ќтставка Ѕу, новые «Ћады» и бешеное ќ—ј√ќ. „ем запомнилс€ 2016 год

Lada X-Code, показанна€ на ћћј—-2016, — это прототип нового хетчбэка-кроссовера, который сменит Lada Kalina

ќ—ј√ќ

Ќачнем с ќ—ј√ќ. јвтогражданка не сходила с первых полос весь год. Ќачалось все с робких сообщений о том, что страховые выплаты стали расти быстрее сборов. Ћетом проблема материализовалась в виде дефицита полисов в р€де регионов. ј еще по€вилось новое слово-паразит — «черные автоюристы». »менно их страховые назначили виновниками убыточности ќ—ј√ќ.

ѕосле такой арт-подготовки страховые перешли в наступление, активно лоббиру€ очередную реформу ќ—ј√ќ. ќсновной вектор атаки — переход к «натуральному ќ—ј√ќ», когда денежна€ выплата замен€етс€ ремонтом пострадавшего автомобил€. —истема может заработать уже 1 марта 2017 года.

¬ качестве альтернативы — радикальное удорожание страховки. Ќе исключено, что нас ждет и «натуральное» ќ—ј√ќ, и подорожание одновременно, по крайней мере в наиболее убыточных регионах („ел€бинска€, ћурманска€, јрхангельска€, ¬олгоградска€ области, Ѕашкортостан и т. д.).

Ёто конец ќ—ј√ќ

Ќа этом фоне активизировались распространители поддельных полисов ќ—ј√ќ, а некоторые автомобилисты предпочли не покупать страховку вообще. ¬ласти отреагировали инициативой провер€ть наличие ќ—ј√ќ с помощью камер видеофиксации, однако иде€ пока не реализована. ѕредлагалось также серьезное (до трех раз) удорожание полисов дл€ систематических нарушителей ѕƒƒ и внедрение дорогих полисов с расширенными лимитами выплат.

— окт€бр€ об€зательным стал полис ќ—ј√ќ нового образца.

ќтставка Ѕу, новые «Ћады» и бешеное ќ—ј√ќ. „ем запомнилс€ 2016 год

 амеры видеофиксации

ќни работают не первый год, но именно в 2016 году дали максимальное количество инфоповодов. ѕричина тому увеличение количества и разнообрази€ камер. ≈сли раньше они сто€ли в предсказуемых местах и провер€ли в основном скорость, то в последние годы резко выросла численность камер, способных различать с дюжину нарушений.

ѕри этом полезли детские болезни системы видеофиксации.  амеры принимали тень машины за сам автомобиль, штрафовали авто на эвакуаторе, наказывали за проезд перекрестка по требованию инспектора ƒѕ— и т. д. –азвилс€ и новый вид мошенничества — «клонирование» автомобилей (езда с подложными номерами).

FAQ: как обжаловать штраф с камер

»зменени€ ѕƒƒ и  ојѕ

јктивность депутатов в области автомобильного законодательства оказалась беспрецедентной: новые инициативы по€вл€лись чуть ли не каждую неделю.

Ћетом в ѕƒƒ по€вилс€ запрет на опасное вождение, однако законотворцы так и не сумели придумать наказание, поэтому запрет остаетс€ формальным.

≈ще в начале года депутаты задумались о реформе требований к детским перевозкам, запретив бустеры и прочие устройства, кроме кресел. ќднако в законопроекте было и важное послабление — дл€ детей старше 7 лет детские кресла становились рекомендательными. »нициатива пока не прин€та.

—ерьезные дискуссии вызывало предложение штрафовать водителей по запис€м с любительских камер и видеорегистраторов, причем соответствующие изменени€ сформулировали ћинкомсв€зи и ћ¬ƒ. »нтересно, что во втором случае предлагалось не просто штрафовать водителей по видеозапис€м, но и лишать их прав.

