ёгра. Ћед ƒобринского водохранилища. Ўипы 3,5 миллиметра. ѕолноприводные Audi A4 2.0 TFSI. ¬ школе водительского мастерства Audi quattro учат виртуозной игре на 4-вэ-дэ.

»нструкторы сто€т вдоль трассы и комментируют действи€ по рации, что дает определенную свободу за рулем, но создает эффект большого брата. —тоит накосорезить, и раци€ затрещит: «Ќу п€тый экипаж, ну сколько можно, не надо выкручивать руль до упора, машина от этого быстрее не повернет… Ќу вы из раза в раз делаете одну и ту же ошибку…»

Ќу, делаю. я вообще трудный. ’от€ аттестат зрелости все же получил.

¬се эти терпеливые с примесью безнадеги ремарки звучат преимущественно в мой адрес, тогда напарник и тезка јртем врем€ от времени получает сдержанное: «’орошо, п€тый экипаж. Ќа входе пошире». »ли: «ќтлично, п€тый экипаж…». »ли «ћы найдем к чему придратьс€, но надо ли придиратьс€, когда все великолепно?»

¬торой день был посв€щен технике управл€емого заноса. «десь уточню, что освоенные нами развороты на ручнике, строго говор€, к управл€емым заносам не относ€тс€, ибо чаще всего водитель мало чем управл€ет. –учник – это как рычаг «однорукого бандита»: дернул и ждешь, что выпадет.

Ўкола водительского мастерства quattro существует с 2001 года. ћетодика обучени€ разработана известным раллистом ≈вгением ¬асиным, который €вл€етс€ руководителем школы quattro по сей день. ќбучение происходит методом полного погружени€ и нацелено на выработку правильных рефлексов дл€ контрол€ полноприводной машины в критических ситуаци€х. ядро программы: обучение технике управл€емого заноса. ¬ финальный день обучени€ курсанты участвуют в хронометрируемых заездах дл€ определени€ самых быстрых пилотов. ѕрограмма школы доступна дл€ владельцев Audi — подробности у вашего дилера.

Ўире траектори€, шире!

Ќо вернемс€ в ’ћјќ. ¬от одно из простейших упражнений: конусами размечен круг диаметром метров дес€ть–п€тнадцать. Ќужно проехать его по самой бровке в посто€нном боковом скольжении, в идеале – с пр€мыми колесами.

Ќет, € много раз видел такие штуки со стороны и даже в общих чертах представл€ю физику процесса. Ёто основа раллийной техники прохождени€ поворота, и чуть позже € расскажу, есть ли в ней какой-то ос€заемый смысл.

“ак вот, несмотр€ на слезное понимание физики, мой организм наотрез отказываетс€ принимать правила игры. ƒопустим, удалось мне запихнуть Audi №5 в искомый занос, но угол оказалс€ крутоват, и машина так плотно лижет конуса, что через п€ть метров просто уйдет внутрь и продыр€вит сине-оранжевый частокол. „то нужно сделать? ѕоддать газу.

»нстинктивно затормозишь – улетишь в отработку

“о есть машина уперлась передком в преп€тствие, а раци€ порыкивает: «√азу! Ѕольше газу!». Ќу где логика, вопрошает печенка? “ам же конуса, поддакивает желудок. » руки поперек инструкций делают контрвращение, убивающее занос на корню, а права€ нога отпускает педаль. ¬от что-что, а убивать заносы у мен€ получалось неплохо. “олько в тот день это было вредное качество.

ћой напарник освоилс€ быстрее. “ут стоит заметить, что јртем не бог, не царь и не раллист, и сутки назад мы начинали с ним с одной отправной точки. ћы примерно вровень мазали повороты на разогревочных змейках и пару раз закручивали наш №5 волчком. Ќо за день зан€тий јртем нашел свой ритм, и теперь езда в скольжении вызывает у него эйфорию. ќн агрессивно ставит машину на дугу, поддает газу, Audi грызет лед, двигатель поет на злой ноте, колеса сто€т почти пр€мо, распускаютс€ хвосты снежных брызг. ƒаже зависть берет.

