ƒно кризиса уже пройдено

Ќо это не снимает политических рисков, которые существуют дл€ нашей страны до 2018 года. ѕолитический цикл продолжаетс€ и он будет вли€ть на решени€, которые будут отражатьс€ и на экономике и, веро€тно, на денежно-кредитной политике в –оссии.

ќсновной вызов сейчас – это инфл€ци€, на подавление которой брошены все силы. ” нас есть основани€ рассчитывать, что в 2016 году этот показатель снизитс€ до 7-8% против текущих 12,5-13%. —оответственно, имеютс€ основани€ дл€ снижени€ процентной ставки, что позволит зарабатывать на долговых инструментах.

–ост ¬¬ѕ зависит от трех составл€ющих: инвестиции, потребление и чистый экспорт, плюс небольша€ часть – это госрасходы. ≈сли смотреть, что происходит с этими составл€ющими, то госрасходы постепенно сокращаютс€, потребление сокращаетс€, инвестиции падают. ѕрогнозы по росту потреблени€ печальны. ѕадение реальных доходов населени€ позвол€ет в лучшем случае рассчитывать на поддержание текущего, уже просевшего уровн€. ƒол€ сбережений в доходах населени€ существенно упала. —бережени€ населени€ в текущих услови€х уже нельз€ рассматривать в качестве значимого источника инвестиций, способного изменить макроэкономическую ситуацию. ќстаетс€ полагатьс€ на корпоративный сектор, который за счЄт экспорта, импортозамещени€ и реализации оборонзаказа чувствует себ€ неплохо. ћы считаем, что корпораци€м прежде всего в экспортно ориентированных секторах по силам нарастить инвестпрограммы в 2016 году.  орпоративный сектор будет искать возможности дл€ органического роста и вносить свой вклад в установлени€ экономического роста в стране в целом.

ѕовторюсь, основное вли€ние на экономику будет оказывать политика. √еополитическа€ напр€женность, санкции – эти риски никуда не делись и в сочетании со слабой конъюнктурой рынков углеводородов могут способствовать разбалансированию госфинансов в нашей стране. „то касаетс€ регионов, то у нас есть некоторые опасени€ относительно их способности обслуживать социальные и долговые об€зательства. Ётот вопрос может встать остро в течение следующих двух лет.

Ќа текущий момент дефицит бюджета в нашей стране, который закладываетс€ в прогнозы – это 3% ¬¬ѕ. ѕо этому году плановые значени€ будут выполнены. ќднако в отношении 2016 года имеютс€ существенные риски, вызванные тем, что сегодн€шний курс рубл€ выгл€дит завышенным относительно тех ценовых уровней по нефти, которые имеютс€ в насто€щий момент. —очетание дешЄвой нефти и при этом дорогого рубл€ приводит к по€влению выпадающих бюджетных доходов, исчисл€емых сотн€ми миллиардов рублей в целом по году. ≈сть три возможности дл€ балансировки бюджета: либо ослабить рубль, либо восстановить цены на нефть, либо тратить резервы. ¬ последнем варианте есть риск, что резервы могут быть полностью потрачены в 2017 году. Ћучший выход дл€ экономики в текущей ситуации – это сохранение плавающего курса рубл€ и его ослабление как реакци€ на негативные тенденции на основных экспортных рынках.