— 12 апрел€ по всей –оссии начинают действовать новые базовые тарифы ќ—ј√ќ. ≈сли раньше страховщики могли выбирать «базу» в диапазоне 2440–2574 рублей, то теперь разбег составл€ет 3432-4118 рублей. — учетом окт€брьского подорожани€ это означает, что за год ќ—ј√ќ подорожало более чем вдвое.

”жасы нового ќ—ј√ќ

ѕри расчете стоимости полиса ќ—ј√ќ базовый тариф умножаетс€ на р€д коэффициентов, учитывающих регион, мощность двигател€, возраст и стаж водител€, его аварийность, а также р€д других параметров. —траховка существенно дороже дл€ жителей «аварийных» регионов (ћосква, „ел€бинск, “юмень, ѕермь и др.), дл€ молодых и неопытных водителей, владельцев мощных машин, а также тех, кто часто попадает в аварии. ѕри этом максимальна€ стоимость ќ—ј√ќ не может превышать трехкратной величины базового тарифа, умноженной на региональный коэффициент. ќднако при грубом нарушении правил страховани€ тариф может составить п€тикратную величину базового тарифа.

 роме того, 11 регионов –оссии признаны убыточными дл€ страховщиков автогражданки, поэтому территориальный коэффициент поднимут в јдыгее, ћурманской, јмурской, ¬оронежской, ”ль€новской,  урганской, „ел€бинской област€х, „увашии и –еспублике ћарий Ёл,  амчатском крае и ћордовии. Ќапример, в „ел€бинске территориальный коэффициент подниметс€ с 2,0 до 2,1 единицы, а на  амчатке – с 1,1 до 1,4.

¬прочем, в р€де субъектов федерации ќ—ј√ќ слегка «подобреет». ¬ этом списке Ћенинградска€ область, ƒагестан, «абайкальский край, “ыва, »нгушети€, „еченска€ республика, ≈врейска€ автономна€ область, ћагаданска€ область, якути€, „укотский автономный округ, Ѕайконур.

—тоимость полиса ќ—ј√ќ с апрел€ 2015 году дл€ некоторых регионов –оссии

¬одитель

јвтомобиль

—тоимость полиса ќ—ј√ќ*, руб.

„ел€бинск

ћосква

“юмень

ѕермь

 азань

–остов

јрхангельск

—амара

¬олгоград

—таж больше 3 лет, возраст больше 22 лет,
безаварийный стаж больше 10 лет

ќка (33 л. с.)

2594

2470

2223

1976

1606

—таж больше 3 лет, возраст больше 22 лет,
безаварийный стаж больше 10 лет

Lada Priora (98 л. с.)

4756

4530

4077

3624

2944

—таж больше 3 лет, возраст больше 22 лет,
в прошлом году была перва€ авари€ спуст€ шесть безаварийных лет

Lada Priora (98 л. с.)

8561

8153

7338

6567

5230

—таж больше 3 лет, возраст больше 22 лет,
первое заключение договора

Lada Priora (98 л. с.)

9514

9061

8155

7249

5890

—таж больше 3 лет, возраст меньше 22 лет,
первое заключение договора

Lada Priora (98 л. с.)

17 124

16 309

14 678

13 047

10 606

—таж больше 3 лет, возраст больше 22 лет,
первое заключение договора

Ford Focus (115 л. с.)

10 377

9883

8895

7908

6424

—таж меньше 3 лет, возраст больше 22 лет,
первое заключение договора

Ford Focus (115 л. с.)

18 682

17 792

16 013

14 234

11 565

—таж меньше 3 лет, возраст больше 22 лет,
две аварии в прошлом году

Ford Focus (115 л. с.)

25 771

24 544

22 090

19 636

15 916

—таж больше 3 лет, возраст больше 22 лет,
безаварийный стаж больше 10 лет

Skoda Octavia (152 л. с.)

