Протискиваетесь ли вы в машине по городским улицам, или наматываете на колеса сотни километров трасс, на любой дороге частенько возникает необходимость «послать сообщение» другому водителю. Поводов множество. Представьте себе, что у соседней машины не закрыта задняя дверь, а в салоне ребенок. Или между двух колес грузовика вы замечаете застрявший камень, который вот-вот вылетит и может ударить в машину идущую следом. Ну не кричать же, высунувшись из окна на улицу. Да и не факт, что услышат. Хорошо ДПС-никам, у них громкоговоритель есть. А простому водиле приходится придумывать специальные методы общения – условные сигналы.
Существует легенда, что на территории СССР начали использовать такие сигналы лет 50 назад. Тогда в одной из газет вышла статья, посвященная вопросам безопасности дорожного движения, автором которой являлся сотрудник милиции. В ней осуждались водители стран «загнивающего капитализма», которые предупреждали друг друга о местах расположения нарядов дорожной полиции миганием фар. Автор статьи явно не подумал о возможных последствиях, и через короткое время все водители СССР весело мигали друг другу фарами, предупреждая коллег о находящихся впереди постах и засадах ГАИ.
Насколько правдива легенда, неясно, но то, что водители сейчас используют массу условных жестов и сигналов – это факт. В автошколе об этом не рассказывают, по крайней мере в материалах занятий урока по сигналам нет. Может быть зря. Ведь от того, как мы ведем себя на дороге, зависит и общая атмосфера, и настроение каждого участника движения.
«Сейчас, когда на дорогах машин стало несравнимо больше, чем еще лет 20 назад, «замаргивать» патрульных с радарами стали меньше, особенно в городе, – рассказывает инспектор ДПС лейтенант Ильсур Акмаев. – В Казани, например, из-за пробок некоторые участки дорог быстро проехать не получится, а на трассах сигналы практически не видны из-за разделительного забора или отбойника. Ну а за городом мы больше часа на одном месте не стоим. Хоть и не все водители сообщают о патруле друг другу, информация все равно передается».
Кстати, двойное моргание фарами применяется не только для того, чтобы предупредить о «засаде». На перекрестке этот жест означает, что вас пропускают. Однократное включение дальнего – впереди опасность, будь внимательнее. Если дальним моргают сзади – хотят чтоб вы пропустили догоняющий вас автомобиль. Перестройтесь вправо и пропустите. Может быть в салоне у торопыги роженица или вообще человек при смерти? Если перестроиться пока некуда, все равно включите правый сигнал поворота, чтобы показать водителю задней машины, что вы его видите и хотите пропустить, как только получится. Кстати, если пропустили вас, не забудьте сказать спасибо, моргнув разок аварийкой. От таких «любезностей» от вас не убудет, а людям приятно, и настроение повышается.
Кстати, требование уступить дорогу, выражающееся во включении дальнего света фар, используется в основном на территории бывшего СССР. В европейских странах применяется более тактичный прием, а именно – включение сигнала левого поворота.
В ночное время сигналы фарами не меняются. Единственно, добавляется еще одно: при встречном разъезде неторопливое переключение с ближнего на дальний и обратно означает «ты меня слепишь». Если при этом у вас горит ближний, задумайтесь: а правильно ли отрегулированы фары? И еще один момент с фарами. Если вас обгоняет фура, мигните ему дальним, если увидите задний борт. Дальнобойщики не все бывают со стажем, а ваш сигнал покажет ему, что он может завершить обгон и вас не задевает.
Раз уж возникла тема обгонов, продолжим. Если у впередиидущей машины, которую вы хотите обогнать, заморгал указатель левого поворота – откажитесь от маневра. Скорее всего водитель предупреждает об опасности, которую вы не видите. Если включился указатель правого поворота – значит, опасность миновала, и вы можете идти на обгон. Обычно этими сигналами пользуются водители больших транспортных средств (автобусов, фур, и тому подобного), поскольку водитель позадиидущего автомобиля не может видеть того, что происходит перед ними, особенно – в условиях плохой видимости. Мигание правым поворотником также может быть просьбой обогнать, если водитель чувствует, что мешает движению других машин (на затяжном подъеме, например).
Ну а про «слова благодарности» морганием аварийной сигнализацией мы уже говорили. Ее, кстати, надо сразу же включать и при возникновении какой-либо аварийной или непонятной вам ситуации (что-то где-то застучало, задымило или вы вдруг потеряли в салоне очки и не видите куда едете). Тормозить можно уже с аварийкой, предупреждая водителей других транспортных средств о возникших форс-мажорных обстоятельствах.
Однако не всегда есть возможность адекватно передать информацию водителю другого автомобиля с помощью световых приборов. В таком случае можно использовать жесты руками. Например, если у водителя едущего рядом автомобиля неплотно закрыта дверь, или дверью прижат ремень безопасности – укажите рукой (можно вытянутым указательным пальцем) в сторону этой двери так, чтобы вас увидели. При необходимости можно предварительно привлечь внимание кратким звуковым сигналом.
Если во время движения внезапно открывается багажник, водитель, как правило, это замечает довольно быстро (как только глянет в зеркало заднего вида). Поэтому если водитель соседнего автомобиля хлопает ладонью по воздуху, значит вы все-так не заметили своего открытого багажника. Чаще надо смотреть в зеркало!
В городе на ярко освещенных улицах можно увидеть авто без света. При этом очень редко это случается из-за неисправности проводки. Чаще всего причиной бывает забывчивость – на дороге и так светло. Чтобы обратить внимание на то, что ему пора включить фары, используйте жест рукой, похожий на мигающую лампочку (резко распрямляющиеся пальцы).
Есть в арсенале дальнобойщиков и смешной жест – «фига». Иногда у грузовых автомобилей между задними колесами застревает булыжник. Стоит ли говорить, какие неприятности могут возникнуть у водителя следующего сзади автомобиля, если булыжник вылетит! Да и на управляемости грузовика это может сказаться не лучшим образом. Чтобы предупредить водителя о том, что между задними колесами его машины находится посторонний предмет, просто покажите ему фигу. Жест, конечно, не совсем приличный, но в данном случае вас поймут правильно.
И еще: если водитель едущей рядом машины явно указывает вам своей рукой на обочину, то как можно быстрее остановитесь – у вашей машины случилась какая-то неисправность, заметная извне, но пока не ощутимая внутри.
«Условные сигналы могут быть и незаметными, – говорит водитель туристического автобуса Руслан Салимов. – Например, кроме поста ДПС, на трассе может стоять и другой контроль. Так и показываем – правой рукой по левому плечу хлопаем. А если стоит гаишник-взяточник и деньги «шакалит», то на карман показываем. Скользкую дорогу показать можно «рыбкой», когда рука как рыбий хвост изгибается. А вообще сейчас уже рации в ходу. Это удобнее и информативнее. Можно узнать последние новости или подробности маршрута. Они, правда, не у всех еще, поэтому и общаемся жестами».