Автомобильный рынок сжимается все сильнее – по итогам первых пяти месяцев мы недосчитались 47% проданных автомобилей, а это 575 тысяч или 3800 недопроданных машин в сутки! При этом в мае падение достигло 58%.
Лидеры рынка показали спад продаж в 40-50%, и аналитики считают, что тенденция продолжится – многие специальные акции действуют до конца июня, так что недели через две, не исключено, запасы прошлогодних машин подойдут к концу и цены вырастут до уровня 2009 года, а это на 20-30% больше, чем в 2008-ом.
В то же время ряд производителей начал корректировать цену на автомобили в сторону уменьшения, в частности, обновленная Toyota Camry стоит существенно дешевле предшественницы (в прошлогодних ценах). Однако к большинству скидок нужно относиться осторожно. Например, распространена такая схема: за машину стоимостью 20 тысяч долларов в прошлом году дилер заплатил порядка 500 тысяч рублей. В дни пиковых курсов доллара рублевая цена достигала 700 тысяч рублей, за которые продать прошлогоднюю машину было почти нереально. И тогда дилер оформляет разницу курсов в виде «скидки» в 100-200 тысяч рублей. То есть, по факту цена не отличается от прошлогодней (или даже выше), а скидка обусловлена предшествующим взлетом цен. Поэтому не стоит переоценивать важность таких скидок – во многом они формальны.
Курс доллара потихоньку снижается, однако машины, завезенные по новому курсу появятся в салонах, скорее всего, к концу лета, а потому июнь-июль ожидаются еще более мрачными. Однако в прошлом году в это время начал зарождаться кризис, так что постепенно база прошлого года будет снижаться и к осени мы можем увидеть позитивные тенденции.
Тем не менее, осталось несколько марок, с начала года показывающие стабильный рост продаж, и, если не брать «мелочь» (в рыночном смысле), вроде Hummer, то сегодня их две – Volkswagen (+17%) и Citroёn (+41%).Причем если по итогам мая Volkswagen начал «загибаться», то Citroёn напротив показал рекордный для себя прирос в 44%!
В чем секрет успеха? «Самое главное, это цена, – считает менеджер компании «АвтоЭксис Жулебино» (Москва) Алексей Ласточкин. – Взгляните на прайсы: при прочих равных Citroёn дешевле основных конкурентов. В условиях кризиса цена является одним из первостепенных факторов при покупке, что усугубляется отсутствием кредитов. Следующее – отсутствие очередей. Автомобили всегда есть на складах дилеров и покупателям нет необходимости ждать неделями, пока придет желаемая комплектация. Срабатывает и система скидок. Купить машину на 200 или 300 тысяч рублей дешевле выгодно для публики. Кстати, дополнительное снижение цены станет возможным после начала российской сборки французских автомобилей. То есть приходим опять к цене, к стоимости автомобиля на рынке. Часто клиенты признаются: «Мне, конечно, нравится BMW, но денег только на Citroёn». Вот и берут».
Citroёn действительно умело воспользовался кризисом для улучшения позиций: за последний год ему удалось увеличить рыночную долю почти в три раза. Цена была решающим фактором, например, зимой можно было купить Citroёn C4 в хорошей комплектации всего за 450 тысяч рублей, что идентично стоимости аналогичной комплектации бюджетных автомобилей, вроде Chevrolet Lacetti. А Citroёn Grand C4 Picasso у многих дилеров сегодня предлагается за 652 тысячи рублей, что ниже прайсовой цены на 300 тысяч. Оговоримся, что в данном случае речь идет не о скидке за счет курсов валют – цена действительно стала ниже, чем годом ранее.
Есть основания полагать, что Citroёn продолжит выступать в таком же успешном темпе, например, абсолютно новый C3 Picasso по цене оказался доступнее большинства конкурентов, вроде Nissan Note.
Volkswagen и отчасти Skoda, в свою очередь, получают дивиденды от российской сборки автомобилей, что позволило если и не снизить цену, то хотя бы удержать ее на уровне прошлого года. К примеру, VW Golf VI получился даже дешевле предшественника в ценах 2009 года.
«Представители Citroёn из Франции рассказывают, что сейчас динамика продаж в России достигла своего пикового значения, – говорит менеджер отдела продаж «Ситроен Центр Казань» Иван Лукашенко. – Но если бы не кризис, то рост продаж был бы гораздо выше. Конечно, все это возникло не на пустом месте. Если вспомнить 80-е годы, например, то можно увидеть сильнейшее падение спроса на Citroёn. В те годы компания была на грани банкротства, вообще была куча проблем. Потом постепенно началось возрождение марки, которое продолжается до сих пор. Сейчас привлекательность марки вполне ощутима, и люди буквально узнают Citroёn заново. Причины популярности – насыщенность опциями, налаженный недорогой сервис, поставки запчастей и начавшаяся рекламная кампания. Это способствует развеиванию мифов о нестабильности и ненадежности автомобилей нашей марки, увеличивают объем продаж, развивают интерес потребителей».
Вы спросите, имеет ли смысл покупать машину именно сейчас? Имеет, если интересующая вас марка предлагает реальные, а не мифические скидки. Сравните стоимость нужной вам модели с учетом скидки с прошлогодней ценой – если она ниже, то такой вариант вполне может стоить своих денег. Но не слишком уповайте на маркетинговый демпинг – может оказаться, что осенью новые автомобили будут продаваться по той же цене, что вы купили машину 2008 года выпуска.
Фото: Фото с сайта Thecarfanatic.com