Ќу не иначе € скосил конус

ј € все борюсь то с недостаточной поворачиваемостью, то с чрезмерно лихим заносом, и никак не могу найти то среднее, с чем можно работать. –уки и ноги дергаютс€ вразнобой, медленно, невпопад. —лух перестал воспринимать внешние раздражители. –аздражители строчат советами. Ќастроение стремительно падает.

» € бы мог смиритьс€ с тем фактом, что отстаю от других в развитии. ћен€ достает то, что прогресса нет в принципе. я не могу расслабитьс€ и сказать: окей, просто мне нужно больше времени. я словно уперс€ в ментальную стенку из привычек и рефлексов, котора€ не дает мне сдвинутьс€ с мертвой точки.

ќчень сложно поверить, что может существовать манера езды, столь радикально отличающа€с€ от всего проверенного. —истема, котора€ болевыми приемами ломает укоренившиес€ в тебе навыки. —истема, котора€ позвол€ет тебе ехать одновременно безопаснее и быстрее. ѕодчеркиваю – одновременно.

ќ... еще один...

Ќепривычного много. —кажем, входить во многие повороты нужно раньше, чем кажетс€ интуитивно, чтобы траектори€ оставалась максимально пологой, а бокова€ нагрузка на колесах росла прогрессивно. ≈сли речь о силовом скольжении, то заходить в поворот нужно просто неприлично рано, отчего кажетс€, что вот-вот протаранишь внутреннюю часть виража.

—о временем ты учишьс€ мысленно рисовать траекторию и повтор€ть ее, но чтобы возник этот ментальный пунктир на льду, нужно много раз ткнутьс€ носом в поворот, беспомощно вырулива€ из него после почти полной остановки. «ѕ€тый экипаж, ну пошире заходим и раньше поворачиваем…» јй, да не делайте мне нервы, товарищ инструктор. я и сам все по-собачьи понимаю, только сделать не могу.

»ли вот работа рулем. ћастера даже в 180-градусных «шпильках» крут€т руль не более чем на треть оборота без перехвата, а остальное доделывает контролируемое скольжение задней оси, аккуратное, как щелчок кнута. ј что делаем мы? ћы неистово крутим баранку, и когда машина скользит мимо, доворачиваем еще, хот€ она и скользит именно потому, что угол поворота колес абсурден. Ќо ведь это так естественно, довернуть руль, когда теб€ тащит «плугом», а раци€ между тем трещит: «ѕ€тый номер, убавьте руль, сбросьте газ, ну вы же видите, нет сцеплени€ на передних колесах». ј чуть позже: «ѕ€тый номер, если к вашему рулю подключить динамомашину, можно весь ’анты-ћансийск запитать».

Ќу хоть кака€-то польза будет...

ѕервые два дн€ тренировались на площадке, размеченной конусами. «атем перешли на трассы

„то касаетс€ педали газа, то очень важно пересилить себ€ и давить гашетку в моменты, когда этого хочетс€ меньше всего. «анос усиливаетс€, траектори€ становитс€ пугающе крутой, машина вот-вот запрыгнет на бруствер… ’очетс€ сделать спасительное контрвращение или затормозить, но раци€ не унимаетс€: «ƒолго встречаете занос, п€тый номер. Ќадо было просто газу добавить». јга, просто. Ёто как направить на себ€ дуло и просто нажать на курок, чтобы убить на лбу комара.

ј еще сложно ждать.  огда нужно переложить машину из левого заноса в правый, достаточно лишь сбросить газ, повернуть руль в нужном направлении и подождать. ¬ыдержав театральную паузу, машина качнетс€, как метроном, и поедет в обратном скольжении. Ётот прием здорово выручает в знакопеременных поворотах, но мой взвинченный организм отказываетс€ ждать. я верчу рулем под легкий сарказм инструктора, мол, чем € там жонглирую… ¬ итоге второе скольжение получаетс€ в€лым, раци€ снова вздыхает.

