Что заставляет людей перемещаться по миру на попутках? Авантюризм? Отсутствие средств? Жажда новых впечатлений? Анастасия Хамзина – известный автостопщик, психолог, начинающий гитарист и вообще веселая и общительная девушка – попыталась рассказать об этом способе отдыха и поиска приключений.
– Как давно и почему ты стала заниматься автостопом? Что в этом такого привлекательного?
– Честно говоря, когда пять лет назад я первый раз ехала таким способом, для меня это действие было больше для галочки: «я попробовала это». Тогда мне было всего 19. Это достаточно поздно. Некоторые начинают ездить и с 14, и с 12 лет. Но до 17 лет я жила на Камчатке и про подобный способ передвижения узнала только тогда, когда переехала в Казань. Я не представляла себе, что делать одной на трассе, среди совершенно незнакомых людей... Но потом моя подруга съездила со своим молодым человеком в Москву на какой-то фестиваль, и у меня родилась идея поехать на «Грушу»!
Дело в том, что моя мама – «походница», и я, соответственно, тоже выросла в палатках на бардовских песнях. Мама когда-то была на первом Грушинском, и для меня он стал таким культовым мероприятием, на котором обязательно надо побывать. Тем более если на «Грушу» можно съездить еще и автостопом, то это будет вообще мегамероприятие: можно поставить сразу две галочки и забыть про это. Как с парашютом: прыгнула, поставила заметку, и все.
– Но дело оказалось совсем не в галочке?
– После того, как я побывала на трассе, поняла, что мне нравится делать именно так. Для меня это не просто способ передвижения без денег, но способ знакомства с миром, которого нет в городе. Это ощущение свободы, причем совершенно невероятное. После первой поездки в один световой день, когда мы даже не ночевали на трассе, обратно собирались ехать на поезде: думали задержаться в Самаре у бабушки подруги. Соответственно, бабушка будет провожать и ничего про автостоп знать не должна. Поэтому у меня внутри родилось некое ощущение недостаточности: почему только в один конец?
На фестивале я как раз познакомилась с молодым человеком из Самары, который хотел съездить в Казань, Нижний, Москву. Мы попрощались с подругой и до Казани добирались вдвоем. По дороге он рассказал про фестиваль «Радуга». Это такой хиппи-фест, что каждый раз проходит в новом месте, причем далеком от цивилизации. Когда из дома я позвонила своему другу, чтоб похвастаться своими достижениями, он сказал, что был на «Радуге», которая в тот раз проходила как раз недалеко от Чебоксар. Я, не долго думая, схватила ту же самую подружку, и мы снова рванули автостопом.
– Так сколько длится этот фестиваль?
– «Радуга» бывает три недели. Мы жили где-то неделю. Именно там я и была приглашена в поездку по Карелии. Это было уже первое серьезное путешествие на две недели. После этого я узнала, что есть интернет-ресурсы по автостопу, книги, узнала, что можно через Интернет искать попутчиков. Соответственно, следующую свою поездку в Крым я искала уже на автостопном сайте Антона – основоположника движения в России.
– Плотный график получился. И часто ты так?
– Я такой человек, что не могу сидеть на месте, и в любой свой отпуск стараюсь куда-нибудь выезжать.
– Ты состоишь в казанском клубе автостопщиков?
– Я знаю, что в Казани был такой клуб. Но я к нему не имею никакого отношения. Не знаю, есть ли он сейчас. Несколько лет назад он существовал как достаточно активная организация. Арендовали помещение, была своя форма.
– Страшно ездить автостопом?
– Страх был один раз, когда пришлось внезапно расстаться с партнером (его срочно вызвали в Москву по работе), а мы были под Пензой. Я осталась одна, и тогда этот факт меня кольнул: как сейчас поеду? Но все прошло нормально.
– Какие машины останавливаются больше? Легковые или грузовики?
– Фуры и легковые – 50/50, независимо от того, с кем ты едешь. Например, на Байкал с подругой поехала. И все это заняло где-то полтора месяца. После возвращения поехали в Карелию, но уже с моим молодым человеком… если оценить с этой точки зрения, то получается 50/50. Другое дело, если едешь в паре с девушкой, то скорость передвижения выше: чаще останавливаются.
– Как водители относятся к автостопщикам?
– По-разному, но негативного отношения не встречала. Если человек относился бы негативно, то вряд ли остановил бы машину. Чаще бывает так, что водители восхищаются: «О-о-о, вот я бы никогда не поехал автостопом. Как вы ребята вообще можете, это такая авантюра, и все такое». Как-то раз водитель признался, что не берет автостопщиков, но вот вы стоите такие несчастные под дождем... решил остановиться, потому что пожалел. Часто основной мотив – водитель берет собеседника, чтобы не заснуть или чтобы не скучно было. Вот на майские праздники, когда ездила в Москву, меня от Чебоксар до Нижнего вез водитель, который не спал трое суток. Так и сказал: «я не спал трое суток, давай рассказывай что-нибудь. Я травила байки, и он ложился на руль. Потом его разгрузили-загрузили, и в таком состоянии ему нужно было доехать до Москвы. Если б не я рядом, он бы не доехал.
– Какое нужно брать с собой снаряжение?
