јвтоюризм в ќ—ј√ќ: миф или реальность?

—траховщики: за год «черные автоюристы» принесли ущерба на 18 млрд рублей

“акие шокирующие данные по –оссии за 2015 год были озвучены на прошлой неделе в рамках круглого стола, посв€щенного проблемам ќ—ј√ќ.

«ѕричины убыточности данного вида страховани€ в “токсических” регионах страны, включа€ „ел€бинскую область, – в активности недобросовестных автоюристов, – говорит директор „ел€бинской дирекции ”ральского окружного филиала —  “—огласие” “имур ∆аппаспаев. – »спользу€ различные схемы, как легальные, так и нелегальные, они предъ€вл€ют страховым компани€м не только саму сумму ущерба, нередко завышенную, но и все сопутствующие судебные расходы, оценки экспертизы и так далее».

ѕо данным –—ј, к проблемным («токсическим») регионам по ќ—ј√ќ относ€тс€ „ел€бинска€, ¬олгоградска€, –остовска€ и ћурманска€ области, а также  раснодарский край.

ѕри этом автоюристы, по заверени€м страховщиков, нацелены не на защиту интересов автомобилистов, а на извлечение сверхприбылей. јбсолютное большинство из них, а именно 80%, прибегают к нелегальным схемам и вс€ческим махинаци€м. ≈ще 10% действуют в рамках закона. ќставшиес€ 10% пользуютс€ вс€ческими лазейками и дырами – «ход€т по грани», отмечают представители страховых компаний.

ѕо итогам 2015 года в одном из «токсических» регионов страны – „ел€бинской области – автоюристы нанесли ущерба страховым на 178 млн рублей.

јвтоюристы: страховщики завышают цифры по ущербу, преследу€ свои интересы

ѕравозащитники, занимающиес€ спорами по ќ—ј√ќ в суде, с такими нападками со стороны страховщиков категорически не согласны. Ѕолее того, они объ€сн€ют подобные жалобы желанием спихнуть на кого-то ответственность за собственные убытки, а также найти обоснование и подготовить почву дл€ введени€ очередных повышающих коэффициентов на полисы ќ—ј√ќ.

Ѕольшое сомнение у автоюристов вызывают и данные статистики, согласно которым 80% из них, по сути, €вл€ютс€ мошенниками.

«¬ подавл€ющем большинстве случаев все ситуации в спорах со страховыми компани€ми решаютс€ через суд. ≈сли бы схемы и требовани€ были незаконными, то суды как минимум отказывали в исках, – по€снил свою позицию автоюрист Ћев ¬оропаев. –  роме того, по закону выносились бы определени€ в отношении таких юристов с последующим возбуждением уголовных дел в больших количествах. ќднако, напротив, суды более чем в 90% случаев удовлетвор€ют иски автоюристов».

“е суммы денег, которые взыскиваютс€ сверх нанесенного автомобилю ущерба, по мнению юристов, в большинстве случаев также на совести самих страховщиков.

«Ёто практически в полном объеме взысканные через суд разницы в суммах между оценками страховых компаний и независимыми экспертами, а также пени, штрафы, неустойки за незаконный отказ или несвоевременность, заниженность выплат страхового возмещени€, – утверждают автоюристы. – “о есть эти деньги полностью зав€заны на неправомерных действи€х именно самих страховых».

«начит ли это, что «черные автоюристы» – миф, раскручиваемый страховыми компани€ми?

 ак не прискорбно, но нет. ƒействительно, есть недобросовестные автоюристы, которые так или иначе оставл€ют в дураках либо страховую компанию, либо пострадавшего автомобилиста.

«“акие юристы работают зачастую вне рамок правового пол€ и сами преступают закон, – говорит адвокат компании “—терлигов, “араканов и партнеры” јлександр ўербинин. – »з-за них люди, которые действительно пострадали в ƒ“ѕ, не могут получить страховое возмещение либо получают его в минимальном размере. ј “черные юристы” тем временем взыскивают убытки при отсутствии реальных ƒ“ѕ либо искусственно завышают сумму нанесенного ущерба».