я подбадриваю себ€: «Ќичего, у теб€ впереди лет сорок до старческого маразма. ≈ще научишьс€…».

Ќомер п€ть, ну зачем столько рулем крутить?

¬ тот второй день последнее упражнение напомнило мне ужас, который € испытал в первом классе, когда нужно было писать заглавную букву ƒ: неужели этот кандел€бр можно исполнить? ¬ кандел€бре было все: и торможение с доворотом, и скольжение, и смена скольжени€, и зат€жной контролируемый занос, и еще одна смена скольжени€…

–азозлившись, этак на п€той попытке € почему-то делаю все правильно, и раци€ облегченно вздыхает: «ѕ€тый номер, ну можете, когда хотите. Ќаконец-то ты, гр€знул€, ћойдодыру угодил». ¬ этот момент гр€знул€ сносит несколько конусов на выходе, и раци€ траурно молчит.  онусы став€т на место: что с нами, грешными, делать?

” мен€ тем временем вспотела спина и права€ ступн€. Ѕоковые стекла украшены снежными барельефами. ¬ ушах пульсируют злость и отча€ние.

ћежду тем мой напарник јртем делает упражнение почти безупречно, легко и с €вным удовольствием. ќн просто кайфует, перекладыва€ машину из левого заноса в правый. ќн рисует на льду четыре параллельные круга от четырех повизгивающих колес. ќн подъезжает боком к месту старта, окутыва€ машину белой шалью.

» не только он: кто-то чаще, кто-то реже, но все нащупывают ритм и удостаиваютс€ похвалы јлександра. Ёффективность обучени€ в школе quattro € вижу невооруженным глазом, €вл€€ собой некое исключение, подтверждающее правило.

¬ечером € проиграл в крестики-нолики сотовому телефону п€ть раз подр€д, был близок к депрессии и пошел на самые решительные меры: лег спать.  ими –айкконену это помогает.

”тром € был уже в форме

я выспалс€ и почувствовал, что —талинград уже позади. Ќе то чтобы € открыл какой-то источник силы, но распавшиес€ вчера кусочки пазла вдруг начали собиратьс€ вместе, как ртуть жидкого терминатора.

¬ третий, финальный, день нас ждало самое азартное. — насиженного лед€ного пол€, размеченного конусами, мы перебирались на тренировочные трассы. «десь ближе к обеду были запланированы заезды на врем€, которые объективно покажут, кто на что способен.  аждый (и даже €) наде€лс€, что приедет как минимум на подиум. я вообще планировал всех порвать. ѕредпосылок к этому не было, а план был. ¬ американском фильме так бы и случилось.

я пон€л, что вчера лажал в основном потому, что не дал своему аватару подключитьс€ к машине. я как бы закрылс€ от нее и пыталс€ играть в свою игру. я был эгоистом. ћашина ответила по законам физики.

ѕоэтому € сказал себе: дл€ начала просто почувствуй себ€ за рулем комфортно. ѕриручи ее. Ќе нервируй. ќстальное придет.

Ќадо заметить, полноприводный Audi A4 – чертовски покладистый автомобиль. ≈сли оставить в стороне мою маету с управл€емым скольжением, то сами по себе заносы выход€т плавными и гас€тс€ в любой фазе. ѕоэтому, честно говор€, ты вызываешь и душишь скольжени€ дело и не в дело просто дл€ фана. »нструктора бухт€т: «ѕ€тый номер, поспокойнее на пр€мой возвращени€… ¬ы бы на трассе так ездили, мы же вас здесь ни в чем не ограничиваем…»

ƒл€ обучени€ использовались 225-сильные Audi 2.0 TFSI в версии S-Line с семиступенчатыми преселективными коробками S-Tronic. ѕолный привод – посто€нный, с центральным дифференциалом повышенного трени€ Torsen. Ѕазовое распределение момента между передней и задней осенью – 40:60, однако в зависимости от условий движени€ баланс может мен€ть в широких пределах. јвтомобили были обуты в шины с 3,5-миллиметровыми шипами, что позвол€ло ездить по льду в достаточно смелой манере.   слову, с €нвар€ эти Audi проехали в самых экстремальных режимах более 6000 километров без поломок.

