и составил 83 миллиарда рублей. Как отмечает председатель банка Дмитрий Давыдов, интерес населения к кредитным продуктам возрос по всем сегментам, но наиболее быстрыми темпами растут объемы жилищного и автокредитования. «Если говорить о стратегии развития кредитования населения, то мы и в дальнейшем продолжим совершенствовать свои продукты, но при этом не намерены отказываться от своей кредитной политики. Быстрый рост портфеля для нас не самоцель, главное – минимизация кредитных рисков и уровня просроченной задолженности».
По мнению аналитика ИК «Финам» Владимира Сергиевского, у Сбербанка есть для такой экспансии все необходимое – самая широкая сеть отделений, возможность привлекать средства под самые низкие ставки, огромные денежные ресурсы, самый авторитетный бренд на рынке. «Ввиду этого никто из участников рынка не способен вести с ним ценовую конкуренцию. Слабостью компании является отсутствие специализированных кадров для продвижения услуг в сфере потребительского кредитования и кредитования малого бизнеса, но эта проблема решаема в течение года-полутора. Однако Сбербанку придется приложить немалые усилия по маркетинговому продвижению данных услуг, а неизбежные конфликтные ситуации с заемщиками могут несколько ухудшить имидж банка, поставив его в глазах населения в общий ряд коммерческих банков. Это может привести к некоторому снижению доли на рынке депозитов»,– считает аналитик.
«При таких действиях Сбербанка могут пострадать небольшие и средние банки. Чтобы вести достойную конкурентную борьбу, им придется снижать свои ставки, а это снизит их рентабельность и увеличит риски», – делает выводы аналитик ГК «Регион» Алексей Шестаков.