Great Wall Motor Co, одна из крупнейших китайских автомобильных компаний, так и не смогла договориться о создании сборочного производства своих джипов на территории особой экономической зоны «Алабуга». Компании не дают статус резидента ОЭЗ в Татарстане и, соответственно, не позволяют оформить разрешение на крупноузловую сборку. То есть дело не то чтобы в кризисе, а в нежелании наших автопроизводителей иметь под боком конкурента.
В феврале 2007 года в Елабуге было зарегистрировано совместное китайско-российское предприятие ОАО «Великая Стена Алабуга Авто» с уставным капиталом 420 млн руб. GW получила в СП долю в 74,76% акций, минземимущество Татарстана – 24,25%. СП планировало создать на территории особой экономической зоны «Алабуга» завод по производству кроссоверов Hover мощностью 50 тыс. автомобилей в год. Инвестиции GW в проект должны были составить около $100 млн.
Для открытия сборочного производства GW должна была подписать соглашение с МЭРТ о промышленной сборке и соглашение с РосОЭЗ о статусе резидента «Алабуги», что автоматически дает льготный режим налогообложения производства. Льготы позволили бы снизить себестоимость одного собранного автомобиля на 40%. «Великая Стена Алабуга Авто» была создана для ускорения прохождения проекта через профильные министерства. В начале 2007 года СП подало документы в МЭРТ на право работы в режиме промышленной сборки, но не получило одобрения. А уже осенью 2007 года МЭРТ вообще перестало заключать инвестсоглашения о промсборке автомобилей в России.
Председатель правления российско-китайской палаты по содействию торговле машинотехнической и инновационной продукцией Сергей Санакоев считает, что GW лишили поддержки необоснованно. «Китайская корпорация в числе первых пяти иностранных компаний подала документы на организацию сборочного производства и существенно cкорректировала ТЭО в сторону повышения уровня локализации производства до 75%», – сообщил Санакоев.
По мнению Сергея Санакоева, неудачи GW в России могут быть связаны с недобросовестными формами конкуренции. Причиной могло стать нежелание «Северсталь-авто» иметь под боком прямого конкурента. Кстати, два дочерних предприятия «Северсталь-авто» – ООО «Северсталь-авто Елабуга» (производство автомобилей Fiat Ducato) и ЗАО «Северсталь-авто Исузу» (производство грузовых автомобилей семейства Isuzu) – сегодня уже являются резидентами «Алабуги».
«Говорить о том, что компания GW ушла из ОЭЗ «Алабуга», несколько некорректно, – поясняет ситуацию исполняющий обязанности руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по РТ Игорь Носов. – Совместное предприятие ОАО «Великая стена Алабуга авто» существовало только на бумаге. Да, компания намеревалась подать заявку на получение статуса резидента ОЭЗ, но не стала этого делать. Поэтому говорить здесь можно только о намерениях. Мы же со своей стороны сделали все необходимое для оформления документов на статус резидента. Могу предположить, что отказ был отчасти связан с тем, что компании GW было отказано в возможности работать в льготном режиме «промышленной сборки», однако, предоставление права на использование подобного режима находится вне компетенции Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами».
Выводы неутешительные: конкуренция в России и Татарстане – нежелательный фактор. Это ничего, что во всем мире она двигатель прогресса. Ничего, что в результате честной конкуренции цены снижаются, производство становится совершеннее, а уровень жизни быстро растет. Главное – ни за что и никогда не снижать цены!
«В принципе, решение GW было ожидаемым, – считает аналитик ИК «Финам» Константин Романов. – Россия очень неохотно пускает китайских производителей на свой рынок. Это, в частности, связано с тем, что их продукция будет напрямую конкурировать с автомобилями отечественных концернов».