2 июля четверг
СЕЙЧАС +23°С

«Отвертка» – выбор автопрома?

На прошлой неделе в Набережных Челнах с конвейера сошел тысячный малотоннажный грузовик Mitsubishi Fuso Canter. Причем сборочная линия этих автомобилей была запущена всего год назад в рамках совместного предприятия ОАО «КамАЗ» и...

Поделиться

На прошлой неделе в Набережных Челнах с конвейера сошел тысячный малотоннажный грузовик Mitsubishi Fuso Canter. Причем сборочная линия этих автомобилей была запущена всего год назад в рамках совместного предприятия ОАО «КамАЗ» и Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation (MFTBC). Такие сроки в наращивании производства стали возможны только благодаря принципу крупноузловой сборки. Так может вот оно, решение проблемы отечественного автопрома? Тем более, что генеральный директор «Фузо КамАЗ Тракс Рус» Альберт Ягудин считает такой способ производства машин наиболее современным, выгодным.

Не секрет, что к российским автомобилям у наших потребителей отношение, мягко говоря, недоверчивое. Их, с одной стороны покупать не хотят, однако, с другой – лидеры продаж все те же ругаемые на всех углах «Лады» и чадящие выхлопом КамАЗы.

Почему так происходит?

Одним из главных факторов здесь выступают пошлины на иномарки. В результате, при сравнении цен «одноклассников», наши машины в любом случае оказываются дешевле. Однако, повышение пошлин на новые и подержанные иномарки не что иное, как решение проблем за счет покупателей. В то же время тарифный метод блокировки импортных производителей приводит только к росту цен на отечественные автомобили: конкуренции-то нет. Есть, правда, и другая сторона медали – вступление России в ВТО. В связи с этим планируется в течение семи лет снизить пошлины на 12-15%. Причем полностью отменять пошлины на иномарки никто не собирается. Об этом свидетельствует протокол подписания российско-американских переговоров по вступлению в ВТО. Естественно, снижение пошлин на иномарки ударит по отечественному автопроизводителю. Получается, что за семь лет, обозначенных для снижения ввозной пошлины, российскому автопрому придется серьезно подтянуть свой ресурс, чтобы стать конкурентоспособным.

Успеют? Вряд ли. Как показывает практика, ни критика в адрес качества выпускаемой продукции, ни денежные вливания отечественным автомобилестроителям серьезно не помогают. Им проще запретить конкурентов. Как, например, сделал тот же КамАЗ, который потребовал от своих дилеров не продавать китайские автомобили. Возможно, что такие меры может предпринять и АвтоОВАЗ. Ведь множество дилеров Lada также продают автомобили-конкуренты и, в первую очередь, китайские. Так как основным акционером КамАЗа является государство, не исключено, что нападки на дилеров укладываются в русло государственной политики.

Экономическое давление осуществляется и на японские подержанные автомобили, успешность которых на Востоке и в Центре Российской Федерации сравнима с резким стартом китайских авто в столице и в западной части РФ.

Таким образом, судя по примененным в адрес китайцев мерам, можно сказать, что на данный момент российский автопром все еще не способен к честной конкуренции с зарубежными автопроизводителями и ставку делает не на улучшение технологий производства, а на административный ресурс и жесткую приказную политику. В этих условиях сборка иномарок на территории России становится единственным выходом из сложившейся ситуации в условиях, когда строительство новых или модернизация старых автомобильных заводов просто невозможны.

Таких проектов сегодня великое множество. Это и калининградский Hammer, и таганрогский Hyundai, и «АвтоФраМос» с производством Renault Logan, и проекты «Северсталь-авто» со сборкой Ssang Yong, FIAT и Stadco, и многие другие.

Следует заметить, что весь прошедший год компания «Фузо КамАЗ Тракс Рус» не только наращивала темпы и объемы сборки автомобилей, но и развивала дилерскую сеть, а также работала над улучшением качества послепродажного обслуживания. Благодаря проведенной работе, компания усилила свои позиции на рынке и теперь занимает второе место среди японских производителей на Российском рынке в своем сегменте.