¬ первом чтении был одобрен законопроект, предполагающий лишение прав за три нарушени€ из списка.  о второму чтению перечень сократ€т: в частности, из него должны исчезнуть непропуск пешехода и нарушени€, св€занные с поворотом налево.

ѕродолжаютс€ законотворческие фрустации по поводу тонировки: предлагалс€ и большой штраф, и даже лишение прав, однако пока наказание остаетс€ прежним — 500 рублей.

Ѕольшое внимание удел€лось пь€ным водител€м. ¬есной была ужесточена процедура медосвидетельствовани€, например, отныне тест на наркотики проход€т все водители, даже если изначально их подозревают в алкогольном опь€нении. ќбсуждалось также предложение помещать машины алконавтов на штрафсто€нку и возвращать после внесени€ залога в 30 тыс€ч рублей, которые пойдут на оплату штрафа в случае признани€ водител€ виновным.

—кидки на штрафы

¬первые проблему собираемости штрафов попытались решить не карательными мерами, а поощрительными: с начала года водители могут оплачивать штрафы с 50-процентной скидкой в течение 20 суток с момента выписки постановлени€ (кроме повторных и серьезных нарушений, вроде пь€ной езды).

 ак мы ловили скидку на штраф

 ак и все новое, система заработала не сразу. ¬ начале года платежные системы отказывались «видеть» скидку. ѕозже на передний план вышла друга€ бол€чка — штрафы-невидимки. Ќевозможность узнать дату выписки постановлени€ воврем€ осложн€ла отсчет 20 «скидочных» дней.

–ыночный коллапс

—корее всего, 2016 год станет локальным минимумом с точки зрени€ продаж автомобилей. ѕоследний раз столь скромные результаты рынок показывал дес€ть лет назад, а с рекордного 2012 года ежемес€чные продажи упали без малого в 2 раза. ѕри этом осенью 2016 года наметилось снижение темпов падени€ продаж, а но€брь стал первым за два года мес€цем, когда они возросли, пусть и едва заметно.

÷ены на автомобили продолжали расти весь год, несмотр€ на относительную стабильность курсов валют, хот€ темпы подорожани€ все же снизились.

јвтопремьеры-2017: Solaris, Tiguan, Vesta-универсал...

Ќесмотр€ на остывание спроса, никто из крупных игроков не замораживал производства в –оссии и не уходил с российского рынка по примеру GM в 2015 году.   концу года наметилс€ даже обратный тренд, например, о возвращении к полноценной работе в –оссии за€вил SsangYong, анонсировав новую модель Tivoli.

Ќо модели уходили поодиночке: Suzuki прекратила продажи Grand Vitara, Nissan убрал Teana и Juke, Mitsubishi — ASX, Honda — Civic, Renault — Megane и Fluence. ѕокинул рынок и Ravon Matiz (бывший Daewoo Matiz) — самый дешевый автомобиль на рынке. “еперь нижнюю ценовую границу определ€ет Lada Granta ценой от 384 тыс€ч рублей.

ќтставка Ѕу, новые «Ћады» и бешеное ќ—ј√ќ. „ем запомнилс€ 2016 год

Ѕыл и обратный тренд: по€вление новых моделей, адаптированных под кризисные €влени€. “ак, Renault выпустила новый Kaptur, созданный специально дл€ –оссии, а чуть позже Hyundai вывел на рынок Creta, с первого же мес€ца продаж захватившую лидерство в сегменте кроссоверов. ј¬“ќ¬ј« начал продажи X-Ray, а Vesta сумела выйти на плановый объем продаж в 5000 машин в мес€ц, закрепившись на четвертом месте в рейтинге попул€рности.

ќтставка Ѕу, новые «Ћады» и бешеное ќ—ј√ќ. „ем запомнилс€ 2016 год

 стати, к осени 2016 года в топ-25 попул€рных моделей не осталось ни одной импортируемой: дольше других держалась Toyota RAV4, но и ее локализовали на заводе под ѕитером.