6918

6589

5930

5271

4283

—таж меньше 3 лет, возраст больше 22 лет,
три аварии в прошлом году

Skoda Octavia (152 л. с.)

25 771

24 544

22 090

19 636

15 953

—таж меньше 3 лет, возраст больше 22 лет,
три аварии в прошлом году, грубые нарушени€**

Skoda Octavia (152 л. с.)

43 239**

41 180

37 062

32 944

26 767

*”казаны максимальные тарифы. —траховые могут давать скидку в размере до 17%.

** предельный тариф составл€ет 3 базовые ставки дл€ обычных водителей и 5 базовых ставок в случае грубых нарушений правил страховани€ (с учетом территориального коэффициента)

ќткуда дровишки?

— чем св€зано очередное подорожание? ¬о-первых, сказалось повышение лимита компенсации за ущерб здоровью со 160 до 500 тыс€ч рублей (плюс по€вл€етс€ нова€ методика расчета этого ущерба). ¬о-вторых, примерно на 25% вырастут выплаты за счет изменени€ базы данных стоимости запчастей, котора€ используетс€ в новой методике расчета ущерба. ¬-третьих, таким образом ÷ентробанк надеетс€ сделать ќ—ј√ќ привлекательным дл€ страховых, чтобы исключить случаи «саботажа». Ќапомним, что с середины прошлого года во многих регионах –оссии купить ќ—ј√ќ стало проблематично. —траховые либо сетовали на отсутствие бланков, либо нав€зывали дополнительные услуги, демонстриру€ власти свое нежелание работать по старым тарифам.

» власти оказались перед дилеммой: уступить страховщикам и вызвать народный гнев или наоборот. ¬ыбрали довольно хитрый вариант – плавное повышение тарифов. ≈сли до 2014 года базовый тариф оставалс€ неизменным в течение 11 лет, то с окт€бр€ 2014 его разрешили мен€ть два раза в год, а с 2016 – ежегодно.

¬ 2014 окт€брьской революции не случилось – повышение прошло мирно. “арифы подн€ли на 23-30%, но увеличили выплаты (подробности во врезке). Ќарод восприн€л новость спокойно, но с позиции страховщиков проблема убыточности ќ—ј√ќ осталась. ѕоэтому было ожидаемо, что весной ќ—ј√ќ подорожает сильнее, что усугубл€етс€ лавинной инфл€цией.

ќсеннее подорожание ќ—ј√ќ свелось к увеличению базового тарифа с 1.980 рублей до 2.440-2.574 рублей. ѕри этом со 120 до 400 тыс€ч рублей увеличилс€ лимит выплат за материальный ущерб, а также последовал еще р€д позитивных дл€ автомобилистов изменений. “ак, нова€ методика расчета ущерба дополнилась «прайс-листом» на запчасти и работы, что, по замыслу, должно исключить вольности при расчете ущерба. — 80% до 50% снизили предельный коэффициент износа: то есть, дл€ старых машин страховщик теперь может урезать размер компенсации в два, а не в 5 раз, как ранее.

”жасы нового ќ—ј√ќ

ќбратна€ сторона дорогого ќ—ј√ќ

–езкий рост тарифов может привести к массовым отказам автомобилистов страховать гражданскую ответственность. ќсобенно это касаетс€ водителей из «групп риска» – молодых, неопытных, аварийных. ƒл€ них в р€де регионов стоимость ќ—ј√ќ перевалила за 20 тыс€ч рублей, а в отдельных случа€х – и 40 тыс€ч.

«а езду без оформленного полиса ќ—ј√ќ стать€ 12.37  ојѕ предусматривает ответственность в виде штрафа в 800 рублей, и многие сочтут разумным заплатить 2-3 штрафа в год. Ќапомним, что с но€бр€ 2014 года сн€тие номеров, как мера дл€ запрета эксплуатации, отменена, а именно это было главной проблемой при езде без ќ—ј√ќ. —корее всего, власти исправ€т эту нестыковку путем увеличени€ штрафа за «безосажную» езду в несколько раз.

