Ћегкий электроскутер имеет складную конструкцию. ѕроект UJET инициирован компанией OCSiAl, котора€ входит в портфель –оснано
Ћегкий электроскутер имеет складную конструкцию. ѕроект UJET инициирован компанией OCSiAl, котора€ входит в портфель –оснано

„то такое смартджет

Ёто разновидность электроскутера с мотором мощностью 4 к¬т, массой около 40 кг и пробегом на зар€дке до 150 км.

—оздатели упирают на два главных плюса. ¬о-первых, UJET можно сложить и катить за собой наподобие чемодана, аккумул€тор же и вовсе съемный: так его можно подзар€дить, а заодно снизить риск кражи скутера. ¬о-вторых, по за€вкам производител€, он €вл€етс€ наиболее экономичным транспортом из когда-либо изобретенных и по удельным затратам энергии на перемещение одного пассажира превосходит и автобусы, и метро, и даже велосипеды.

Ќесмотр€ на российские корни, аппарат создавала интернациональна€ команда: идеи — российские, инжиниринг — немецкий, дизайн — италь€нский, маркетинг — французский.

ќдна из особенностей смартджета: колеса без ступиц и электромотор массой менее 2 кг, вмонтированный пр€мо в обод
ќдна из особенностей смартджета: колеса без ступиц и электромотор массой менее 2 кг, вмонтированный пр€мо в обод

Ёхо «®-мобил€»

„ита€ о смартджете UJET, невозможно избавитьс€ от ассоциаций с «®-мобилем», который тоже щегол€л забористым брендом и озадачивал щедростью «предвыборных обещаний».

” истоков проекта UJET стоит компани€ OCSiAl (входит в портфель –оснано), специализаци€ которой — производство углеродных нанотрубок. Ќанотрубки — один из самых прочных материлов, который в чистом виде превосходит по удельной прочности сталь примерно в 20 раз. Ќит€ми, сплетенными из таких трубок, армируют пластиковые компоненты.

ѕроект UJET зародилс€ в качестве витрины достижений «нанотрубщиков»: отдельные части UJET сделаны из полипропилена, армированного углеродными трубками. ѕримен€етс€ материал и в других компонентах смартджета, например, в шинах, а со временем — и в аккумул€торах.

ѕо мобильности UJET близок к велосипедам, по динамике и пробегу на одной зар€дке — к скутерам
ѕо мобильности UJET близок к велосипедам, по динамике и пробегу на одной зар€дке — к скутерам

¬место классической дл€ скутеров подвески UJET использует резинометаллические торсионы, электромоторы встроены в ободы бесспицевых колес, а сиденье и аккумул€тор €вл€ютс€ единой съемной деталью, выполненной в виде чемодана с ручкой.

ѕробег на одной зар€дке за€влен на уровне 70—150 км в зависимости от батареи, что позвол€ет дистанцировать UJET от более легких электровелосипедов, которые обычно проезжают на зар€дке до 30-50 км.

ƒл€ идентификации владельца используетс€ смартфон, в сам скутер интегрированы все телекоммуникационные платформы, плюс ко всему — голосовое управление.

“ри года назад мы тестировал один из самых креативных видов персонального транспорта — моноколесо массой 11 кг, которое позвол€ет ездить скоростью неспешного бега и даже перепрыгивать преп€тстви€. Ќо дл€ этого нужна сноровка
“ри года назад мы тестировал один из самых креативных видов персонального транспорта — моноколесо массой 11 кг, которое позвол€ет ездить скоростью неспешного бега и даже перепрыгивать преп€тстви€. Ќо дл€ этого нужна сноровка

“ак ли нов UJET

≈сли закрыть глаза на технический креатив, жизнеспособность которого пока не подтверждена, UJET €вл€етс€ промежуточным вариантом между электроскутерами и электровелосипедами.

“ема отнюдь не нова, и, например, в  итае поголовье электробайков превышает 200 млн единиц. «ачастую они легче, чем UJET, что облегчает переноску, поэтому сам по себе акцент на низкую массу нельз€ считать безапелл€ционным достоинством.