¬ рамках все того же круглого стола по проблемам ќ—ј√ќ в регионе эксперты выделили несколько схем, которые используют недобросовестные автоюристы:

1. ¬ыкуп права требовани€ у участника ƒ“ѕ за 30-40% от реальной суммы нанесенного ущерба.

„еловек по€вл€етс€ р€дом с потерпевшим либо на месте ƒ“ѕ, либо в пункте оформлени€ в √»Ѕƒƒ и предлагает вз€ть все судебные т€жбы на себ€, из своего кармана заплатив при этом потерпевшему за разбитую машину. ѕравда в том, что сумма эта меньше реальной.   тому же впоследствии недобросовестный автоюрист отобьет ее в суде, а потерпевший останетс€ не у дел – на ремонт ему, скорее всего, не хватит.

2. «авышение суммы нанесенного автомобилю ущерба.

јвтоюрист привлекает к экспертизе компанию, котора€ намеренно насчитывает гораздо большие суммы ущерба. ”тверждаетс€, что тут в ход могут пустить как фотомонтаж и фальсификацию документов, так и дополнительное нанесение повреждений. Ќапример, царапина на каком-либо элементе может здорово увеличить конечную цифру, поскольку по требовани€м в таких случа€х под покраску идет весь элемент – со сн€тием, установкой, подбором цвета и самой покраской.

  слову, частично разве€ли такой способ махинаций при судах по ќ—ј√ќ сами автоюристы.

«—трахова€ компани€ всегда может попросить суд назначить экспертизу, если она не согласна с за€вленными требовани€ми, – говорит Ћев ¬оропаев. – — очень большой долей веро€тности суд такое ходатайство удовлетворит и назначит экспертизу, котора€ и установит реальный ущерб».

3. »нсценировка дорожно-транспортного происшестви€.

ќ такой схеме работы автоюристов-мошенников нам уже рассказывал адвокат јлександр ўербинин. Ќапомним, беретс€ дорогой и новый автомобиль. ѕовредив его, автоюрист через суд взыскивает со страховой не только сумму ущерба, но и утрату товарной стоимости. «атем поврежденные элементы крас€тс€ на скорую руку, после чего инсценируетс€ еще одна авари€ с аналогичными повреждени€ми. ѕроворачивать такую схему с одним и тем же автомобилем недобросовестные автоюристы могут несколько раз.

4. Ќамеренное зат€гивание сроков сбора необходимых документов, проведени€ оценки и осуществлени€ выплаты с последующим требованием неустоек.

ќтрицать, что т€жбы по ќ—ј√ќ стали прибыльным бизнесом дл€ автоюристов, бессмысленно. ≈сть мнение, что толчок к его развитию дали сами страховщики, на первых порах обижавшие своих клиентов низкими выплатами и тем самым вынуждавшие их обращатьс€ в суд.

«ќднозначно проблема “черных автоюристов” существует, она не вымышленна€. ќднако вина в возникновении данной проблемы лежит в большей степени на самих страховщиках, – подтверждает јлександр ўербинин. – »менно их политика по занижению выплат, необоснованному отказу в выплатах по страховке привела к по€влению “помощников” на данном рынке. ≈сли бы участник ƒ“ѕ знал, что он быстро и в полном объеме получит выплату по ќ—ј√ќ, то не обращалс€ бы за помощью, а взаимодействовал со страховой лично. Ќе нужны были бы независимые оценки, юристы, суды».

—ократить ущербы, наносимые автоюристами, сегодн€ надеютс€ за счет введени€ натурального возмещени€ по ќ—ј√ќ – когда ущерб будет покрыватьс€ ремонтом автомобил€, а не деньгами. —оответствующие поправки в закон об об€зательном автостраховании ћинфин планирует вынести дл€ рассмотрени€ √осдумой весной 2017 года.