Ќа разминке € начал парламентерские переговоры с машиной. ѕробовал разные точки торможени€. ѕробовал разные траектории. ѕробовал т€нуть заносы и гасить их. ѕытатьс€ услышать, о чем потрескивает раци€. ”веренность понемногу возвращалась.

ƒень был туманный, морозный, и через облака просвечивало гало (как нам объ€снили, это как радуга, но не она).

” выезда на соревновательную трассу расторопные люди уже мастерили табло, ставили датчики дл€ засечки времени.  огда тебе предстоит ехать на врем€, они выгл€д€т, как инструменты хирурга, разложенные на столике перед раненым. ќни вызывают мандраж и надежду на лучшее. ¬ неспешных приготовлени€х организаторов есть что-то кровожадное.

”тром € подумал, что мне ближе кольцевой стиль вождени€ с более жесткими торможени€ми и ровным проходом виражей без драматических скольжений. –аз уж дело принимало столь ответственный оборот, € решил сделать ставку на манеру езды, которую лучше чувствовал.

“рактор нарезает дл€ нас хитрогнутую трассу. ≈е конфигураци€ напоминает военный анекдот:
«ћне не нужен чистый плац. ћне нужно, чтобы вы заколебались».

» еще: накосив вчера конусов на две жизни, € дал себе обет не виснуть на брустверах. “ак сказать, искупить вину снегом и льдом. я решил не столько искать предел скорости, сколько вычистить траектории и обеспечить воспроизводимость результата. ѕусть он будет хреновый, зато стабильный. ѕока дл€ мен€ это меньшее из зол.

ќкрыленный своим аутотренингом, € ринулс€ на трассу, как п€тнадцатилетний на папиной машине. » тут произошло небольшое чудо: перестав пытатьс€ ехать в контролируемом заносе, € вдруг поехал в контролируемом заносе. —лучилось само собой, как первый поцелуй.

Ќе всегда мне удавалось продлить занос до конца длинных лед€ных т€гунов, не всегда € правильно вставал на дугу, но внутри проросло наконец понимание того, что происходит. я стал скромнее работать рулем, смелее с газом, и порой мне даже удавалось пройти ту или иную св€зку на ровном газу и почти по нужной траектории. ¬се то, что пролетало мимо ушей вчера, вдруг забурлило на подкорке сознани€.

ѕреувеличивать не буду: мой напарник јртем делал все лучше. ћне не нужен был секундомер, чтобы это понимать. ≈го скольжени€ были дольше, агрессивнее и стабильнее. ќн проходил поворот без торможени€ и на ровном газу, что позвол€ло буквально выстреливать к следующей св€зке, и эта манера давала выигрыш во времени на фоне моих полукольцевых потуг.

¬от ответ, зачем все это нужно. “ам, где при обычной манере ты едешь медленно и опасно, риску€ собрать урожай конусов, правильно скольз€щей автомобиль едет раза в полтора быстрее и с куда большим запасом прочности. ѕарадокс, блин.

¬ шутку € прозвал јртема королем дрифта. ќн крутил и вертел машину, как фронтовик барышню. ” них было что-то вроде романа с бурными диалогами. «ћне туда надо, туда, давай, мила€, давай… јааа… ≈ееее… јй, красавица… јй, молодец…». ќн сам ездит на почти такой же A5 и обожает ее.

ћои дрифт-рефлексы находились в зачаточной фазе, но главное, дело сдвинулось с мертвой точки. я отстал от остальных участников на день, потер€нный в меланхолии и хандре, но хот€ бы разобралс€, чего от мен€ хотели вчера. Ћучше поздно пон€ть, чем полдн€ провисеть на сугробе.