¬ –оссии электробайки непопул€рны, потому что у нас велосипед — средство досуга и фитнеса, а не транспорт. Ќо в  итае такие аппараты пользуютс€ бешеным спросом
¬ –оссии электробайки непопул€рны, потому что у нас велосипед — средство досуга и фитнеса, а не транспорт. Ќо в  итае такие аппараты пользуютс€ бешеным спросом

—оздатели UJET делают упор на сочетание плюсов электровелосипеда и скутера. Ќо оправданность таких за€влений будет пон€тна после реальных тестов, которые подтверд€т пробег в 100+ км на одной зар€дке и значительно лучшую динамику, чем у электровелосипеда.

ѕри этом необходимость в столь долгих пробегах дл€ скутера не вполне очевидна: 30 километров, что способен проехать на электрот€ге велосипед или гироскутер, вполне достаточны дл€ ежедневных разъездов. ≈хать же в соседний город на UJET решитс€ не каждый.

 омпани€ Segway — один из попул€ризаторов идеи персонального электротранспорта, сегодн€ предлагает широкий ассортимент гироскутеров и электровелосипедов
 омпани€ Segway — один из попул€ризаторов идеи персонального электротранспорта, сегодн€ предлагает широкий ассортимент гироскутеров и электровелосипедов

ѕерспектива есть

» все же UJET не безнадежен, потому что рынок дл€ таких аппаратов существует: вз€ть хот€ бы ёго-¬осточную јзию и ≈вропу, котора€ одержима грезами о «зеленых» видах транспорта. ѕродажи UJET начнутс€ в европейских странах от ћонако до √ермании, затем на очереди јзи€, о перспективах в –оссии пока не сообщаетс€.  ритиковать UJET за непригодность к зимней эксплуатации нельз€ — он дл€ нее не предназначен. Ќо даже в ≈вропе, не говор€ о  итае и “аиланде, на таких аппаратах езд€т по 9 мес€цев в году.

≈сли создатели подтверд€т за€вленные показатели, смартджет станет удачным компромиссом между более громоздкими электроскутерами и небыстрыми электровелосипедами.

—прос на подобный транспорт могут усилить «зеленые» европолитики, под давлением которых несколько стран ≈вропы (√ермани€, Ќорвеги€, ƒани€, Ѕритани€) уже покл€лись отказатьс€ от классических машин с ƒ¬— к 2030–2040 годам. ¬ целом смартджет выгл€дит удачным форматом дл€ одного из видов транспорта будущего.

» не забудем основную цель проекта: продемонстрировать плюсы материалов на основе углеродных нанотрубок.

—мартджет или Є-джет?

ќдного технохайпа недостаточно: многое зависит от цены издели€, а она вызывает икоту — от 7900 до 8500 евро! Ёто больше, чем в ≈вропе прос€т за базовый Renault Sandero, не говор€ о более очевидных конкурентах, вроде гироскутеров и классических мопедов.

Ќеудивительно: технический креатив плохо вли€ет на себестоимость из-за невозможности использовать массовые компоненты. јрмированные углеродом пластики пока слишком дороги дл€ массового производства, поэтому в автопроме используютс€ преимущественно в автоспорте, в ограниченных объемах — дл€ производства премиальных автомобилей, например, BMW 7.

»ллюзий нет: продукт сразу позиционируетс€, как премиальный, и успех продаж будет зависеть оттого, станет ли он элементом лайфстайла, как те же айфоны, на которые люб€т равн€тьс€ создатели смартджета.

√одовой объем выпуска - 32 тыс€ч смартджетов. ¬роде бы в одном только  итае продаетс€ по 10 млн подобных аппаратов в год, но цена сразу отсекает рынки, вроде китайского.

≈сть и вопросы к технической части, например, масса наиболее емкой батареи — 17 кг, то есть больше, чем у автомобильного аккумул€тора. ћного ли найдетс€ желающих переть на себе 17 кг дл€ регул€рной подзар€дки? ¬прочем, развитие электрозаправок в ≈вропе может нивелировать эту проблему.

“ем не менее пожелаем проекту удачи, если не в коммерческом плане, то хот€ бы в научно-прикладном: отточив технологию массового производства деталей, армированных нанотрубками, можно найти им массу применений и помимо складных мопедов.

¬ерите ли вы в проект UJET?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Ёто прорыв
  • “рудный, но реализуемый
  • ѕолна€ профанаци€
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€