ак на салазках

—амый попул€рный сценарий зимнего ƒ“ѕ — наезды на преп€тстви€ из-за неспособности водителей оценить тормозной путь. ј зимой он не только увеличиваетс€, но и сильно зависит от покрыти€.

јвтор этого видео стал заложником чужой ошибки. Ћетом он избежал бы ƒ“ѕ, зимой же тормозного пути не хватило, а попытка уйти на заснеженную разделительную полосу лишь усугубила последстви€. Ќет ничего зазорного, если в подобных ситуаци€х вы тормозите превентивно, едва угроза по€вилась в поле зрени€.

ѕровокаторы таких аварий часто переоценивают нашу возможность остановитьс€. ќднако подобные сценарии нужно иметь в виду, и как минимум выдерживать скорость, котора€ позволит вам затормозить при по€влении столь очевидных угроз, как Touareg на видео выше.

»мейте в виду и еще одну особенность: при интенсивном торможении автомобиль часто отказывает поворачивать. ¬недрение јЅ— отчасти решило эту проблему, но не стопроцентно: машина с работающей јЅ— поворачивает неохотно и рывками. Ќа видео выше виновник рефлекторно повернул руль, но машина продолжила плужить по пр€мой.

’орошим способом почувствовать предел возможностей автомобил€ зимой — на безопасном участке дорог попробовать затормозить до срабатывани€ јЅ— или блокировки колес. Ёто позволит пон€ть уровень сцеплени€, а если оно крайне низкое, перенастроит ваш мозг на более деликатный стиль вождени€. Ѕывает, даже черный с виду асфальт провоцирует истерику јЅ—, стоит прожать педаль тормоза на треть.

— зимним асфальтом вообще нужно быть осторожнее: используемые в –оссии реагенты (например, на основе хлористого кальци€) хоть и растапливают лед, делают само покрытие очень скользким в течение нескольких дней.

Ётот водитель в услови€х плохой видимости €вно недооценил скользкость почти мерзлого асфальта. ќбратите внимание, как истерично работает јЅ—.

 стати, о ней. ¬опреки рожденному в 90-х стереотипу, јЅ— не сокращает тормозной путь, вернее, не на всех покрыти€х. ≈е главное назначение: сохранить управл€емость машины при экстренных маневрах. Ќо на рыхлом снегу или неоднородных покрыти€х јЅ— нередко увеличивают тормозной путь в совершенно неожиданной дл€ водител€ манере.

—мертельна€ заносчивость

¬ рейтинге причин т€желых ƒ“ѕ безусловный лидер – это занос.

√лубокий занос не только не подконтролен водителю, но еще и выставл€ет автомобиль под невыгодным углом к преп€тстви€м и нередко выбрасывает его на встречную полосу.

«аносам и борьбе с ними мы посв€щали отдельный материал, однако напомним основные моменты. «анос может возникнуть на практически любом автомобиле: не только на заднеприводном, как думают иногда. ≈го провоцирует сочетание высокой скорости и активных действий рулем, причем соотношение этих факторов может быть разным. „ем быстрее двигаетесь, тем аккуратнее должны быть ваши действи€ рулем и педал€ми. «анос нередко развиваетс€ в совершенно безобидных ситуаци€х, например, таких.

Ќаиболее благопри€тные услови€ дл€ заноса, как правило, возникают во врем€ зимних обгонов.

ѕомимо резких движений рулем, развитию заноса способствует торможение, из-за которого разгружаютс€ задние колеса.

» особенно внимательными нужно быть на дорогах с €вно выраженной колейностью: неравномерность покрыти€ и кра€ колеи очень способствуют дестабилизации автомобил€.

ћожно ли отловить автомобиль в заносе? ѕри должном опыте или удаче — можно, но на практике это получаетс€ нечасто. ѕроблема с заносом не в том, чтобы выполнить пресловутое контрвращение рул€. √лавное — сделать это нужно очень точно и очень воврем€, а затем не забыть вернуть руль в нулевое положение, чтобы избежать «хлыста». Ќа практике большинство водителей распознают скольжение поздно, когда точка невозврата уже пройдена. Ѕорьба с заносом приводит к ма€тниковой раскачке, а третий мах, как известно, не ловитс€.

Ћучшим технические средством от заноса €вл€етс€ система стабилизаци€ (ESP). ¬прочем, и ее возможности переоценивать нельз€, потому что ESP не отмен€ет законы физики, а помимо заносов есть еще...

ѕрочие сюрпризы

Ќапример, снос — в отличие от заноса в скольжение уходит не задн€€ ось, а передн€€. —нос считаетс€ менее опасным €влением, поскольку удар, как правило, приходитс€ в переднюю часть автомобил€, а это все же безопаснее, чем напоротьс€ на преп€тствие боком. Ќо при€тного тоже мало.

ѕри сносе автомобиль нередко едет по пр€мой, а попытки водител€ посильнее вывернуть руль лишь усугубл€ют последстви€ — напротив, чтобы купировать снос, как правило, нужно убавить поворот рул€, дав передним колесам зацепитьс€. “акой алгоритм действий абсолютно не интуитивен, поэтому большинство водителей не умеют боротьс€ со сносами.

¬озникнуть снос может практически на любой машине, и далеко не все типы систем стабилизации борютс€ с ними. ќсновна€ причина сноса — это попытка зайти в поворот на слишком высокой дл€ данных условий (покрыти€, шин и т. д.) скорости.

«имой дороги сужаютс€ из-за снежных брустверов, а колеи имеют свойство бросать машину под встречный транспорт. ¬ некоторых случа€х при встречном разъезде лучше прижатьс€ правее и снизить скорость или даже остановитьс€. Ќо, кстати, опасайтесь рыхлых обочин и сугробов — они имеют свойство «засасывать» автомобиль.

» уж тем более не стоит использовать брустверы, как летние обочины: сугробы мстительны.

¬ажно учитывать и неважную видимость зимой. «накома€ дорога — вовсе не гаранти€, что за границей света фар нет сюрпризов.

 ак не попасть в зимнее ƒ“ѕ

  1. Ќе увлекайтесь скоростью. –азрешено 60, но комфортна€ скорость — 40 км/час? ≈зжайте 40 и пусть шибко шустрые подождут. Ќе исключено, ждать они будут приезда √»Ѕƒƒ.
  2. ƒействуйте плавнее. «има — заносчива€ королева и очень не любит резкостей в свой адрес. ƒелайте все заранее и без лишней нервозности.
  3. „увствуйте предел. ¬ каждый момент времени учитывайте состо€ние полотна и видимость. ”читывайте колейность, накат перед светофорами, черный лед и прочие неожиданности. ƒелайте выводы из ошибок.