Из всего этого видно, что желание производить свои автомобили в России есть практически у любого крупного зарубежного автопроизводителя. И следует сказать, что такая практика дает впечатляющие результаты. Преимущества на лицо: производитель перемещается ближе к возможному потребителю и расходы на таможенные платежи становятся значительно ниже.

«Совместное предприятие на площадях «КамАЗа» – это яркий пример современной организации сборочного производства автомобилей, – сказал на церемонии выпуска тысячного грузовика Fuso генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин. – Мы уверены, что симбиоз японского качества и основательности, немецкой дисциплины и порядка, подкрепленный нашей камазовской целеустремленностью, принесет весомые плоды. Бизнес «Фузо КамАЗ Тракс Рус» имеет большое будущее».

Заметим, что для «КамАЗа» это не первый опыт совместного производства. Пару лет назад немецкий автомобильный концерн «Даймлер», выпускающий автомобили «Мерседес», уже начал работать совместно с челнинским автогигантом с целью производства грузовых автомобилей марки «Мерседес».

«Руководство «КамАЗа» удовлетворено первыми успехам предприятия, созданного совместно с нашими партнерами в рамках стратегического сотрудничества с ведущим глобальным производителем – концерном «Даймлер», – заявил Когогин. – Мы рассматриваем продукцию «Фузо КамАЗ Тракс Рус» как наиболее качественное дополнение нашей продуктовой линейки на российском рынке».

Аналитики предупреждают, что такое развитие событий нам не подходит. «Так скорее могут поступать страны, которые ранее не выпускали никакой технически сложной продукции, а потом вдруг решили начать ее выпуск, – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – У России есть огромный опыт производства самых сложных машин и механизмов, есть инженерный и конструкторский потенциал, научные знания и интеллектуальная собственность, поэтому нам просто напросто не к лицу производить отверточную сборку автомобилей. К тому же наши власти достаточно ясно выразили свое отношение к отверточной сборке, ограничив срок ее действия для иностранных автопроизводителей, собирающихся работать в России».

По мнению эксперта, для первичного запуска производства, отверточная сборка вполне подходит, но потом все заводы должны от нее отказаться и должны увеличить локализацию производимой продукции, начав производить и закупать в России большую часть комплектующих.

Мнение руководства «Фузо КамАЗ Тракс Рус», тем не менее, несколько иное. «Я считаю, что привлечение сильных стратегических партнеров – наилучший способ развития отечественного автопрома, – пояснил в интервью 116auto.ru генеральный директор «Фузо КамАЗ Тракс Рус»Альберт Ягудин. – А развивать его безусловно надо – это такая отрасль, которая тянет за собой огромное количество других производств и, соответственно, дает рабочие места. Для государства, естественно, выгодна не отверточная сборка, а локализация компонентов на собственной территории. Новый режим промсборки на это и направлен: установка сложных компонентов, таких как двигатель или КПП российского производства. Сейчас автомобиль практически полностью состоит из импортных деталей, а программа локализации находится пока на рассмотрении акционеров».

По словам Ягудина, на мощностях завода в две смены можно производить 7000 автомобилей в год. Сборка машин ведется не конвейерным методом, как на КамАЗе, а поточно-постовым, то есть из готовых узлов. Однако, как заверил Ягудин, это первый этап, до первых серьезных объемов.

Руководство совместного предприятия все больше обращает внимание не на политику производства собственных, а на качество автомобилей, произведенных совместно с иностранцами. «Приоритетом нашей деятельности является соблюдение высоких стандартов качества японских автомобилей и обеспечение квалифицированного послепродажного сопровождения и обслуживания клиентов, – заявляет Альберт Ягудин. – На протяжении всего первого года мы успешно решали эти задачи. И я с уверенностью могу сказать, что мы предлагаем российским потребителям действительно качественный продукт».

Ну а что касается иностранных партнеров, то для них первая цель – занять, застолбить рынок. «Для компании Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation выход на российский рынок – важный стратегический шаг, – отметил первый вице-президент компании Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation Кай-Юве Зайденфус. – Сейчас, по прошествии года с момента старта производства автомобилей Mitsubishi Fuso CANTER в России, мы видим большой потенциал самого рынка, который в дальнейшем может стать одним из крупнейших в мире. И мы видим большие возможности для собственного развития, в основе которого лежат сильная поддержка нашего партнера».

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!