ќблавы на тюнинг и √Ѕќ

— весны 2016 года начались спецрейды √»Ѕƒƒ по вы€влению автомобилей с незаконными переделками: в черный список попали машины с тюнингом, внедорожники с кенгур€тниками и шноркел€ми, а также автомобили с √Ѕќ.

“ехрегламент “аможенного союза, требующий узаконивать модификации, заработал еще в 2015 году, однако долгое врем€ создавалась иллюзи€, что власти смотр€т на тюнинг сквозь пальцы. ќднако в 2016 году гайки решили зат€нуть.

ѕод раздачу попали и владельцы автомобилей с √Ѕќ. ѕроблема усугубл€етс€ забюрократизированностью процедуры легализации, ее формальностью и долгим сроком ожидани€.

»нструкци€: как легализовать √Ѕќ

”вольнение Ѕу јндрессона

¬еро€тно, новостью года в российском автопроме стало увольнение Ѕу јндерссона с должности президента ј¬“ќ¬ј«а — место шведа зан€л французский ставленник Renault Ќикол€ ћор. ‘ормальной причиной отставки стали низкие финансовые показатели завода в 2015 году.

ќтставка Ѕу, новые «Ћады» и бешеное ќ—ј√ќ. „ем запомнилс€ 2016 год

ѕри этом 2016 год сложилс€ дл€ ј¬“ќ¬ј«а сравнительно неплохо: рыночна€ дол€ выросла и приблизилась к целевым 20%. ќсновную прибавку дали модели, запущенные в производство Ѕу јндрессоном, Lada Vesta и Lada X-Ray, тогда как спрос на традиционные модели, вроде «ѕриоры» и « алины», продолжил падать.

ќценивать работу Ќикол€ ћора пока сложно, но как минимум нам, журналистам, не хватает харизматичного Ѕу јндрессона, который не терпел очковтирательства, устраивал публичные разносы директорам, пересаживал их на «Ћады», не бо€лс€ поставщиков и запускал новые модели точно в срок.

ќтставка Ѕу, новые «Ћады» и бешеное ќ—ј√ќ. „ем запомнилс€ 2016 год

Ёлектромобили и автопилот

≈сли отвлечьс€ от российской тематики, два главных вектора автопрома — это переход на электромоторы и активна€ работа над автопилотом. “емы не новы, однако в 2016 году наступил качественный перелом.

ѕопул€ризации электромобилей помог прошлогодний дизельный скандал с Volkswagen. ¬ итоге концерн объ€вил об изменении глобальной концепции: к 2025 году VW планирует выпустить 30 электрических моделей объемом выпуска до 1 млн в год. ѕомимо VW, в искажении экологических параметров были уличены еще несколько компаний, например Mitsubishi и Renault, причем в первом случае скандал привел к падению акций и последующей покупке Mitsubishi аль€нсом Renault-Nissan.

Ёлектромобилизаци€ перешла в политическую плоскость, и р€д стран, в частности Ќорвеги€ и √олланди€, за€вил о готовности запретить автомобили уже в 2025 году, и даже √ермани€, дл€ которой автопром €вл€етс€ важной частью экономики, планирует добровольно отказатьс€ от двигател€ внутреннего сгорани€ к 2030 году.

„то касаетс€ автопилота, то работа над подобными системами идет практически у всех крупных компаний, однако больша€ часть новостных поводов была св€зана с Tesla, котора€ продает серийные электромобили (Model S и Model X) с системой, наиболее близкой к полноценному автопилоту. ѕричем чаще всего компани€ попадала в новости по негативным поводам, в частности, много шума наделала авари€, в которой автопилотируема€ «“есла» врезалась в грузовик. ѕосле серии подобных скандалов было предложено не называть систему «“еслы» автопилотом, а лишь помощником водителю. » все же опыт американской компании показывает, что день, когда водитель сможет ловить за рулем покемонов, недалек.