» главное, € начал получать такое удовольствие от всех этих скольжений, что как таковой результат перестал мен€ остро волновать. –азгон€ешьс€, сбрасываешь газ, науськиваешь машину рулем, ждешь, поддаешь газу и получаешь прочувствованный занос, который длитс€ до самого выхода. Ќа коротком пр€мике снова отпускаешь газ, ждешь, машина размашисто клан€етс€ в обратную сторону, и снова следует за педалью газа, как стадо овец за пастухом. ¬жик, вжик… я ошибалс€, но не фатально. я уже мог что-то исправл€ть пр€мо по ходу пьесы. я, наконец, нашел тот USB-порт, который соедин€ет хороших водителей с хорошими автомобил€ми. —игнал был слабоват, но это вопрос наката.

» все-таки боевые заезды решил ехать в более привычной кольцевой манере. —кольжени€ были нестабильны, а проиграть на неудачном заносе € мог немало.

“ут еще инструктор јлександр подоспел с хорошим советом: если промазал в длинном повороте, и машина ну никак не хочет закручиватьс€ в дугу, коротко коснись тормоза. Ћегкий клик по левой педали, и машина подныривает в поворот, избавл€€ от необходимости перекручивать руль. ¬последствии € зан€лс€ тюнингом этой методики и стал входить в поворот с прерывистым торможением. ѕеребрал со скоростью, накачал педаль лишний раз или два, и машина ложитс€ на курс, едва заметно поддакива€ задней осью.

¬нутри нашего экипажа была интрига – кто окажетс€ быстрее: «кольцевик» или «раллист»? ќставалась призрачна€ надежда, что если прописать трассу по ровненьким траектори€м, € буду недалеко, а јртем, быть может, ошибетс€…  оварно посверкива€ глазами, € отправилс€ в бой.

—оревнование проводилось на двух трассах, и одна состо€ла из сплошных «шпилек» – 180-градусных зат€жных поворотов. „тобы не томить вас скажу, что јртем показал на ней лучшее врем€ среди всех участников, а € проиграл ему четыре секунды, так что раллист выиграл в одни ворота. Ќа медленных скользких трассах нужно отважно скользить.

¬тора€ трасса была быстрее и включала в основном «эски». Ќа лучшей попытке јртем все равно был быстрее, правда, его пенализировали за пару сбитых фишек. Ќо в целом на ходовом треке мо€ манера почти себ€ оправдала: по среднему результату, засеченному на хронометре айфона, мы были плюс-минус сравнимы. ѕо крайней мере, € нашел ритм, который позволил мне оставить запас на ошибку. ”шла вчерашн€€ неспособность осознавать происход€щее, и € уже представл€л места, где нужно постепенно срезать жирок.

¬ конце контрольных заездов мы с јртемом даже удостоились похвалы инструктора јлександра за неплохие траектории, вполне уверенную езду, и, главное, некоторую спетость нашего экипажа. «¬ы там словно обмениваетесь информацией и едет примерно в одном стиле», – заключил ”читель. ѕосле т€гот предыдущего дн€ € чуть не разрыдалс€ от умилени€. ј экипаж у нас в самом деле вышел отличный.

—амое при€тное было потом: когда отпала необходимость думать о хронометраже, мы просто скользили в свое удовольствие. ƒл€ мен€, если честно, главным и вполне ос€заемым результатом обучени€ в школе quattro стал не прирост скорости, которой как не было, так и нет. ƒело в другом: € почувствовал себ€ на льду также уверенно, как на асфальте. ѕр€м чертовски уверенно. Ёто несравнимое чувство открывает перспективу. Ѕольше не надо судорожно «доить» руль и шептать: «’оть бы попасть… ’оть бы попасть… ѕочему € не попал? «а что?» Ќичего такого. “ы лоснишьс€ уверенностью и начинаешь экспериментировать. » даже ошиба€сь со скоростью или траекторией, не включаешь енота-паникера, а просто убавл€ешь тут и добавл€ешь там.

