Авто Город Что означают последние поправки в ПДД

Что означают последние поправки в ПДД

24 ноября 2014 года в «Российской газете» опубликованы поправки в ПДД. Наконец-то закончились мучения водителей с пропуском пешеходов: по мнению инспекторов, если пешеход появлялся на проезжей части, то водители обязаны были замереть и ждать, пока он не исчезнет из поля зрения. При этом было совершенно неважно, как далеко от автомобиля находится пешеход – хоть на другом конце города. Естественно, такая точка зрения приводила к злоупотреблениям со стороны ГАИ.

С 29 ноября 2014 года в действие вступает новая редакция ПДД, регулирующая движение пешеходов через дорогу и действия водителей в этот момент.

Для начала вспомним, что по определению «дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии». Из перечисленных элементов транспортным средствам разрешено движение только по проезжей части и трамвайным путям. По тротуарам, обочинам и разделительным полосам движение запрещено.

Отсюда логично вытекает новое определение пешеходного перехода: «Пешеходный переход – участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2».

Как видим, переход может располагаться только на проезжей части и трамвайных путях, поскольку на тротуарах, обочинах и разделительных полосах он не нужен.

Пункт 14.1 о нерегулируемых пешеходных переходах теперь звучит так: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода».

Напоминаю, что: «уступить дорогу (не создавать помех) – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой–либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

Осталось осмыслить новые требования к водителям, уступающим дорогу пешеходам.

  1. Пешеход, который идет по тротуару, обочине или разделительной полосе, – идет по дороге. Если ему предстоит вступить на нерегулируемый пешеходный переход, то есть переступить границу проезжей части или трамвайных путей, то он имеет право в этот момент и далее не менять направление и скорость движения, и водитель обязан уступить ему дорогу.

  2. Если пешеход не изменил ни направления, ни скорости при переходе дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, то нарушения со стороны водителя нет.

  3. Если пешеход границу проезжей части или трамвайных путей не переступил, то нарушения со стороны водителя нет. В частности, если пешеход стоит на тротуаре, обочине или разделительной полосе, то обязанности уступать дорогу у водителя не возникает. Трамвайные пути из этого списка отныне исключены, и пешеходу, стоящему на них, дорогу надо уступать.

Водители по-прежнему будут обязаны пропускать всегда и везде:

  • слепых пешеходов;

  • детей, идущих к школьному автобусу или от него.

При этом само понятие «пропустить» по ПДД оставляет главенство в ситуации за водителем, и подразумевается, что ни слепые пешеходы, ни дети не в состоянии отвечать за свои действия. Вся ответственность за безопасность детей и слепых перекладывается на водителя. Для всех остальных людей, пересекающих дорогу, термин «Уступить дорогу пешеходу» означает лишь закрепление приоритета в конкретной ситуации за пешеходом. Другими словами, если траектория движения пешехода по переходу и траектория движения автомобиля пересекаются как в пространстве, так и во времени, пешеход имеет право пройти первым. И пешеход в момент перехода участвует в оценке ситуации и принимает решения, и, соответственно, несет ответственность за свои действия. Именно здесь и заложен глубинный смысл внесенных поправок.

Например, пешеход дожидается, когда автомобиль подъедет близко к переходу, а затем резко перебегает перед ним дорогу. Ранее вся ответственность за последствия таких действий лежала на водителе. Теперь ответственность за непредсказуемость своих действий пешеход несет наравне с водителем.

Выделю еще три момента в поправках, которые напрямую касаются водителей.

1. Обгон на пешеходных переходах отныне запрещен. Если на двухполосной дороге вы кого-то обогнали в зоне перехода, то независимо от того, был на переходе пешеход или нет, или готовьте 5000 рулей, или готовьтесь стать пешеходом на срок от четырех до шести месяцев по ч. 4. ст. 12.15 КоАП.

У нас полно заросших травой «мертвых переходов». Например на улице 32-ой годовщины Октября в Челябинске таких переходов несколько. На них и пешеходы-то никогда не появлялись, но формально отныне на них обгон запрещен.

2. С 1 июля будущего года пешеходы вне населенного пункта обязаны носить стикеры. Теперь ими нужно будет обзавестись и каждому водителю, поскольку в случае любой остановки (вынужденной, преднамеренной или остановке при ДТП) водитель превращается в пешехода. Наиболее уместно купить световозвращающий жилет и возить его с собой.

Конечно, как за отсутствие аптечки или знака инспекторы наказывать не будут, но в случае, например, ДТП прибывший наряд полиции запросто может штрафануть бегающих в темноте на месте аварии водителей за отсутствие стикеров. И это касается не только участников ДТП, но и водителей, решивших им помочь.

При ДТП вне населенного пункта с пешеходами, у которых не было световозвращателей, часть вины с водителя будет снята.

3. Велосипедистам и водителям мопедов запретили движение по пешеходным переходам. Хочешь пересечь дорогу – спешивайся. Правило разумное, так как водители предполагают, что на переходе появляются только пешеходы, которые передвигаются достаточно медленно. Непредсказуемое появление велосипедов или мопедов на переходе приводило к аварийным ситуациям.

В заключении напоминаю, что пешеходы на дороге непредсказуемы. Не ждите от них хоть какого-то проблеска сознания в оценке дорожной ситуации – благодаря многим факторам и в том числе предыдущей редакции ПДД они отвыкли это делать.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем