≈сли банк подн€л ставку по кредитке

¬ажна€ деталь: как сообщалось в —ћ— от банка, мне была направлена оферта на изменение процентной ставки. „то делать: проигнорировать это сообщение или бежать в банк? «ћожно, конечно, проигнорировать и в последующие мес€цы повнимательнее отнестись к движению денежных средств по своему счету. Ќо более правильным все-таки будет вручить банку письменно свое мнение относительно изменений условий договора, – комментирует адвокат јлександр ўербинин. – ƒаже в отсутствие письменного отказа изменение условий договора банком в одностороннем пор€дке €вл€етс€ незаконным. ƒоговор – это соглашение двух и более лиц (сторон договора), и потому все изменени€ договора должны производитьс€ при согласии всех его сторон! ¬ „ел€бинской области, например, сложилась устойчива€ практика, согласно которой суды встают на сторону заемщика, который пострадал от таких недобросовестных действий банка».

¬едущий юрисконсульт юридической компании «√аврюшкин и ѕартнеры» јнуш јрутюн€н дополн€ет: в соответствии со ст. 820 √  –‘ кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Ќесоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора, и такой договор считаетс€ ничтожным. »з указанной нормы также следует, что все изменени€ условий заключенного договора, в том числе и размер процентной ставки, также заключаютс€ в письменной форме. «Ќаправление банком SMS не €вл€етс€ письменной формой изменени€ условий договора, поэтому каких-либо юридических последствий не порождает. Ќесмотр€ на, казалось бы, незаконность такого уведомлени€ об изменении условий договора, реагировать на них все же необходимо. ≈сли этого не сделать, банк в одностороннем пор€дке изменит услови€», – добавила эксперт.

»ными словами, пускать дело на самотек не стоило. –азбирательства € начала с подачи в банк за€влени€ о том, что € получила на номер своего мобильного —ћ— от банка такого-то содержани€ и о том, что отказываюсь от изменени€ процентной ставки по договору. ¬ дополнение к этому в за€влении нужно было указать, что € настаиваю на сохранении договора на первоначальных услови€х. «а€вление нужно было отнести в двух экземпл€рах: один остаетс€ в банке, а на втором сотрудник организации должен поставить отметку о том, что за€вление действительно прин€то в соответствующую дату.

”видев это за€вление, сотрудник банка уточнила, пользовалась ли € кредиткой после того, как получила извещение о повышении процентной ставки. ѕо ее словам, если бы € проигнорировала —ћ— и продолжила использовать карту, то по кредиту «капала» бы совсем друга€ ставка – та сама€, драконовска€. ѕосле приема за€влени€ банк вз€л 10 дней на ответ.

–овно через 10 дней мне пришло заказное письмо. ¬ своем ответе руководитель банковского офиса сообщил, что мои требовани€ удовлетворены. ¬от только остаток задолженности по кредиту нужно будет внести до определенной даты – как раз до момента истечени€ срока действи€ предыдущего договора. Ќо делать нечего: пришлось собрать «кучкой» всю сумму и закрыть тему с этой кабальной кредиткой.

ѕравда, не у всех истори€ разбирательств с банком заканчиваетс€ так, как у мен€. ¬ некоторых ситуаци€х банк может продолжить давить на потребител€, отказавшегос€ от условий нового договора. Ќо такое поведение со стороны кредитной организации незаконно. «¬ подобных ситуаци€х следует не пускать ситуацию на самотек и быстро реагировать на все действи€ банка. ¬ случае вы€влени€ нарушений нужно обращатьс€ с письменной претензией непосредственно к банку, а также в –оспотребнадзор и управление ÷ентрального банка с жалобами на неправомерные действи€ банка», – резюмирует јнуш јрутюн€н.

ќбщий вывод этой истории в том, что не стоит относитьс€ к извещени€м из банка, как к назойливому спаму. ѕока вы думаете, что платите на старых услови€х, банк начисл€ет вам проценты по кредиту на весьма кругленькую сумму.