– Ну «снаряга» от обычной, конечно, отличается. Во-первых, есть люди, которые ездят вообще без всего. Они ночуют либо с водителями, либо на «вписках» в каждом городе. Это мне пока не интересно.
Вписка – место, где вольный путешественник может получить всяческие блага: ночлег, плиту или еду, вымыться-постираться, просто отдохнуть какое-то время. Вписки есть в каждом городе, нужно только знать их адреса-телефоны или место нахождения. Автостопщики ведут между собой регулярный обмен информацией. Если вы пришли в такую квартиру или дом, познакомьтесь со всеми вписчиками, обменяйтесь с ними адресами. Если хозяева к вам доброжелательны, на вписке можно задержаться и на более длительное время. Не стоит только злоупотреблять гостеприимством.
– Наверно, профессионалы...
– Необязательно, просто отношение и принципиальная позиция – разные. То есть когда ты едешь по знакомым или по специальным квартирам, то дорога рассчитывается на световой день. Если бы я ехала так на Байкал, то мне пришлось бы останавливаться в каждом городе и ночевать. Уфа, Екатеринбург и далее. Но на это нужно потратить больше времени, то есть заехать в город, переночевать, снова доехать до трассы. А если ты ночуешь тут же, то в полночь поставил палатку, в шесть встал и покатил, это оказывается быстрее. Мне это доставляет удовольствие, так как я люблю лес, ночевки именно там. Но все равно снаряжение должно быть компактное.
Сначала у меня был с собой огромный походный рюкзак, палатка на 3,5 килограмма, спальник соответствующий. Но если едешь вдвоем, то у водителей часто возникает опасение, что не поместимся в кабину. Поэтому я все обновила и теперь у меня необходимые вещи умещаются в 45-литровый рюкзак. Маленькая палатка, маленький легкий спальник, газовая горелка, баллончики, котелок.
– То есть это практически поход с некоторыми перемещениями автостопом.
– Но в моих поездках всегда есть конечная цель. Поэтому все остановки в лесу с постановкой палатки не самоцель. Это необходимые остановки по пути куда-то. Например, когда ездила в Киев, пару раз ночевали в лесу. Когда ехали на Байкал, останавливались в основном в городах по дороге туда, а вот когда уже по самому озеру, был самый настоящий поход.
– Совместили приятное с приятным?
– Да.
– А как ты по городу перемещаешься?
– Я всегда в городе езжу на общественном транспорте и всегда за себя плачу. Считаю, что когда ты платишь кондуктору, то оплачиваешь его труд. Цель ведь не проехать на халяву. Хотя есть люди, которые практикуют сити-стоп. То есть двигаются по городу на попутках. Я так не хочу, а вообще мне это немножко некомфортно. В городе водитель зарабатывает этим деньги. А на трассе он сажает не ради денег, а ради общения. Тут уже равноценный обмен. Взамен он получает интересного собеседника и я не чувствую себя обязанной. Тем более я никогда не напрашиваюсь в машину. Знаю, что так можно ездить: в кафе на стоянках подходить к дальнобойщикам и напрашиваться. Я предпочитаю «стопить» машину на трассе – это добровольный выбор водителя.
– Кроме работы администратором, чем занимаешься?
– В прошлом году закончила КГУ, факультет психологии и работаю не по специальности – администратором. Еще увлекаюсь языком, еще в школе год провела в США. Учусь играть на гитаре, как всякий нормальный человек.
– Зимой не было опыта поездок?
– Нет, с моей точки зрения, зимний стоп требует дополнительной «снаряги». Нужна более теплая одежда, теплый спальник, другая палатка. Для того чтоб это все купить, требуется неплохо вложиться. Можно, конечно, ездить и с летним снаряжением, но я не настолько авантюрист – всегда продумываю, куда и зачем поеду, что понадобится.
– Поездки чаще в отпуск?
– Конечно. А когда была студенткой – каникулы. Весенние, летние… или в период праздников.
– Часто молодым людям не дает покоя зуд творчества: куда пойти, куда поехать – что ты посоветуешь?
– Думаю, надо пробовать. Я не позиционирую себя автостопщиком, скорее, путешественница – не могу сидеть на месте. Когда долго в городе, то начинаю чувствовать себя некомфортно, тянет в лес, например, необязательно далеко. Автостоп – просто дополнительное удовольствие. Таких людей, как на трассе, не встретишь больше нигде. Это общение, ощущение свободы и как не странно – доверие к миру. В городе часто чувствую себя напряженной. Но стоит выйти – все как рукой снимает, куда-то уходит. В городе я ощущаю гораздо больше опасностей для себя, может, потому что я выросла в маленьком городке и большой на меня давит… может быть, и не в этом дело. Никогда не нервничаю, если вдруг зависла где-нибудь в три часа ночи, мир меня поддержит. Если я долго стою, значит следующая машина придет, и она будет лучшей.
– Что можешь пожелать начинающим стопщикам?
– Не бояться и пробовать. Трасса отражает твое внутреннее состояние. Если боишься, есть большая вероятность того, что это сбудется. Надо быть открытым миру, этот закон там действует как нигде больше.
– Сейчас что-нибудь планируешь?
– По России много красивых мест, которые хотелось бы посмотреть. Например, на Алтай хотелось бы съездить. В планах, конечно, Европа, Китай, Монголия.