¬ечером было подведение итогов. —реди нас был экипаж №2 с моими земл€ками, чел€бинцами: ƒмитрием и ƒанилом Ўуховцевыми. ¬ их адрес раци€ источала примерно следующее: «Ёкипаж №2, то, что вы посто€нно топите газ, не значит, что вы едете быстро…» Ќо гл€д€ на их раскованную манеру пилотажа € подумал, что они хорошие кандидаты на победу или бесславный финиш в сугробе. “ут как с молодым —енной – третьего не дано.

„ел€бинский десант: ƒанил и ƒмитрий Ўуховцевы и јндрей —ериков (в центре). —амые быстрые

» на второй трассе ƒанил привез середн€кам, включа€ мен€, 10 секунд, так и не ошибившись, и в итоге по сумме результатов подн€лс€ на первое место. ¬се по законам автоспорта: проще из быстрого пилота сделать стабильного, чем из стабильного – быстрого.

¬торое место, что удивительно, тоже зан€л чел€бинец јндрей —ериков, кстати, сотрудник «јуди ÷ентра „ел€бинск». ѕосле финиша он сетовал, что проехал плохо и медленно, стало быть, планка была очень высокой. ¬ общем, чел€бинцы всех порвали, так что мой план почти сработал.

ƒаже визуально пилотаж  ати был очень убедителен

≈ще на обеде кто-то сказал: «√лавное не победа, главное, женщинам не проиграть…» »  ат€  олосова из ¬олгограда огорчила многих, зан€в последнюю вакансию подиума. ј еще говор€т, женщины водить не умеют.  то так говорит, добро пожаловать в школу quattro. ѕроигравшие мужчины сделали вид, что поддались.

ћой напарник јртем ћубо€дж€н стал четвертым, а мог быть вторым, если бы не пара сбитых конусов и четыре секунды штрафа. јртем расстроилс€. ј € подумал, о чем тут расстраиватьс€: скорость есть, чувство машины есть, а кто конусы не косил, тот не жил.

—ам € проехал хуже своих скромных ожиданий – восьмым из двенадцати. Ќа первой трассе «кольцева€» манера да еще с запасом на ошибку оказалась безнадежной. ¬тора€ трасса далась лучше, но не феноменально. » € тоже расстроилс€, хот€ во врем€ заездов наслаждалс€ моментом и был уверен, что секунды мен€ не волнуют. Ќо как только узнал результат, в голове проплыли все упущенные возможности: надо было тут так, а там с€к… » снова хочетс€ за руль. ¬ общем, зат€гивает по полной.

Ўеф-инструктор јлександр “итович. ќбъ€сн€ет грамотно, комментирует всегда по делу.
ѕрогресс идет даже у самых трудных

¬ концовке своей кисло-сладкой истории скажу: не ожидал, что два с половиной дн€ в школе quattro окажутс€ настолько интенсивными и чудодейственными. ƒумал: ну, покатушки по льду, эка невидаль. Ќичего подобного. √де-то к середине второго дн€ все без исключени€ (окей – за редким исключением) начинают ехать против законов физики, какой они знали ее еще вчера. Ќачинают по-другому думать. ѕо-другому чувствовать автомобиль.

¬ы спросите – зачем все это? —обственно, где нам ездить с отключенной ESP да в управл€емом заносе? ѕочти негде. », пожалуй, весь смысл произошедшей революции в том, что степень твоего родства с машиной увеличиваетс€ на пор€док. јватар седлает дракона. “ы открываешь темную сторону Ћуны и перестаешь шарахатьс€ от теней.

» в этом смысле, несмотр€ на все злоключени€, € считаю свои личные цели достигнутыми. ј инструкторам – поклон за терпение.

»нструктора школы водительского мастерства quattro:
јлексей ћатвеев, јлександр јбубакиров, јндрей ћошко, јлександр “итович

Ѕлагодарю компанию Audi и "јуди ÷ентр „ел€бинск" за возможность испытать себ€, а также всех инструкторов школы водительского мастерства quattro за профессионализм.

Ќиже - видео заезда ƒанила Ўуховцева, который принес ему лавры победител€. —н€то с автомобил€ инструктора, следовавшего за машинами участников.