ѕрошлогоднее повышение тарифов также спровоцировало интерес к поддельным полисам, некоторые из которых отпечатаны на насто€щих бланках. ѕо сути, их главное отличие от оригинала лишь в том, что такие полисы не занесены в базу данных и, фактически, недействительны.  ак именно власти намерены боротьс€ с подделками, пока не€сно.

¬прочем, главный риск при езде без ќ—ј√ќ – стать крупным должником. “ак, если вы оказались виновником ƒ“ѕ и не имеете полиса об€зательного страховани€, пострадавший вправе в судебном пор€дке взыскать ущерб как автомобилю, так и здоровью.

Ќемаловажно, что новые лимиты выплат по ќ—ј√ќ (400-500 тыс€ч) делают его более эффективным. јдекватные водители в любом случае предпочтут застраховать ответственность, так как в общем котле расходов на среднеценовой автомобиль даже стоимость нового ќ—ј√ќ не €вл€етс€ критичной. ќднако найдетс€ энный процент маргиналов, с которых просто нечего вз€ть даже через суд, и они предпочтут не страховатьс€ вообще.

ќстальным же стоит иметь в виду, что легкое ƒ“ѕ с со средней иномаркой, у которой повреждены фара, капот, бампер и крыло, сопр€жено с ущербом пор€дка 100-200 тыс€ч рублей. » если у вас есть собственность или доход, взыскание ущерба через суд €вл€етс€ вполне реальной перспективой.

ћожно ли сэкономить на ќ—ј√ќ?

Ѕезаварийные водители коп€т скидку за ќ—ј√ќ: каждый год страховка становитс€ дл€ них на 5% дешевле, и суммарна€ скидка за безаварийность может достигнуть 50%. Ќапротив дл€ любителей бить чужие машины страховщики используютс€ повышающие коэффициенты, и максимум составл€ет 2,45 единицы. ƒл€ примера, если владелец Ford Focus в ћоскве ездит безаварийно в течение 10 лет, страховка дл€ него даже по новым тарифам составит 4941 рубл€. ¬ладелец такого же автомобил€, регул€рно попадающий в ƒ“ѕ, отдаст уже 24213 рублей – разница почти п€тикратна€!

“ерриториальный коэффициент выбираетс€ исход€ из места прописки автовладельца, причем если дл€ столиц субъектов федерации тариф может быть максимальным, то в пригороде он ниже в 1,5-2 раза. ≈стественно, никто не будет мен€ть столичную прописку ради одного ќ—ј√ќ, но те, кто переезжает из маленьких городов в мегаполисы, могут сыграть на этом факторе, не тороп€сь со сменой паспортного места жительства.

ƒл€ «подснежников» и владельцев автомобилей дл€ летнего или зимнего периода (кабриолеты, внедорожники) есть страховка на ограниченный срок, скажем, на 6 мес€цев в году. ѕравда, в этом случае скидка будет не 50%, а 30%.

Ќаконец, если еще год назад тарифы ќ—ј√ќ не зависели от страховой, то с окт€бр€ прошлого года компании могут давать скидку до 5% относительно максимального тарифа, а с апрел€ 2015 года – 17%. »меет смысл поискать «дешевую» страховую, тем более, качество ее работы в случае с ќ—ј√ќ не так принципиально, как при страховании жизни или каско. ќднако с подозрением относитесь к абсурдно дешевым полисам (скажем, за 500-900 рублей): скорее всего, это подделка, котора€ не занесена в базу данных и €вл€етс€ просто бумажкой.

ѕри этом, по нашим данным, купить ќ—ј√ќ по старой цене становитс€ все более проблематично: некоторые компании (но не все) уже сейчас отказываютс€ страховать под разными предлогами, либо предлагают новые тарифы.