Авто ESP на бездорожье: помощь или якорь

ESP на бездорожье: помощь или якорь

Тестируем «УАЗ-Патриот» с ESP и блокировкой дифференциала в коварных условиях.

«УАЗ-Патриот» после рестайлинга обзавелся новой опцией – системой стабилизации, причем не абы какой, а вполне современной, Bosch девятого поколения. То, что «Патриоту» она необходима, мы убедились давно, поскольку шасси в критических режимах склонно к заносу, ловить который на «Патриоте»... не дай бог. Но как система стабилизации влияет на проходимость?

В терминологии УАЗа система стабилизации называется электронной блокировкой дифференциалов, что недалеко от истины

Мы провели несложный тест: загнали обновленный «Патриот» в карьер и попробовали озадачить его разными способами. Сначала нашли под снегом холм и сымитировали диагональное вывешивание. С отключенной системой стабилизации «Патриот» застрял азбучным образом: левое переднее и правое задние колеса плюются снегом, машина стоит.

Активируем ESP. Под хруст и аплодисменты «Патриот» без всякого разгона и раскачек въезжает на бугор, одолевая его. Вывод первый: в ситуациях, когда сцепление колес неравномерно из-за особенностей грунта или рельефа, ESP позволяет нагрузить те шины, что имеют лучший зацеп.

Классика жанра – «диагональные» колеса буксуют, забирая на себя всю мощность

К слову, мое знакомство с «Патриотом» в 2005 году началось в этом же карьере и началось, между прочим, с диагонального вывешивания, которое заставило нас искать грузовик и трос, а когда никто не остановился – спасаться врукопашную.

У обновленного «Патриота» помимо ESP есть еще один девайс для борьбы с диагоналкой – блокируемый задний дифференциал (опция за 29 тысяч рублей). Для его активации нужно включить шайбой понижайку, а затем нажать соответствующую кнопку. Повторяем трюк с застреванием, блокируем дифференциал и... Эффект примерно тот же, что от работы ESP: правда, начальный рывок с места получается резче, но затем тяга дозируется плавнее. ESP же сдергивает машину мелкими рывками.

Блокировка заднего дифференциала – кнопкой около шайбы управления полным приводом и только после включения понижающего ряда в трансмиссии

В одной из попыток мы закопались настолько, что «Патриот» не мог выбраться уже ни с включенной ESP, ни с «залоченным» диффом. И здесь его поведение разнится: при буксовании электроника душит мотор и колеса, умерщвляя машину, а если же заблокирован дифференциал – автомобиль продолжает «окапываться», пока давишь газ. Что лучше? Зависит от ситуации. Если есть шанс прокопать до тверди перед тем, как машина ляжет на брюхо, наверное, лучше положиться на блокировку. Но когда машина попросту тонет в снегу, ESP поможет не усугублять процесс лишней пробуксовкой колес.

Однако там, где важны инерция и кавалерийский нахрап, ESP может оказать медвежью услугу, задушив мотор в момент, когда от него нужна максимальная отдача.

При попытках ехать внатяг по горке ESP иногда душит мотор чересчур рьяно

Это подтверждает следующий тест на умеренно крутом склоне. При попытках заехать внатяг буксующие колеса провоцируют электронику, она мучает тормоза, автомобиль теряет ход и останавливается в метре от победы. С отключенной ESP даже без блокировки задка «Патрик» влетает под визг шин, но...

Но попытки повторить трюк приводят к ровно обратному результату. Раскатанный склон становится неоднородным: с одной стороны – чистый лед, с другой – проступила земля. И едва появляется зацеп, пусть однобокий, включение ESP выручает – для одоления склона «Патриоту» достаточно лишь пары рабочих колес.

На закуску, горка покруче. Въехать на нее без разгона не удалось ни с ESP, ни с блокировкой заднего моста. А с разгоном все три способа (ESP on, ESP off, Lock) увенчались успехом в равной степени. И все-таки я бы предпочел въезжать с ESP, потому что это проще и безопаснее: ухабистый склон дестабилизирует машину в самом конце подъема, и с отключенной электроникой приходится точнее дозировать газ и активно подруливать. ESP пусть не исключает рулежки, но все же страхует от опасного соскакивания с траектории, а заодно позволяет меньше отвлекаться на дозирование газа – давишь себе и давишь.

Если на подъемах помогала ESP, то на спусках – многоканальная ABS

Вывод третий: ESP снижает нагрузку на водителя там, где машина норовит пуститься в пляс.

И, наконец, общее резюме. Определенно, система стабилизации не испортила «Патриот», и применять ее можно в том числе для улучшения проходимости. Она нивелирует разницу в сцеплении колес, а попутно выравнивает автомобиль в ситуациях, когда чересчур быстрая езда приводит к его дестабилизации. Тем не менее иногда ее нужно отключать, например, если хотите проехать грязевую лужу с ходу под избыточным газом. Иначе, неровен час, заботливая ESP остановит вас аккурат в середине путешествия.

Из минусов ESP – повышенный износ тормозных колодок и цена. Установить ее за доплату в базовый «Патриот» нельзя, а минимальная стоимость комплектации с ESP – более 1 млн рублей.

Но если добавить в уравнении склонность «Патриота» к заносам на обычных дорогах, ESP для него поважнее единого топливного бака и мультимедийной системы.

Наличие ESP в целом улучшает проходимость «Патриота», в первую очередь за счет борьбы с диагональным вывешиванием

Благодарим компанию «Автоальянс» за помощь в подготовке материала.

Артём Краснов
Фото: Фото Дмитрия Сиваша
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем