Левый перегонный тоннель от станции метро «Козья слобода» подошел к казанскому кремлю. Через неделю проходческий комплекс «Алтынчэч» должен выйти в демонтажную зону станции «Кремлевская», где метростроевцы начнут разбирать его на части. К маю строители обещают начать проходку правого тоннеля.
По словам главного инженера МУП «Казметрострой» Владимира Жданова, после того, как в районе «Кремлевской» произойдет так называемая «сбойка» (два тоннеля должны соединиться с осевой разницей менее метра), рабочие займутся демонтажем машины «Алтынчэч», вес которой составляет около 400 тонн, а длина (вместе с прицепными тележками) – приблизительно 100 метров. Затем ее вновь соберут в единый комплекс, и предположительно в мае она будет готова к проходке параллельного тоннеля. Соответственно для проезда спецмашин дорожные службы будут перекрывать движение по улице Правобулачной и далее по Ленинской дамбе и Декабристов: строители планируют использовать трейлеры грузоподъемностью 100 тонн. А из-за гигантских размеров и веса комплекса на перевозку может понадобиться два месяца. Название «Козья слобода» происходит, как гласит легенда, от того, что давным-давно во время эпидемии чумы жители слободы принесли в жертву священного козла, а мясо раздали нищим и страждущим. И все, кто его попробовал, сразу выздоровели, а моровая язва исчезла без следа. С тех пор слобода именуется Козьей. Так это или нет, но известно, что именно в эти места мигрировали казанцы, спасаясь от чумы, поразившей город в 1654 году, и в холерную эпидемию 1830 года. Также слобода славилась целебным козьим молоком, которым лечились от чахотки, а еще – травницами, к которым приезжали больные со всего города...
В Казани строительство станций метро приносит водителям немало «неожиданностей»: строители систематически и надолго перекрывают самые оживленные улицы и перекрестки, что приводит к изменению транспортных потоков и созданию пробок. Так, в 2007 году перекресток улицы Зорге и проспекта Победы оказался Т-образным. Метростроевцы поставили забор и стали рыть котлован под будущую станцию. По заверению строителей и властей города, открыть проспект для проезда планировалось еще осенью того же года. Однако уже кончается зима, а «забор и ныне там». Задержки в МУП «Казметрострой» объясняют недостатком финансирования и непредвиденными обстоятельствами.
Например, после аварийного затопления котлована строящейся станции «Проспект Победы» из-за прорыва воды из городских коммуникаций генеральный директор ОАО «Транстоннель» Бадри Порчхидзе пообещал устранить последствия в течение недели. Однако, как показала практика, ликвидация затянулась на месяц и более.
Конечно, нельзя не отметить тот факт, что казанская «подземка» становится все популярнее. «Поток пассажиров метро за 2007 год увеличился на 35 процентов, – поделился цифрами Владимир Жданов. – В день мы регистрируем около 30 тысяч пассажиров. После ввода в эксплуатацию станции «Проспект Победы» это количество увеличится до 80-90 тысяч, а с открытием «Козьей слободы» в 2009 году пассажиропоток может возрасти до 120-130 тысяч в день». По оценкам экспертов, каждый километр казанского метрополитена обошелся в 69,8 миллиона долларов. Для сравнения, средняя стоимость строительства 1 километра метро в мире – 30-40 миллионов долларов. До последнего времени самым дорогим метро считалось каирское (45 миллионов долларов за километр). Таким образом, наша «подземка» самая дорогая в мире.
Пока возведение станции «Козья слобода» не приносит видимых неудобств наземному городскому транспорту, однако с ноября 2007 года в связи со строительством демонтажной камеры в районе станции метро «Кремлевская» оказались полностью перекрыты проезжая часть, тротуар и зеленая зона по улице Ново-Кремлевской на участке от улицы Право-Булачной до улицы Баумана. Открыть проезд планируется 1 апреля 2009 года. О закрытии улицы Декабристов метростроевцы пока молчат. Но в их планах – четыре наземных входа на каждом углу перекрестка Чистопольская – Декабристов.